Собер-Баш - «гора-крепость» или «гора-ведьм»?
Гора Собер-Баш (735,8 или 735,6 м) расположена в горной части Северского района Краснодарского края на водоразделе рек Афипс и Убин, в непосредственной близости от станиц Крепостной и Убинской. Горный массив горы Собер-Баш учреждён ландшафтным памятником природы в 1983 г. В ясную погоду трапециевидный профиль вершины виден с юго-западной окраины Краснодара и особенно хорошо с шоссе Краснодар-Новороссийск, когда подъезжаешь к станице Северской. Массив горы, представляет собой природную крепость, имеющую форму усечённого конуса с крутыми склонами по всему периметру и является хорошей панорамной точкой с которой открывается прекрасный обзор, как на Кубанскую равнину, так и на низкогорный мир Большого Кавказа. [4]
Массив горы Собер-Баш сложен осадочными горными породами мелового периода: мергелем, известняком, песчаником, конгломератами и глинистыми сланцами. Его вершинная часть имеет вид выровненной площадки, протяжённостью с востока на запад ~1 км, а с севера на юг ~500 м. В карбонатных породах слагающих массив горы имеет место развитие карстовых процессов, выраженных на поверхности в виде воронок и небольшой пещеры на вершине, небольшого воклюза (родник Калина на западном склоне). По свидетельству жителей Северского района на северном склоне есть (была) большая пещера, в целях безопасности вход в неё завален после Великой Отечественной войны (ВОв). [2, 4, 15]
На вершинной поляне в северо-западной части, был установлен памятник лётчикам, погибшим в небе Кубани в 1943 г. от 2-го Краснодарского авиаотряда. До 1985 г. на этом месте был своеобразный памятный знак из крыла боевого самолёта времён ВОв. Есть сведения, что устанавливали и лопасть вертолёта. Крыло было установлено вертикально, где находилась мемориальная доска с надписью «Слава советским воинам-авиаторам». Памятник установили здесь закономерно по трём причинам. Во-первых, на склоне горы находились советские самолёты подбитые в боях далёкого уже 1942-1943 гг. Во-вторых, если пройти немного за памятник к северо-западной окраине поляны, то взору открывается обширная панорама на Кубанскую равнину с «высоты птичьего полёта». В-третьих, воздушные бои в этих местах были довольно напряжённые, ведь в небе Кубани советские лётчики в ходе ВОв получили превосходство над фашистскими асами. В небе Кубани начинал путь к боевой славе трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин (1913-1985 гг.). В небе Кубани совершили воздушный таран 32 советских лётчика. [4]
Сейчас на этом месте установлен другой памятник. Поисковиками Краснодарской общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» найдено на сегодняшний день на склонах горы Собер-Баш два советских самолёта. Самолёт Бостон А-20 (средний бомбардировщик, тяжёлый штурмовик, торпедоносец) № 13025 потерян 09.11.1942 г. Экипаж: командир экипажа - старший лейтенант Лопатеев Василий Михайлович, штурман - лейтенант Бохонов Николай Герасимович, стрелок-радист старший сержант Носов Яков Яковлевич, воздушный стрелок сержант Данин Николай Александрович. Экипаж погиб. Самолёт найден в декабре 2009 г. на юго-восточном склоне горы Собер-Баш. Самолёт Р-5 (разведчик пятый) советский многоцелевой одномоторный самолёт № 9092, потерян 04.03.1943 г. Экипаж: лейтенант Левченко Пётр Захарович и лейтенант Кудасов Павел Иванович, остался жив. Самолёт найден на северо-восточном склоне горы Собер-Баш. [16] Ходят разговоры, что на склонах горы находится несколько самолётов, но это ни чем не подтверждено.
Высшая точка вершины находится в юго-западной части поляны, имеет абсолютную высоту 735,8 м, она обозначена геодезическим знаком, который располагается в южном направлении от памятника лётчикам за зданием радиостанции. С высшей точки открывается прекрасный вид на горный мир Западного Кавказа. Вот азимуты направлений на некоторые вершины, которые видны отсюда: Медвежья (495,3 м) — 300°; Убин-Су (875,1 м) — 257°; гора Папай (818,8 или 818,6 м) — 243°; гора Бараний Рог (560,6 м) — 145°; высшая точка (490,8 м) хребта Пшаф — 93°.
