1.1. Что такое дольмен?
«Уже к середине ХIХ века в учёных трудах слово «дольмен» закрепилось за древними постройками Западного Кавказа …»
Дольмены это сооружения, сделанные из поставленных вертикально каменных плит или сложенных из блоков различных горных пород (песчаник, известняк, сланец, мергель, конгломерат, туф и туффит), пригнанных плотно друг к другу насухо, разнообразных по размерам, в форме полого куба, цилиндра, прямоугольного параллелепипеда, усечённой четырёхугольной пирамиды и прочее, и перекрытых каменной плитой или плитами. В одной из стенок этих сооружений, как правило, сделано небольшое отверстие, различной формы, размером от 30 до 40 см, закрываемое подогнанной каменной пробкой или плитами. Лавров Л.И. дольмены ещё называл склеповыми сооружениями с циклопической кладкой [8]. Эти сооружения отнесены к памятникам археологии, которые ещё называют мегалиты.
Термин мегалит стал использоваться в науке в середине ХIХ в. и происходит от греческих слов megas и litos, означающих буквально «большой камень». Этот термин применяется к широкому кругу древних сооружений из больших (циклопических) камней, таких как дольмены, каменные ящики, галерейные гробницы, кромлехи, менгиры и прочее.
Термин дольмен, для названия мегалитических памятников археологии на Западном Кавказе, стал применяться с конца 60-х годов ХIХ в. В Западной Европе термин дольмен стал использоваться с конца ХVIII в. Но слово tolmen встречается в одной из монастырских записей ХI в. [5] Термин tolmen состоит из кельтских (бретонских) слов tol – «стол» и men – «камень» и буквально означает «стол каменный». Т.е. слово дольмен переводится как «каменный стол», этим термином в российских исторических дисциплинах с середины ХIХ в., общепринято называть памятники археологии, о которых пойдёт речь в этой публикации. Почему названы эти уникальные древние сооружения именно словосочетанием «стол каменный»? Как точно заметили российские археологи, что западноевропейское название мегалитов происходит от их формы, больше напоминающей массивные столы, сделанные из слабо обработанных или не обработанных плоских камней.
Тэбу де Мариньи кавказские дольмены в первой половине ХIХ в., называл: petits tumulus — «маленький холмик»; tombeaux — «гробницы» [13]. А Дюбуа де Монпере: coffres pierres — «каменные ящики» или «каменные сундуки»; tombeaux — «гробницы» [13]. В этот период в Западной Европе уже применялся научный термин tolmen. Быть может, отличие Западно-Кавказских мегалитов от Западно-Европейских не позволило западно-европейцам назвать их европейским термином в начале ХIХ в. К середине ХIХ в. в мегалитических сооружениях Кавказа и Европы нашли много общего, что позволило для упорядочения научной терминологии их стали называть одним термином дольмен.
У разных народов дольмены называются по-разному. На западе Франции дольмены ещё называют аllee couverte и qaleres couverte, что соответственно означает покрытая галерея и покрытый коридор.В литературе встречается перевод этих терминов как галерейная гробница и коридорная гробница.
Название дольменов у абхазов на бзыбском диалекте воспроизводится как адамра в значении «дольмен», «склеп», «каменная могила». Другое абхазское название дольменов кеунеж означает «могильные дома». Турчанинов Г.Ф. полагал, что в древности слово адамра звучало так же как и ныне. «Адамра слово религиозное, связанное с культом мёртвых предков, в своё время святое, а потому как большинство слов подобного типа во времени устойчивое». Адамра сложно-составное слово, обозначало место захоронения, то есть было священным и в устах строителей мегалитов оно означало «это великих место» [11]. У мегрелов дольмены называются мдишкуде – «дома великанов» или одзвале, садзвале – «вместилище костей». Русское население дольмены называло богатырские хаты или дедовы хаты.
У адыгейцев дольмены называются мифическим словом испыун буквально означающим «карликов дом». В «Адыгейско-русском словаре» [12] термин дольмен приводится как испы ун. «У черкесов дольмены известны под именем древних погребальных жилищ – кхъэунэжь или домов для жизни в загробном мире ‒ ахърэтун» [1]. В адыгейской национальной литературе встречается ещё одно название этих памятников археологии бронзового века. Так у Меретукова К.Х. рассматривается географическое название Унакоз — небольшой участок Скалистого хребта, протянувшийся на правом берегу реки Белой южнее посёлка Каменномостского (Майкопский район Республики Адыгея) до долины реки Дах. Он производит этот топоним от адыгейского сложного слова унэ-къэ-жъ, означающего буквально «древний (старый) могильный дом» или «дольмен» [9]. Адыгейский термин унэкъэжъ довольно точно отражает сущность мегалитических гробниц. Существует ещё один адыгейский термин псэ ун (псэун) — «дом души (для души)», состоящий из слов псэ — «душа» и ун (унэ) — «дом». Термин псэ ун так же характеризует дольмены как погребальные сооружения.
