1.13. Письменность во времена строительства дольменов
«В 5-3 тыс. до н.э., как выявила историческая наука, появляется письменность, первейшей функцией, которой была фиксация хозяйственных и торговых отношений, а также административного и военного управления»
О культуре строителей дольменов существует много гипотетических мнений, в том числе и то, что она возникла в до письменный период. Но в такой развитой культуре как дольменная, письменность не могла не существовать. Другой вопрос, почему мы о ней не знаем? Можно предположить, что письменные источники того периода не сохранились и до нас дошли только сооружения тех древнейших времён, т.е. дольмены. Возможно, письменные свидетельства строителей дольменов были уничтожены временем или людьми, т.к. находились на недолговечных или хрупких носителях — глиняные или деревянные таблички. Возможно, писали на камнях красками, но она осыпалась или выцвела. Находили же в дольменах красный порошок, считается, что это был ритуал. Быть может, эта краска, также использовалась и для надписей сделанных внутри погребальной камеры дольмена. Но письмена в виде петроглифов энеолита и бронзы, найдены, но их не могут перевести.
Палеолит (от греческих слов palaios – «древний» и lithos – «камень») — древнекаменный век, первый исторический период каменного века, закончился примерно 12-10 тыс. лет назад.
Мезолит (от греческих слов mesos – «средний» и lithos – «камень») — средне каменный век, время перехода к неолиту, заканчивается примерно 8-6 тыс. лет назад.
Неолит — ново-каменный век, последняя эпоха каменного века, датируется с 8-3 тыс. до н.э.
Энеолит — медный камень век, переходный период от каменного века к бронзовому веку, время появления первых орудий из металла, датируется примерно 4-3 тыс. до н.э. [21]
В 5-4 тыс. до н.э. на Евразийском континенте на территории Месопотамии, Иранского плато и Средиземноморья (подразумевается бассейн Средиземного и Чёрного морей), происходит расцвет ранних земледельческих цивилизаций. В бассейне Средиземноморья образовались культуры основанные на земледелии, скотоводстве, собирательстве, охоте и рыболовстве. [11] А в Причерноморье развилась культура энеолита с ведущей ролью металлургии. К 3 тыс. до н.э. металлургия превратилась здесь в ремесло.
В период энеолита значительно возросло количество жителей, и увеличивается число поселений по сравнению с предыдущими эпохами. На протяжении периода с середины 4 до начала 3 тыс. до н. э. в Средиземноморье, т.е. и в Причерноморье происходят значительные хозяйственные, социальные и культурные изменения. К бронзовому веку здесь образовались культуры, основанные на местных традициях. У этих культур были и общие черты. Для них было характерным строительство мегалитических гробниц – дольменов и развитая металлургия [11]. Металлургия, позволила создать более совершенные, удобные и производительные орудия труда, оружие, и улучшила охоту и рыболовство. Земледелие, а как следствие и скотоводство получили в своём развитии качественный и количественный скачок. К началу 3 тыс. до н.э. в таких очагах культуры произошёл максимальный прирост населения, которое можно было использовать не только в земледелии, охоте, рыболовстве или как воинов, но и в качестве строителей трудоёмких дольменов и укреплённых поселений.
Памятник археологии Мешоко. Например, на высоком скалистом берегу, расположенном при слиянии реки Белой и её правого притока ручья Мишоко, в 50-х годах ХХ в. была обнаружено древнейшее энеолитическое укреплённое поселение Кубани, получившее название Мешоко, находится у южной окраины посёлка Каменномостского Майкопского района Республики Адыгея на абсолютной высоте 540 м. Этот памятник отнесён к майкопской культуре [21].
С северо-восточной части поселение Мешоко, которое в плане представляло треугольник, площадью 1,5 гектара, было защищено каменной стеной с максимальной выстой кладки 2 м, длинной 150 м, толщиной местами до 4 м. А с юго-востока и запада оно было защищено естественным каменным обрывом, высотой до 20 м, ущелий реки Белой и ручья Мишоко. Изнутри к стене были пристроены жилища из кирпича сырца. Большая часть территории внутри защитной стены была не застроена и, вероятно, предназначалось для загона домашних животных (коров, лошадей, овец, свиней) [21].