В 500 м южнее от высшей точки вершины находится ещё одна достопримечательность — панорама со скального обрыва южного отрога горы. Пройти к этому месту просто. От геодезического знака следует компасом определить азимут 190° и в этом направлении спускаться по густому ковру разнотравья. Через 150-170 м начинается узкая каменистая тропа, которая в южном направлении приводит к опушке леса. Здесь склон становится пологим. Не сворачивая с тропы, идущей по лесу, вы придёте к обрыву высотой ~80 м. В этом месте вы вновь почувствуете прелести горных панорам.
На вершине можно посмотреть ещё ряд интересных природных объектов. Для этого вам следует от памятника повернуть по дороге (тропе), ведущей в восточном направлении, которая через 750 м приведёт к северо-восточной окраине вершины. При входе в лес видна тропа, которая через 240 м выведет к роднику. Он расположен у истоков ручья Дулева Щель, который через ~6 км впадает в реку Афипс. Вода в роднике чистая, пригодна для питья. Обычно родник не пересыхает. В 150-170 м от родника в северном направлении находятся две воронки глубиной ~1,5 м. Одна из них заканчивается колодцем ~2 м, на дне которого вход в горизонтальную пещеру, имеющую северное простирание и длину около 10 м. Ход пещеры имеет небольшую ширину и высоту, в некоторых местах приходится передвигаться на согнутых ногах, касаясь боковых стен. Размеры пещеры позволяют осматривать её одновременно только одному человеку.
Ещё здесь можно посетить водопады Дулевой Щели, которые при длительной засухе могут пересыхать. Найти их нетрудно. По тропе от родника следует уходить в северо-восточном направлении. Метров 170 тропа идёт почти горизонтально вдоль углублённого русла ручья Дулева щель. Затем, поворачивает, пересекая водоток, почти на восток и резко снижается. Начинается крутой затяжной спуск ~550 м, который приводит к широкой тропе, пересекающей спуск перпендикулярно. Это так называемая «Соберская кругосветка». Повернув по ней влево по ходу, то есть почти на север метров через 140 подходим к ручью Дулева Щель. Если пройти вверх по течению ручья то можно увидеть один из водопадов, его высота ~4 м, его иногда называют «Слёзы пленницы». Но наиболее примечательный водопад называется «Утаённый» он находится примерно в 300 м ниже тропы пересекающей русло ручья. Подойти к нему можно двигаясь вдоль русла ручья вниз по течению. Спуск с уступа водопада расположен на левом борту ручья. Спустившись по выступам почти вертикального скального обнажения и посмотрев назад, вы увидите 11-метровый водопад, который образован пластами в основном состоящими из известняков и песчаников. [4]
По сведениям Марковина В.И. (1978 г.) в долине реки Убин учтено 18 дольменов [10]. На склонах горы Собер-Баш также ещё сохранились развалы дольменов, их общее количество неизвестно. Но Собербашские дольмены засвидетельствованы в литературе. Развалы, не менее двух дольменов, находятся на западном отроге горы у высоты 382,8 м. Разрушенные дольмены есть на юго-восточном отроге горы у высоты 407 м. Есть развалы дольменов на восточном склоне на абсолютной высоте около 350 м. Они удалены друг от друга в среднем на 3,5 км и считаться одной группой не могут, поэтому они значатся как дольменные группы Собер-Баш 1, 2, 3. Подробнее о дольменах в долине реки Убин можно прочитать в разделе «Тайны дольменов» глава «2.1. Самые доступные для посещения дольмены Краснодарского края».
Исследователями отмечено более 10 вариантов написания названия вершины, среди них Собербаш, Собер-Оаш, Собер-Оашх, Собер-Оашха, Себеркуосха, Себеръоашхъ, Собероашъ, Собероашх, Сыбыркуашх, Собер-Уашх, Собербаш, Собер-Баш и так далее. Это говорит не о многообразии наименований вершины, а о разночтениях в его написании, связанных с языковыми особенностями разных этносов, фиксирующих это географическое название [3]. Перевод топонима в интернете и некоторых рекламных буклетах, носит коммерческий характер, и не имеет отношения к названию вершины. Например, с адыгейского языка его переводят как «Обитель Бога» или «Гора семи ведьм» и прочее, что является ложной этимологией. Попытаемся разобраться, что означает этот топоним.