Разное название дольменов населением, проживающем на Западном Кавказе на сравнительно не большой территории, говорить о значительно позднем возникновении терминов обозначающих эти каменные сооружения, чем сами мегалиты. Некоторые дольмены могут сопровождаться другими мегалитическими сооружениями, которые называют дромос, кромлех и толос.
Дромос — термин образован от греческого слова dromos – «путь, проход, крытый коридор». Дромос ведёт в погребальную камеру под курганом или в дольмен. Другими словами это проход (коридор) в склеп, гробницу или дольмен, сделанный из камней. Дромос не редкость для мегалитических сооружений Западного Кавказа, он является неотъемлемой частью дольмена, длина коридора может составить от 3 до 12 м. Возможно, это подражание природным пещерам. Сейчас большинство дромосов разрушено. На западе Европы похожие сооружения называют коридорные гробницы, они на самом деле копируют пещеры. Доказано, что древний человек использовал пещеры не только как жилища, но и как места захоронения соплеменников. По мнению Кудина М.И. «Очевидно, дромос символизирует прохождение человека по путям, ведущим к лону богини, где покоится умерший-рождающийся» [7]. Дромос и толос обнаружен в мегалитическом комплексе Псынако 1, у села Анастасиека Туапсинского района.
Толос — термин образован от греческого слова tolos – «свод, купол», в археологии означает круглую в плане, обычно монументальную, культовую постройку. Существует версия, что термин толос, происходит от греческого слова tholos — «шалаш». Тип постройки (гробница или храм) круглой в плане, с коническим покрытием или ступенчатым сводом, происходящим от древнейших хижин типа шалаша, используемой как погребальное сооружение, сделанное из камня.
Кромлех — термин имеет кельтские корни и переводится как «по кругу стоящий». «Характерной чертой кавказских дольменов, являются кромлехи, сделанные из отдельных камней, окружающие памятники, символ рубежа необходимого, чтобы отделить сакральное место от обычного пространства. Кромлехи связаны с культом солнца и его движением по небу» [7]. Другими словами это граница миров, а «захороненный в дольмене человек является посредником между миром людей и сонмом божеств» [7]. Большинство кромлехов вокруг западно-кавказских дольменов разрушено.
Самый известный в Европе кромлех Стоунхендж, расположен на юге Англии и имеет следующие географические координаты 51°10’ с. ш. и 1°49’ з. д. Название мегалита образовано от английского слова Staneheng, где stan – «камень» и hengen – «нечто висячее или поддерживаемое в воздухе». Таким образом, буквально перевод фразы «кромлех Стоунхендж» будет выглядеть как «по кругу стоящие, поддерживаемые в воздухе камни».
Кромлех Стоунхендж образует круг диаметром в 30 м, созданный врытыми вертикально в землю тёсаными камнями высотой до 8,5 м. Вес плит соединяющих столбы около 7 тонн каждая. Сам кромлех состоит из 82 каменных 5-ти тонных плит, 30 каменных блоков по 25 тонн и 5 огромных каменных триллитов (три камня) вес которых достигает 50 тонн. Вокруг каменного круга создан правильной круглой формы земляной вал. Возраст кромлеха составляет периоду с 3020 до 2100 гг. до н.э. Предположительно Стоунхендж сооружение культового характера, связанное с поклонением солнцу и символизирующим небесный круг. Но о его происхождении существуют различные современные предположения:
- астрономическая обсерватория, являющаяся солнечным и лунным календарём;
- друидический алтарь или святилище друидов (каста жрецов у кельтов);
- модель Солнечной системы;
- вход в царство мёртвых;
- языческий храм поклонения духам;
- сигнал землян небесам;
- замок королевы;
- круг для поединков;
- место древних богов;
- дворец северных владык;
- памятник воинам предательски убитых;
- кладбище для кремации останков;
- место верховного суда;
- больница, рынок и даже скотный двор и др. [10].
Существует и более земное предположение о назначении этого мегалитического сооружения. Центральная часть Стоунхенджа это каменный каркас большого деревянного здания, в котором проживал многочисленный род. А земляной вал вокруг центральной части, это остатки фортификационных сооружений, защищавших его. Таким образом, это жилое сооружение, защищённое от врагов, то есть укреплённое жилище. У кромлеха были найдены 240 останков людей, как полагают в течение 500 лет здесь хоронили представителей правящей династии и жрецов рода.