«Отличительной особенностью этой стадии было наличие централизованной власти, регламентирующей производство, потребление и распределение благ, а также чёткое разделение территории между общинами» [11]. Сами дольмены были своего рода памятниками, символизирующие власть вождя и местами суеверных поклонений. В 5-3 тыс. до н.э., как выявила историческая наука, появляется письменность, первейшей функцией, которой была фиксация хозяйственных и торговых отношений, а также административного и военного управления. В глубокой древности, письменность обслуживала элитарные слои раннего классового общества: вождей и их приближённых, военную элиту, служителей культа, купцов [11].
Первой на Ближнем Востоке считается появление шумерской письменности в южной части Месопотамии с конца 4 по 2 тыс. до н.э. Письменность считают изолированной, а её родство с каким-либо другим языком не установлена. Была открыта в ХIХ в. Второй, известной письменностью была эламская, относится к периоду с 3 по 1 тыс. до н.э. Письменные документы на эламском языке были найдены в различных частях Иранского плато. Среди петроглифов, найденных на территории историко-геологического памятника Каменная Могила (Запорожская область Украины), обнаружены начертания символов очень похожих на клинопись шумеров. Здесь же обнаружены начертания знаков соответствующих эламской письменности. Большинство этих петроглифов относят к эпохе энеолита и бронзы. Хуррито-урартская письменность появляется в 3 тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. Языковая семья, использующая эту письменность, считается вымершей, её носители проживали в Закавказье, на севере Месопотамии и на юго-востоке Малой Азии. Ассирия-вавилонская (аккадская) письменность появилась в Месопотамии в 3 тыс. до н.э., просуществовала до начала нашей эры. Хаттский язык — язык древнего населения северо-восточной части Малой Азии. Датируется с 3 по начало 2 тыс. до н.э., относится к вымершим языкам. Хеттская письменность – её носители хетты-индоевропейцы, известны по иероглифическим и клинописным письменным памятникам периода (?)2000/1800-1200(?) гг. до н.э. Локализуется на территории Малой Азии. Памятники хеттской иероглифической письменности стали известны с середины, а клинописные письмена в конце ХIХ в. Хеттский язык относится к мёртвым языкам, расшифрован в первой половине ХХ в. Лувийский язык — древний индоевропейский язык, был распространён с середины 2 тыс. до начала 1 тыс. до н.э. в южной части Хеттского царства (Малая Азия). Приблизительно с VI в. до н.э. относится к вымершим языкам. Крито-микенское письмо, появилось на берегах Средиземного моря. Оно засвидетельствовано в период с 2100 по 1200 гг. до н.э. – относится к исчезнувшему. Эта письменность обнаружена так же на островах Мелос, на острове Крит и архипелаге Киклады в Эгейском море. Финикийский алфавит, считается одним из древнейших, он существует со 2-го тыс. до н.э., зародился в древнем государстве Финикия, расположенном на восточном побережье Средиземного моря. Арамейская письменность, появляется в 1200 г. до н.э., распространена была на современной части Сирии и юго-востоке Малой Азии. Ханаанская письменность появилась на рубеже 2 и 1 тыс. до н.э. на восточном берегу Средиземного моря. Троянское письмо датируется 1700-1400 гг. до н.э., появилось в Малой Азии у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Карийская письменность датируется со 2 до середины 1 тыс. до н.э., локализуется на юго-западном побережье Малой Азии. Принадлежит к вымершей анатолийской ветви индоевропейских языков [2-10].
Обзор письменных источников-языков указывает на их лингвистическую пестроту и плотность размещения. Вероятно, наряду с языками, дошедшими до наших дней или обнаруженными археологами, существовали языки не сохранившиеся и ещё неизвестные нам. В Предкавказье и Закавказье издавна складывались относительно крупные этнические образования: киммерийцы, меоты, скифы, аланы, армяне и др. «На равнинах возникали древнейшие государства: Урарту, Колхида, Иберия, Боспорское царство и др. В горах же до сих пор существует большая этнолингвистическая пестрота, до самого XIX в. сохранялись ни от кого не зависимые маленькие союзы сельских общин со слабовыраженной классовой структурой (Вольная Сванети, Абадзехия, некоторые части Осетии, Ингушетии и Чечни и др.).