Османский путешественник Эвлия Челеби, побывавший в горном Закубанье во второй половина ХVII в., указывает, что в долинах рек Афипс и Убин, проживало черкесское племя хатукай, известно с начала ХVII в., одно из его поселений называлось Субай. По легенде хатукайцев, в грозовые ночи, а Э. Челеби в конце апреля сам попал в такую грозу, «происходит битва на земле и на небе между абхазскими и черкесскими оюзами — степными колдунами» [18]. Видимо, хатукайцы и он, под мифическими оюзами, подразумевали абхазского аюстаа - «чёрта», который приносит вред людям и животным. Э. Челеби называет рассматриваемую гору Оюз, что может, видимо, переводится как «Колдун» или «Чёрт».
Люлье Л.Я., описывая Черкесию, приводит легенду о уддах (ведьмах), которые весной, в известную ночь, собираются на вершине горы, называемой Себеркуасха, «гора этого имени на картах Собер-Оаш находится на земле шапсугов» [9]. Название колдунов и ведьм на абазинском, адыгейском и кабардинском языках выглядят похоже, вот соответственное их написание уыд, уды и уд. В структуру рассматриваемого топонима Собер-Баш не входит слово с названием этого мифического существа на языках приведённых этносов. Есть мнение, что название горы Собер-Баш переводится с турецкого языка как «Гора ведьм», но на указанном языке «ведьма» воспроизводится словом cadi. А турецкое saçmalik переводится как «чёрт».
Меретуков К.Х. приводит имя вершины и его перевод, как Сыбыр уашха - «Гора сибиров», то есть гуннов [13]. Он же даёт другой вариант написания и перевода в виде Собай уашх – «Гора (курган) Собаевых», здесь, вероятно, надо понимать, что термин Собай происходит от антропонима [11, 12]. И в этих же публикациях он в примечании указывает «В литературу это название вошло как Собер Iуашъх - «Гора сибиров» [11, 12]. Кроме этого, Меретуков К.Х. приводит следующее толкование топонима «Многие этнонимы (имена народов, прим. автора), … , сохранились в топонимии. Они закрепились за … Собэй «Собай» (от собэй — собай) — название горы в Северском районе» [14].
Изложение информации по этимологии топонима Собер-Баш у Меретукова К.Х. [11, 12, 13, 14] даётся не взаимосвязано и в разных изданиях каждый из приведённых вариантов представляется, как бы, самостоятельным и независимым от предыдущего. Согласно его данных вершина названа двумя этнонимами - гуннов-сибиров и собаевцев и одним антропонимом Собай. «Видимо, предлагаемые автором (Меретуковым К.Х.) два толкования смысла оронима (гора Сибиров, гора Сабаевых) и введение сразу трёх новых транскрипционных версий свидетельствует о том, что вопрос решался на уровне предположений, не установивших полного фонетического соответствия названия первоисточнику и, следовательно, рассматриваться в качестве решённого не может» [8].
Коков Дж.Н. приводит описание этнонима «собай, собайцы» со ссылкой на кавказоведа Лаврова Л.И. и не указывает, что этот этноним имеет отношение к топониму Собер-Баш [5, 6]. Племя (род) собай к концу ХVII в. растворилось среди хатухайцев. Коков Дж.Н. выводит топоним Собер-Баш из Себеркуасхь, где -куасхь адыгейские къушъхьэ – «гора» и себер из сэбыр – этноним, под которым адыги и другие народы Кавказа подразумевают гуннов - древнее тюркское племя [6]. Сыбыры (сибиры) в VI в. на территории Северного Кавказа играли значительное влияние. Следует отметить, что «население нижнего течения реки Кубань, не входило в савирскую конфедерацию» [17]. На местность, где расположена рассматриваемая вершина, их влияние не распространялось. Это ставит под сомнение версию образования топонима Собер-Баш от этнонима гуннов-сыбыров.
