1.15. Тайны дольменов: археологические артефакты
«Строители дольменов были не только гениальными архитекторами, инженерами-строителями, ювелирами, металлургами, конструкторами, но и знающими хирургами-врачевателями»
За двухсотлетний период изучения дольменов Западного Кавказа в них было найдено не так много находок, как бы хотелось на самом деле. За долгое время существования дольменов они переиспользовались, подвергались разорению грабителей и разрушались. Не до конца понятен погребальный ритуал, есть мнение, что некоторые дольмены изначально не были гробницами или склепами, так как имели особое назначение — жертвенники, храмы, часовни. Возможно, поэтому большинство погребальных камер дольменов, в наше время исследователи обнаружили опустошёнными. Но главную роль в разграблении дольменов, сыграли жители Кубанской области в конце ХIХ в. и весь ХХ в.
Без останков погребённого дольмены могут быть изначально. Так в 2003 г. был исследован не потревоженный подкурганный дольмен, в группе из пяти мегалитов, расположенных в верховьях речки Цусхвадж (Цусквадже), впадающей в Чёрное море, в Лазаревском районе городского округа Сочи. «По всей камере лежали многочисленные кусочки древесного угля. Однако, несмотря на то, что гробница казалась нетронутой, костных останков найдено не было. Гробница была кенотафом — символическим погребением» [4]. Среди немногочисленных фрагментов керамики «в центре камеры лежал великолепно сохранившийся бронзовый топор. Внутри его втулки сохранились остатки древесины от рукоятки топора». Найденный втульчатый топор был отнесён к боевым топорам с ножевидным клином и пикообразным лезвием. Находка топора позволила датировать время использования дольмена в ХIV-XII вв. до н.э. [4], то есть в эпоху поздней бронзы.
О находках в дольменах приводятся данные у Фелицына Е.Д., Соловьева Л.Н., Воронова Ю.Н., Марковина В.И., Резепкина А.Д., Трифонова В.А. и других археологов. Что же находили в дольменах? При раскопках и исследовании дольменов археологи обнаруживали в них глиняную посуду (зачастую её черепки) для ритуальных напитков и пищи, бронзовые и костяные украшения, орудия труда, оружие в основном бронзовые ножи, наконечники копий и стрел, шилья. Иногда находили бронзовые топоры, крюки, булавки, украшения из золота и серебра или фигурки собак из бронзы и серебра, а так же предметы сделанные из камня, костные останки человека и различных животных, а также кусочки древесного угля и красно-оранжевый порошок [5]. В данном очерке приводится информация об загадочных и уникальных находках, сделанных археологами Марковиным В.И., Резепкиным А.Д., Трифоновым В.А. и Фелицыным Е.Д. в дольменах Западного Кавказа.
В начале лета 2012 г., недалеко от села Шепси Туапсинского района у русла реки был найден дольмен. Вместе с останками примерно 20 человек разного возраста и пола, обнаружен и погребальный инвентарь: фрагменты пяти сосудов, маленький бронзовый нож, спиральное кольцо, орнаментированная подвеска из гальки, несколько альчиков (надпяточная кость овцы). Кроме указанных предметов сверху внутри мегалита, лежал каменный шар, но ещё до начала работы археологов, он пропал. Не ясно, лежал ли он у дольмена и был положен сверху в него во время его находки или он лежал изначально внутри с периода погребений.
Каменный шар, многими очевидцами находки дольмена Шепси, был зафиксирован на видео и фото аппараты. Шар имел диаметр около 25-30 см. Судить о назначении этого шара сложно, т.к. даже не известно рукотворного или природного он происхождения. Лишь с небольшой долей достоверности, можно предположить, что этот предмет использовался для неизвестных нам магических ритуалов. Утраченный шаровидный предмет, относился к эпохе ранней бронзы. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что дольменом Шепси пользовались на протяжении около 200 лет, приблизительно между 3200 и 2900 гг. до н.э. [9].