Горные хребты служили этническими и политическими границами. Главный Кавказский хребет, являлся непреодолимым препятствием для иноземных нашествий с юга и с севера. До включения Кавказа в состав Российской империи ни одному государству не удавалось распространить свои владения на обе стороны высокогорной зоны, т.е. большей части Главного Кавказского хребта. Этот хребет издавна определял направление сухопутных магистралей между Северным Кавказом и Закавказьем» [13].
Современная этническая карта Кавказа, который является физико-географической страной, живой тому пример. Здесь насчитывается более 40 автохтонных языка, не родственных языковым семьям за его пределами. В настоящее время принято считать, что аборигены Кавказа говорят в основном на языках, следующих языковых семей:
- индоевропейской (армяне, славяне, осетины и др.);
- северо-восточной (нахско-дагестанская);
- северо-западной (абхазо-адыгская);
- тюркской (азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы и др.);
- южно-кавказской (в основном грузины).
Армянский язык является одним из древнеписьменных среди индоевропейских языков. Армянский алфавит был создан в середине 1 тыс. до н.э. С армянским языком в разное время соприкасались хеттский, лувийский, хурритский, урартский, арамейский и др. Осетинский язык относится к индоиранской ветви индоевропейских языков, сохранил генетическую преемственность с языком алан, сармат и скифов, возможно, и киммерийцев. Предки современных осетин — кавказские аланы, имели письменность в начале 1-го тыс. н. э. Абхазо-адыгская языковая группа (абхазы, абазины, адыги и убыхи) до ХХ в. не имела письменности. [16]
Долуханов П.М. отмечает, что уже в древности «Языковая и этническая картина древнего Востока была крайне мозаичной. Эта пестрота была унаследована от эпохи палеолита. В сравнительно малочисленных изолированных охотничьих группах могли формироваться и долгое время существовать самобытные языки» [11]. На Западном Кавказе также образовалась, и долгое время сохранялась языковая культура, занимающая ареал современного распространения памятников-дольменов.
Долуханов Павел Маркович (1937-2009 гг.) археолог, доктор географических наук.
В 1960 г. в посёлке Северо-Восточные Сады, расположенном на окраине города Майкоп, была найдена каменная плита на которой были начертаны письмена. Впоследствии эту находку стали называть Майкопская плита, по месту обнаружения и по возрастной принадлежности, т.к. письмена нанесённые на плиту были датированы майкопской археологической культурой или относилась к более древней культуре. Датировка этой находки предположительная, но даже если её возраст считать концом 3 тыс. до н.э., то она является самым древним материальным артефактом письменности на территории России. Начертания на плите исследовались Лавровым Л.И. в 1963 и 1967 гг., Крупновым Е.И. в 1964 г., Турчаниновым Г.Ф. с 1963 по 1989 гг. Попытки расшифровать письменность на плите ещё не получили признания научного общества и не дана оценка. Как считается эта плита единственная.
Лавров Леонид Иванович (1909-1982 гг.) выдающийся кавказовед, этнограф, доктор исторических наук.
Крупнов Евгений Игнатьевич (1904-1970 гг.) известный археолог, кавказовед, доктор исторических наук.
Турчанинов Г.Ф. расшифровал текст Майкопской плиты. Согласно его данным автохтонные жители Кавказа, именовали себя ашуйцами, в этой народности различались племена. Их государство (союз, царство) Ашуя просуществовало приблизительно с середины 3 тыс. до н. э. до начала нашей эры. После его распада здесь остались этносы абазины (абаза), абхазцы (апсилы) и убыхи (пёх), которые относились к одной ашуйской (по-абхазски ашвуа) народности [23].
Многое из ашуйского языка сохранилось в абазинском языке. Турчанинов Г.Ф. полагал, что в древности слово адамра, современное название дольменов абхазами, звучало так же как и ныне. «Адамра слово религиозное, связанное с культом мёртвых предков, в своё время святое, а потому как большинство слов подобного типа во времени устойчивое». Адамра сложно-составное слово, обозначало «место захоронения», т.е. было священным. После анализа слова, он делает вывод, что в далёком прошлом оно в устах ашуйцев означало «это великих место» [23, 24]. Его работа «Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа» (1999 г.), не признана многими лингвистами, как и перевод текста Майкопской плиты.