Вот пример, как могут изменять смысловое значение топонима современные авторы. В долине реки Белой есть глухое место, которое обозначено на картах микротопонимом урочище Сибирь, расположено в среднем течении безымянного ручья протяжённостью ~5 км. Есть исследователи, которые считают, что это топонимический след гуннов, которых на Кавказе называли сибиры. Дело в том, что топоним Сибирь, попал на советские карты благодаря геологам только в середине 50-х годах ХХ в., то есть топоним «молодой». А придумали его геологи для урочища, так как оно расположено в глухом месте, где, произрастает много пихты и бука, что, видимо, им напомнило сибирскую тайгу. Впоследствии имя урочища краеведы приписали и ручью протекающему здесь. А то что урочище обязано своему названию гуннам-сибирам написано в красивой книжке по топонимике, изданной в начале ХХI в. На самом деле гуннов здесь никогда не было. Так рождаются сказки, которые выдают за «истину» и подобной народной (ложной) информации много в современных краеведческих книгах и особенно в интернете. Местность, где находится урочище Сибирь на самом деле глухое и редко посещаемое, так как труднопроходимое. Оно находится перед началом Гранитного ущелья на левом берегу реки Белой сразу за Блокгаузной поляной.
Лавров Л.И. считал, что в топониме правильнее видеть арабское слово сабир, означающего «белые облака» и адыгейское уашъх - «гора», что буквально означает «гора покрытая облаками» [7]. В этой версии нет обоснования, поэтому нет оснований считать его убедительным [17]. Станица Крепостная, основана в 1864 г. как Собероашская, с 1866 г. числилась как посёлок Афипский, в 1868 г. переименована в посёлок Смоленский, а в 1908 г. станица переименована и преобразована в станицу Крепостную. Названия станицы Собероашская и Крепостная связаны с описываемой вершиной. Первое название станица получила от собственного названия вершины Собероаш. Есть предположение, что современное название станице «дано по природной крепости на горе, расположенной в юрте станицы», то есть от формы описываемой горы и является переводом первого названия станицы и вершины [3]. Видимо, основатели станицы Крепостной, вершину сравнивали с крепостью, отсюда и современное название селения. Но является ли слово «крепостная» переводом топонима Собер-Баш?
Выше сказанное может служить косвенным подтверждением ещё одного, возможного, перевода топонима от турецкого словосочетания Sebat–Bas (Себат–Баш), где себат – «непокорный, стойкий, упорный» и баш – «вершина», то есть «Непокорная вершина» или «Крепость-вершина». Приведённая тюркоязычная версия имеет предположительный характер и, вероятно, является совпадением [3]. Собер-Баш типичная «лысая гора» на плоской вершине которой располагается огромная поляна. Есть народное выражение «ведьмы летают на лысую гору». Это происходит ежегодно в первую майскую ночь. Видимо, потому что Собер-Баш - лысая гора, поэтому с ней связывают мифы о ведьмах, колдунах и чертях.
Топоним Собер-Баш состоит из двух слов собер- и -баш. Этимология именно первой части названия вершины вызывает споры. Как отмечает Пьянков А.В., до настоящего времени на Кубани сохранились топонимы, не получившие объяснения на основе абазинского, адыгского, русского и тюркского языков [17]. По всей видимости, эти топонимы, имеют более раннее индоиранское происхождение. В качестве примера он рассматривает топоним Себер/Собер. Как вариант перевода этого топонима, он приводит осетинское слово burku - «место шабаша ведьм и колдунов», созвучного слову Собер [1, 17]. Он так же предполагает о, возможном, происхождении топонима от сложного слова sawberaeg - «чёрный волк», или от осетинского имени демона Sawbaraeg, что буквально означает «Чёрный всадник». «Чёрный волк» и «Чёрный всадник» или загадочное слово burku, возможно, имеют отношение к нашей «Горе колдунов», но подтвердить это или опровергнуть могут лишь исследования специалистов-языковедов, …» [17].
Существует ещё версия перевода названия вершины с адыгейского языка, как «Воин без головы», данное предположение не бесспорно. «Гору-крепость» можно сравнить с «Воином без головы», где воин – это гора-крепость, а без головы, потому, что вершина горы плоская и её как бы нет. Но адыгейское слово зэолI означает - «воин», а шъхьэ-нчъэ - «безголовый», что не соответствует строению рассматриваемому топонима. Быть может, эта версия перевода является переосмыслением осетинского мифа о «Чёрном всаднике».