В 3-х км от Стоунхенджа на северо-восток, в 1967 г. археологи нашли следы неолитического сооружения похожего на каменный кромлех, сделанный из дерева. Его назвали Вудхендж от английского слова wood – «древесина». Возможно, он был также жилищем.
Менгир – кельтское слово, означающее «камень длинный», как правило, это отдельно стоящий камень, установленный вертикально. Менгиры встречаются во многих местах Западной Европы вообще и на Кавказе в частности. Среди мегалитов Западной Европы их можно назвать лидерами по количеству. Они могут встречаться по одному, несколько и группами. Так у города Карнак (Франция) менгиры образуют аллеи протяжённостью почти 4 км из 13 параллельных рядов вертикально поставленных камней. Всего там установлено 2813 менгиров расставленных через промежутки в несколько метров. Высота камней здесь достигает 5 м и более.
История происхождения и назначение менгиров до сих пор окутана тайной. Под вопросом так же ритуальное, религиозное или иное предназначение этих камней. Возможно, что ряды менгиров ориентированы на точки восхода и захода солнца, но с какой целью? Быть может для какого-то ритуала. Есть предположение, что менгиры ставились на местах захоронений. Но, как правило, никаких человеческих останков возле менгиров при раскопках обнаружено не было. Возможно, они служили:
- знаками, указывающими пути расселения;
- межевыми знаками, т.е. показывали границу;
- ориентирами и указателями на захоронения или клады;
- памятными камнями, идолами или фетишами;
- возможно, большое скопление менгиров, например Карнака, это души погибших воинов, которые были кремированы;
- элементами фаллического культа, вероятно, некоторые из них и др.
В Западной Европе особенно во Франции они многочисленны, т.к. устанавливались на равнинных и больших по площади пространствах, как правило, из плохо обработанных глыб различных горных пород. На Западном Кавказе мегалиты сооружались в горно-лесной зоне, где выровненные участки были значительно реже. Горизонтальные участки в горах, использовались не только для сооружения мегалитов, но и для строительства жилья, выпаса скота, вероятно и выращивания различных сельскохозяйственных культур (полеводство, садоводство), а также заготовки сена. Места установки менгиров, являются одним из отличий культур строителей мегалитов, например, Франции, то есть Западной Европы и Западного Кавказа.
Вероятнее всего, менгиров на Западном Кавказе было на много больше, чем сохранилось. Но поскольку эти каменные «столбы», как правило, сооружались из мягких осадочных горных пород то они легко разрушались. Эти памятники, в основном, делались без надписей и рисунков, что делало их мало приметными и не защищёнными от повреждения человеком. Разрушенные или поваленные временем, природой, а зачастую человеком, менгиры Западного Кавказа сейчас лежат горизонтально «затерявшись» в грунтах, практически не отличимые от каменных глыб материнской горной породы из которой они были сделаны. Или «покоятся» под покрытием какой-то дороги или в фундаменте постройки конца ХIХ начала ХХ вв. А мы по ним ходим и говорим о них, что их мало и они здесь случайны!
Авторы сборника «Мегалитические памятники Республики Адыгея» отмечают «Мнение некоторых археологов о том, что для Западного Кавказа менгиры не характерны, ошибочно. В монографии «Западно-кавказские дольмены» Е.Д. Фелицына описаны шесть из десяти менгиров, обнаруженных им на Дегуакской поляне (недалеко от станицы Даховской). С правой стороны нескольких дольменов Кизинской группы дольменов, находилось до двенадцати менгиров. Один менгир полуметровой высоты обнаружен на Богатырской Поляне.
Два менгира, высеченные из песчаника, открыты недалеко от Хамышинского дольмена полумонолита, один из них хрестоматийной формы (высотно-пирамидальной усечённой) стоял обработанной стороной на восток, высота его равна 120 см, основание квадратное со стороной 45 см. В настоящее время оба указанных менгира установлены с восточной стороны Хамышинского дольмена» [4].
Перечень менгиров Западного Кавказа можно продолжить, они сохранились, например, в долине реки Аше в её среднем течении или в истоках недалеко от аула Большое Псеушхо, но цель публикации — дольмены.