Турчанинов Георгий Фёдорович (1902-1989 гг.) – советский лингвист, филолог, историк языка, доктор наук, автор и первооткрыватель гипотезы о протокавказской или ашуйской письменности.
Турчанинов Г.Ф., считает надпись на Майкопской плите памятно-строительной, её возраст ХIII-XII вв. до н.э. (~3200 лет). Он приводит следующий перевод с плиты: «||, Этот (город), кому принадлежит, — царь великий, наш царь Мпн есть || Город А(и)а его собственность есть | Правитель Хз его соорудил | в месяц Сева | в 21-м году | на самой окраине Страны гор ||,» [23]. Сейчас в интернете есть несколько иной его перевод «Этот азегского царя великого Мараны потомок (сын) есть. Крепость Айа(я) его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя, в начале месяца сева, в 21-м году соорудил эту крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху».
К этому можно добавить, что очень похожая находка, на Майкопскую плиту, была сделана в Абинском районе Краснодарского края. Камень с петроглифами, так он назван в городе Абинске, находится в муниципальном учреждении «Музей Абинского района». Абинская плита датирована эпохой ранней бронзы. Возможно, подобные находки хранятся и в других музеях Кубани, особенно школьных, или частных коллекциях и о них не знают, что это такое.
Или другая информация о начертаниях, которые сохранились на камнях под открытым небом. В 2013 г. в районной газете «Предгорье» была опубликована статья «Эти загадочные петроглифы», автор Ассовский В.Г. из посёлка Псебай Мостовского района Краснодарского края. Автор условно классифицирует петроглифы на три группы, указывая их расположение у кордонов Черноречье и Третья Рота, у посёлков Никитино и Псебай (долина реки Малая Лаба), в междуречье рек Белой и Мал. Лабы, у перевала Псеашхо. Вот как заканчивает своё повествование автор статьи Ассовский В.Г.:
«Это рассказ только о некоторых петроглифах, имеющихся в Мостовском районе. А сколько ещё никому неизвестных наскальных надписей остаются заросшими мхом, засыпанными землёй! Печально, что у археологов до сих пор нет возможности освоить эти послания эпохи мегалитической культуры Западного Кавказа.
Но даже без серьёзных исследований ясно, что петроглифы являются интереснейшим, но, к сожалению, малоизученным культурным слоем истории. Хочется, чтобы специалисты приоткрыли завесу таинственности над наскальными изображениями аборигенов. Их расшифровка позволила бы узнать, что за люди жили здесь, род их занятий и что заставило их браться за такой нелёгкий труд — резьбу по камню. До сих пор неизвестно, то ли эти знаки — прообраз письменности, то ли у человека возникла необходимость создания мест поклонения божествам. А может, это банальные дорожные указатели бронзового века?
Широкую палитру петроглифов как по форме, так и по содержанию, объясняют большой временной отрезок их создания, смена племён и народов, проживавших на нашей территории, и частичная зависимость людей от окружающего их ландшафта. Но есть уверенность, что среди наших далёких предков были талантливые мастера, овладевшие искусством резьбы по камню и сумевшие увековечить своё миропонимание, ритуальные символы, абрисы животных, которым они поклонялись, и даже портреты, видимо, выдающихся личностей того времени». [1] Краткие данные из статьи Ассовского В.Г., дополнить информация о петроглифах, получивших название по наименованию реки Уруштен.
Петроглифы Уруштена — самое крупное скопление древнейших письменных посланий людей бронзового века на Кубани, расположено в Мостовском районе Краснодарского края на территории Кавказского государственного заповедника (КГЗ). Здесь обнаружено более двадцати их начертания (точной цифра автор назвать не может) на различных каменных плитах, расположенных вдоль тропы на протяжении 8-9 км. Сказать просто, что это маркировка тропы, будет слишком наивно. Да, вероятно, среди знаков на камнях есть и маркировка для следования в определённом направлении. И если вы проследите расположение этого древнейшего пути по современной карте, то он окажется очень логичным и безопасным для путешествия из долины реки Малая Лаба, через Главный Кавказский хребет в долину реки Мзымта. Чей это был маршрут? По-видимому, вначале охотников и пастухов, воинов и купцов, а возможно простых людей искавших благоприятные места для проживания или жрецов стремящихся найти сакральное место для поклонения главным своим божествам — Солнцу и Предкам.