На каком из двух вероятных вариантов этимологии топонима Собер-Баш остановится — «гора-ведьм» или «гора-крепость»? То, что вершина является природной крепостью бесспорно, но значение современного названия горы, как «Непокорная вершина» или «Природная крепость» спорно. Хотя возможен тюркоязычный вариант Sebat–Bas - «Крепость-вершина». Но, быть может, первая часть топонима здесь является сложным индоиранским словом. Мифы о burku и Sawbaraeg или sawberaeg, аюстах и удах, видимо, есть звенья одной цепочки, которую народы поддерживали разными названиями мифических существ, видоизменяя древнее название в зависимости от своих языковых особенностей. Что привело к современному названию, которое относят к мифотопониму. Я так думаю, что географическое название Собер-Баш относить к мифотопониму, следует с осторожностью. И окончательно ставить точку в переводе этого топонима, наверное, не стоит. Мифотопоним — географические названия, в основе которых лежат мифы, сказания о богах, легендарных героях, сказочных существах.
Вторая часть рассматриваемого топонима -Баш легко переводится независимо от вариантов его написания: адыгейские -кушха – «гора» и -уашх – «курган, холм»; кабардинское -уашха – «курган, холм»; абхазское -ашьха – «гора»; тюркское -баш – «голова, вершина горы». Географический термин баш вошёл в название вершины, поэтому на картах его вторая часть подписана с заглавной буквы. Смысловое значение всех вариантов второй части названия сходно. На каком из них остановиться? Вероятно, этого делать не стоит, потому что народы вершину называли по-разному, сохраняя, по возможности, первую более древнюю часть. На карты ХХ в., советский период истории России, во второй части названия напечатали тюркское слово -баш. Это было сделано для упорядочения номенклатуры географических названий, так как картами пользуется не одно ведомство. А разноязычное название вершины осталось в литературных источниках. [3]
Использованная литература и источники
- Абаев В.И. «Историко этимологический словарь осетинского языка. Том 1. А-К». Л., 1958 г.
- Знай свой край. Словарь географических названий Краснодарского края. Авторский коллектив. Краснодар, 1974.
- Ковешников В.Н. О реликтовых топонимах индоевропейского происхождения в горном Закубанье. Курорты. Сервис. Туризм. Научно-методический и информационный журнал № 2 (23). Краснодар, 2014.
- Ковешников В.Н. Путешествие по красавице Кубани. Путеводитель. Краснодар, 2012.
- Коков Дж. Н. Адыгская антропонимия. Нальчик, 2001.
- Коков Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик, 1974.
- Лавров Л.И. Топонимические заметки. Кавказский этнографический сборник, VII. М., 1980.
- Лозовой С.П. Географические названия на карте Краснодарского края: современное состояние, неустойчивость и проблемы единства их применения. География Краснодарского края (сборник статей). Краснодар, 1994.
- Люлье Л.Я. Черкесия (историко-этнографические статьи). 1857. Репринтное издание, 1990.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп, 1981.
- Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М., 1990.
- Меретуков К.Х. Из топонимики Северо-Западного Кавказа. Учёные записки. Том XII. Майкоп, 1971.
- Меретуков К.Х. О некоторых этнонимах в адыгейской топонимии. Вопросы адыгейского языкознания. Выпуск V. Майкоп, 1985.
- Печёрин А.И., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодар, 1980.
- Порфирьев Е.А. Битва за небо. Воздушные бои в небе Кубани сквозь призму поискового движения. Краснодар, 2012.
- Пьянков А.В. Гора Собер-Баш (Сыбыр-Уащъхъ) — гора «колдунов». Краеведение на Кубани: проблемы, поиски, решения. Коллективная монография. Выпуск 1. Краснодар, 2017.
- Э. Челеби. Книга путешествий (извлечения из сочинений турецкого путешественника XVII в.). Выпуск 2. Составитель и ответственный редактор А.Д. Желтяков. Предисловие А.П. Григорьева. Примечания и комментарии А.П. Григорьева и А. Д. Желтякова. М., 1979.
- Фрагменты карт, приведённые в тексте очерка, взяты на сайте ЭтоМесто.