В Закавказье в Армении, например, в урочище Зорац-Карер или Караундж мегалиты представлены в основном менгирами, их здесь насчитывается около 300, они занимают выровненный участок площадью приблизительно 7 га. Их высота различна от 1,5 м до 3 м, сделаны они их твёрдых горных пород, поэтому имеют угловатую форму, т.е. плохо обработаны. Почти в центральной части урочища сделан кромлех внутри которого сооружён дольмен. По данным археологов возраст этого мегалитического комплекса составляет 3,5 тыс. лет до н.э.
Каменные ящики погребальные сооружения, состоящие из 4-х поставленных вертикально каменных плит, врытых в землю, в виде прямоугольника. Пятой плитой каменный ящик накрывался. Каменные ящики не имеют отверстия в одной из боковых плит и их размеры небольшие. Распространены эти погребальные сооружения по территории Кавказа и Крыму. Период, когда строили каменные ящики на Западном Кавказе, имеет довольно большой промежуток с 4-3 тыс. до н. э. до средневековья и позже. Дольменовидный ящик и каменный ящик имеют конструктивные различия, подробнее об этом смотреть в очерке «Многообразие конструкций дольменов».
В Крыму погребальные сооружения в виде каменных ящиков принадлежат культурам так же большого хронологического диапазона. Они там стали использоваться, начиная со второй половины 3 тыс. до н.э. до тавров-горцев, скифов и позднее. Многие археологи считают, что сама идея крымских каменных ящиков была заимствована на Кавказе. Или в образовании этой культуры приняли участие мигранты с Кавказа. Археологические исследования эту гипотезу не подтверждают. Никакого «заимствования» не было, и что во второй половине 3 — начале 2 тыс. до н.э. Крым, входил в единую мегалитическую Причерноморско-Кавказскую культурно-историческую область или провинцию. [6]
В западной части Крыма у села Вилино (Бахчисарайский район Республики Крым) при раскопках кургана обнаружена гробница, высотой около 2 м и белее чем двухметровой длиной и шириной, что почти в два раза превосходит среднее погребальное сооружение этого же времени. В одной из его стен было вырублено отверстие, закрытое снаружи каменной плитой. В отверстии находилась половина большого горшка заполненного охрой, которой были расписаны стены гробницы. Возраст этого подкурганного дольмена относится к кеми-обинской культуре (вторая половина 3 – началу 2 тыс. до н. э.) [14]. Изредка в погребения клали двух усопших, такие погребения датируются концом 2 начала 1 тыс. до н.э. иногда более ранним временем. Таврские могильники в Крымских горах, датируются VI-V вв. до н. э. [14]. Классические таврские ящики строились из четырёх вкопанных в землю плит, образующих стены, сверху они покрывались пятой плитой. В длину они редко превышали 1,5 м, а в высоту 1 м. Таврские каменные ящики использовались многократно.
Плиты из которых сложены каменные ящики Крыма хорошо отёсаны и плотно, иногда с помощью пазов, пригнаны друг к другу. Стена изнутри часто расписаны красной (охрой) и чёрной (сажа) красками, иногда украшались петроглифами. Многие каменные ящики здесь находятся под курганами, некоторые из них ограничивались кромлехами. Поза погребённых в этих гробницах обычно скорчена, лежит на боку головой на юг и руки согнуты, так, что кисти их расположены перед лицом покойника, который посыпан охрой.
Использованная литература и источники
- Бгажноков Б.Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции. Археология и этнология Северного Кавказа. Сборник научных трудов. Выпуск 1. Нальчик, 2012.
- БСЭ, Т. 23. М., 1953.
- БСЭ, Т. 27. М., 1954.
- Гаврилов М.В., Ципинов Р.К., Цикапидзева Л.Х., Михалевич В.М., Петренко Л.В., Шартан С.М. Мегалитические памятники Республики Адыгея. Майкоп, 2001.
- Жио Пьер-Ролан. Бретонцы. Романтики моря. М., 1980.
- Клюкин А.А., Корженевский В.В., Щепинский А.А. Казантип: Путеводитель. Симферополь, 1987.
- Кудин М.И. Дольмены и ритуал. Сочинский краевед, выпуск 4. Сочи, 1999.
- Кудин М.И. Трон Великой Матери. Сочинский краевед, выпуск 10. Сочи, 2002.
- Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М., 1990.
- Пиотровский Ю.Ю. Дольмен и человек в современном мире. Дольмены современники (свидетели) древних цивилизаций. Сборник. Краснодар, 2001.
- Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М. 1999.
- Тхаркахо Ю.А. Адыгейско-русский словарь. Майкоп, 1991.
- Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Перевод В.М. Аталикова. Нальчик, 2002.
- Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь, 2005.
- Щепинский А.А. Красные пещеры: Долгоруковская яйла. Симферополь, 1987.