Петроглифы Уруштены отнесены к памятникам истории и культуры Кавказского государственного заповедника, являются свидетелями истории народов Западного Кавказа, частью истории Российской Федерации, и составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия. Они представлены, в основном, двумя типами чашеобразными лунками с желобками и геометрической орнаментикой в виде выбитых на камне решёток, крестиков, звёзд, чёрточек и др. Существует мнение, что указанные типы петроглифов имеют не только внешнее различие, но и сделаны они в разное историческое время. Расшифровать их ещё не удалось, существуют лишь предположительные мнения об их назначении.
Первые петроглифы можно осмотреть по правому берегу реки Уруштен (Чёрная), в 2 км выше по течению от её устья (от моста через реку Уруштен). К ним можно попасть двигаясь вдоль русла реки по тропе. В эту группу входят два скальных обнажения и большой валун с начертаниями. Если двигаться далее по тропе вдоль русла реки Уруштен, после брода через речку Азиатская (Армовка) — правый приток, можно осмотреть ещё не менее двух камней с петроглифами [12].
По мнению исследователей из Адыгеи орнаментика, вдоль тропы, ведущей на хребет Снеговалка, наносилась на камни за период с эпохи неолита до средневековья. Здесь исследовано около 50 камней с рисунками, назначение их различно, предположительно: астрономическое, геральдическое, календарное, культово-ритуальное, письменное, путеводное, хозяйственно-учётное, художественно-культурное. Вероятно, если суммировать все петроглифы, обнаруженные в долине реки Мал. Лаба и её левого притока реке Уруштен, то их общее количество составит не менее 100 месть с начертаниями.
Петроглифы Уруштена мало изучены и исследованы, хотя известны они с ХIХ в., когда здесь проходила паломническая тропа, связывающая северные склоны Большого Кавказа с Черноморским побережьем, где расположился с 1875 г. Новоафонский монастырь. Некоторые петроглифы в виде крестов, по всей видимости, были нанесены паломниками, дополнив имеющиеся здесь начертания. С 50-х годов ХХ в., когда по этой тропе стали активно проходить туристы, петроглифы были открыты вторично. Исследованием этих петроглифов занимались такие известные советские археологи как Аутлев П.У. и Формозов А.А.
Петроглифы Уруштена, описаны в научной работе Садовникова В.А. [19]. Его работа, иллюстрирована большим количеством рисунков петроглифов. Такая наглядность позволяет представить древние начертания в их первозданном виде, а рисунок передаёт содержание петроглифов лучше чем фотография. По таким рисункам, возможна их дешифровка.
Ещё одна тропа с петроглифами, ведущая к северному подножью вершины Ятыргварта, по склону горы Вышка (1651,8 м), начинается в районе кордона Третья Рота Кавказского заповедника, расположенного на левом берегу реки Малая Лаба. До выхода на водораздел хребта Снеговалка от кордона Третья Рота по тропе, следует проделать путь на подъём примерно 7 км. У урочища Вал, она соединяется с тропой, начинающейся в устье реки Уруштен. Всего от кордона Третья Рота до урочища Вал, насчитывается более 10 месть с начертаниями на каменных поверхностях. Петроглифы или начертания обнаруженные у тропы ведущей от кордона Третья Рота по склону горы Вышка различны: углубления или воронки различной формы и размеров; пропилы (у других исследователей они называются желобки, прим. автора) различной длинны (дугообразной формы и линейные), зачастую пропилы соединяют углубления; различных размеров кресты, круги, овалы, дуги, треугольники, подобие квадратов и др. [12]
Памятник археологии Аишха, находится примерно в 250 м от перевала Аишха (2401, 5 м), на склоне северной экспозиции хребта Аишха, от которого и получил своё наименование, расположен на абсолютных высотах 2400-2430 м. Хребет Аишха, является составной частью Главного Кавказского хребта (ГКХ) и находится на водоразделе рек Малая Лаба и Мзымта и расположен на территории КГЗ. Памятник Аишха, включает комплекс различных сооружений, как по архитектуре и назначению, так и времени сооружения, это каменные пустотелые курганы с входами, ацангуары и плита с петроглифами. Ацангуарный комплекс Аишха, относится к раннему средневековью. Некоторые наскальные рисунки комплекса Аишха можно отнести к средней и поздней бронзе [18, 19].
«… среди малых курганов лежит прямоугольная каменная плита, ширина плиты 1,5-2 м, длина 2,5-3 м. Большая площадь плиты имеет … гравировку в виде геометрического орнамента (петроглифы), … в виде спиралей, концентрических кругов, … Все округлые линии имеют правильные очертания, … средние размеры деталей орнамента 5-10 см» [19]. Спиралевидный геометрический орнамент аишхинских петроглифов сравнивают с солярными знаками. На взгляд автора, они больше напоминают знаки, обозначающие бесконечность — вечность. Среди ритуальных знаков на камень могли нанести и родовой знак (знаки) — тамгу (слово имеет следующие значения «клеймо», «печать», «тавро»). По возрасту петроглифы памятника Аишха, относят к раннему средневековью.
По мнению Долуханова П.М. «рискованно видеть в археологических культурах отражение этнических и тем более языковых общностей», т.е. «язык письменных документов мог не соответствовать языку основной массы земледельческого населения» [11]. Поэтому найденные источники древней письменности могут отличаться от современных языков, сложившихся в сложных исторических условиях и не только из-за огромного временного разрыва. «Устанавливаемые лингвистические смены языков, по-видимому, не сопровождались сменами населения и его духовной и материальной культуры» [11]. Правящей элите письменность нужна была не только и даже не столько для внутренних политических и религиозных целей, сколько для внешних сношений и торгово-экономических связей с другими «государствами», союзами или племенами.
Археологическая дольменная культура существовала. Некоторые из исследователей этой культуры склонны к тому, что строители дольменов, могли иметь отношение к образованию на Кавказе северо-западной языковой семьи. Но могли и не иметь, как доказывают другие. Вероятно, здесь следует привести и мнение учёного, археолога-историка Николаевой Н.А. «Этническая история Северного Кавказа создавалась в ходе этнокультурных процессов, объединивших Северный Кавказ и Центральную Европу в 3-2 тыс. до н.э., поскольку Кавказ был транзитной территорией. … Несомненно, что древняя история Северного Кавказа до середины 1 тыс. н.э. составлена фактами и событиями из истории народов, говорящих по большей части на северо-кавказских и индоевропейских языках, которые зафиксированы на Кавказе с глубокой древности.
Однако, если время появления северо-кавказцев на Северном Кавказе пока точно не определено, как неизвестны и археологические памятники, имеющие несомненную северо-кавказскую атрибуцию, то археологические памятники 3-2 тыс. до н.э. на Северном Кавказе, имеющие индоевропейскую атрибуцию, достоверно известно.
Поскольку этническая характеристика населения более ранних эпох, чем 3 тыс. до н.э. на Северном Кавказе пока не может быть установлена, то правомерно считать индоевропейцев коренным населением Северного Кавказа, проживающим непрерывно в регионе, начиная с 3 тыс. до н.э. вплоть до современности» [17].
Мнение Николаевой Н.А., могут также подтвердить исследования Трубачёва О.Н. о языке «причерноморских» ариев [22]. Тернавский Н.А. исследования Трубачёва О.Н. дополняет, отмечая, что «не только древняя географическая карта Таманского полуострова, но и топонимика Западного Кавказа свидетельствуют о раннем и достаточно длительном присутствии в регионе индоевропейцев, которых вероятно, следует отнести к арийцам. Названия гор и рек говорят о том, что в районе от Архыза, Красная Поляна, включая побережье Большого Сочи до Хадыженска долгое время проживало индоевропейское население» [20].
Трубачёв Олег Николаевич (1930-2002 гг.) известный советский и российский лингвист, доктор филологических наук, академик РАН.
Трубачёв О.Н. приводит немало примеров топонимов, которые даны «причерноморскими» ариями, например: Абрау от abaraka — «круглое», Майкоп от maiankap — «гора (холм) материнских (меотов)», Яшамба (Ашамбе) от asamba — «конская река» и др. [22] Вот ещё несколько арийских топонимов, сохранившихся на современной карте Западного Кавказа, приведённых в работе Тернавского Н.А.: Улька река, в санскрите ulka означает «Зарево пожара»; Марта река, её название может быть переведено как «Смертельная река», т.е. «пересыхающая»; в адыгском языке много топонимов с основой тха (тхьэ) — «бог», «божий», которая полностью соответствует санскритскому значению [20]. Этот перечень можно продолжить следующими топонимами, Агрия, Агура, Лаба, Собер, Уруп и др. Некоторые географические названия индоевропейского происхождения, описываются в очерке «Географические названия Кубани и мегалиты», приведённом во второй части публикации.
Из приведённого следует, что если археологические памятники 3-2 тыс. до н.э. и сохранившиеся топонимы на Северном и Западном Кавказе, имеют индоевропейское происхождение, то и язык народа который строил эти памятники и давал географические названия, видимо, относится к указанной языковой семье. Есть также сведения, что наиболее поздними среди дольменов Западного Кавказа можно считать составные дольменовидные гробницы в верховьях реки Кубань, в долинах рек Индыш, Кяфар и др. По данным Марковина В.И. сооружения в указанных долинах датируются V-XIII вв. и они сделаны аланами из более древних дольменов [15]. Аланы и современные осетины-аланы говорят на индоевропейском языке.
Вероятнее всего, в период строительства дольменов Западного Кавказа индоевропейское население, говорило на языке не понятном современным разноязычным жителям Кубани. Возможно, так же и то, что письменность того периода, отличалась от языка общности строителей дольменов. Можно также полагать, что письменность в период строительства дольменов на Западном Кавказе не соответствовала современным языкам, на которых говорит население Северо-Западного Кавказа.
Использованная литература и источники
- Ассовский В.Г. Эти загадочные петроглифы. Общественно-политическая газета Предгорье Мостовского района Краснодарского края. 09.02.2013 г.
- БСЭ, Т. 2. М. 1950.
- БСЭ, Т. 3. М. 1950.
- БСЭ, Т. 20. М., 1953.
- БСЭ, Т. 23. М., 1953.
- БСЭ, Т. 25. М., 1954.
- БСЭ, Т. 43. М., 1956.
- БСЭ, Т. 45. М., 1956.
- БСЭ, Т. 46. М., 1957.
- БСЭ, Т. 48. М., 1957.
- Долуханов П.М. История средиземных морей. М., 1988.
- Кривошеева Л.А. Находки петроглифов на территории Краснодарского края. Первые «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Краснодар, 2012.
- Лавров Л.И. Роль естественно-географических факторов в истории народов Кавказа. Кавказский этнографический сборник, ХI. М., 1989.
- Ловпаче Н.Г. Древний Майкоп. Майкоп, 2008 г.
- Марковин В.И. Составной дольмен у села Адербиевка и дольменовидные гробницы в бассейне р. Кяфар. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 142. М., 1975.
- Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
- Николаева Н.А. Индоарии на Северном Кавказе (III тыс.). Вестник № 1 МГОУ серия «История и политические науки». М., 2007.
- Садовников В.А. Древние пастушеские поселения Кавказского биосферного заповедника. Труды КГПБЗ. 2002.
- Садовников В.А. Петроглифы Кавказского биосферного заповедника. Труды КГПБЗ. 2008.
- Тернавский Н.А. Индоевропейские изоглоссы в топонимике Кавказа. Лавровский сборник: материалы 24 и 25 Среднеазиатско-Кавказских чтений 2010-2011 гг. СПб, 2011.
- Трёхбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года. Краснодар, 1997.
- Трубачёв О.Н. INDOARICA в Северном Причерноморье. М., 1999.
- Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М. 1999.
- Турчанинов Г.Ф. Памятники письменности и языка народов Кавказа и Восточной Европы. Ленинград, 1971.