Каменный шар по происхождению мог быть природным или сделанным человеком из обломка горной породы. Шарообразные по форме горные породы, могут возникать естественным путём при кристаллизации вулканических масс и образовании шаровидных конкреций. Размеры таких образований, напоминающих «правильный» шар, могут колебаться от нескольких сантиметров до метров. На Западном Кавказе природные шаровидные камни могут также образовываться и физическим путём в руслах рек или прибойной зоне моря. При трении горных пород друг об друга, под воздействием текучих вод, происходит процесс сглаживания угловатостей этих горных пород. Процесс окатывания осадочных горных пород происходит довольно быстро в зависимости от скорости расхода воды в реке. Поэтому большие бесформенные осколки горных пород быстро, в течение нескольких дней, приобретают округлые формы, превращаясь в гальку или валуны, зачастую, имеющие правильную шаровидную форму. Галька и валуны образованные из магматических горных пород, превосходят по твёрдости осадочные, поэтому они шаровидную форму приобретают дольше и дольше сохраняют свои размеры. Морская галька, как правило, имеет более плоскую форму, что обусловлено особенностью воздействия прибоя, действующего последовательно в две противоположные стороны в отличие от водных потоков рек. Галька — округлые обломки горных пород диаметром от 1 до 10 см. Валуны — округлые обломки горных пород от 10 см до 10 м.
Образованные природой шаровидные камни, привлекали внимание человека, использовавшего из в разных целях, например как украшение. При необходимости человек мог из подходящего куска горной породы выточить и самостоятельно каменный шар. Другой вопрос, для чего использовались или зачем нужны были древнему человеку шаровидные камни? Сейчас, например, очень распространён шар-глобус, модель Земли различных размеров: подарочные маленькие сувениры из стекла диаметром 4 см; учебные из картона или пластмассы диаметром 10-50 см; декоративные из дерева диаметром примерно 1 м, используемые внутри под бар. Или различные мячи — надувные шары. Это только видимое бытовое использование шарообразных изделий, как правило, они «спрятаны» внутри различных механизмов и человек их не видит.
Предположение, что древний человек из каменных шаров делал модель Земли маловероятно. А вот модель Луны или, например, Солнца одного из старейших и главнейших божеств в истории человечества, дарующего важные составляющие жизни на планете Земля — свет и тепло, возможно. Видимо, каменный шар был важным предметом какого-то ритуала. У современных ведьм, колдунов, магов, как правило, на столе присутствует шар — стеклянный (хрустальный), применяется для распознания будущего. Или, например, округлые камни с отшлифованной поверхностью, диаметром от 40-50 см, по народному поверью использовались в контактной магии. На них катались женщины с обнажёнными ягодицами, они стремились таким способом вобрать в себя из матери Земли силу плодородия и считали себя избавившимися от бесплодия. По всей видимости, это связано с яйцом, которому с древнейших времён приписывали многие символические свойства, например, оно было символом первоначального зарождения жизни.
Но на этом область применения человеком бронзового века каменных шаров не заканчивается. Уже в этом столетии, экспедиция Сочинского отдела Русского географического общества исследовала местность, где расположена Солохаульская группа дольменов, в долине реки Шахе, севернее основной группы была обнаружена ещё одна группа из пяти дольменов, один из них недостроенный. Недалеко от недостроенного дольмена, находится плита перекрытия толщиной 40-45 см, шириной 465 см и длиной 387 см. Её расчётная масса составляет около 18 тонн. Она лежит на круглых камнях, образующих пространство 20-30 см между землёй и плитой. Под плитой находится около 10 камней диаметром 35-40 см. Эти детали указывают на технологию транспортировки больших каменных плит к месту сборки дольмена с помощью рычагов с места их добычи на шаровидных камнях. [2] От этого принципа транспортировки грузов зародилась идея — подшипника. В первобытном виде идея подшипника возникла в древние времена, когда человек бронзового века и, видимо, раньше, подложил каток под передвигаемый груз. Первое конструктивное оформление сначала получил подшипник скольжения — он мог иметь цилиндрическую (валец, очищенный кусок ствола дерева), а затем шарообразную (каменный шар) форму опоры поверхности.
Возникнет в этом отношения, обязательно, вопрос, а куда же исчезли каменные шары? Для человека бронзового века они, быть может, не все имели ценность, т.к. нужны были для транспортировки блоков и плит от места заготовки к месту их сборки. Некоторые шаровидные камни, вероятно, оставались лежать у дольменов, вдавленные в грунт. Во время перемещения плит часть шаровидных камней разрушалась, потому что были сделаны из мягких осадочных горных пород. В период когда завершалась постройка дольмена, каменные шары могли использовать на постройку насыпи у дольмена, что бы затащить плиту перекрытия на дольмен или их использовали для создания каменной насыпи, укрепляющей устойчивость дольмена. А как известно угловатые камни создают большую устойчивость и не расползаются, поэтому шаровидные камни дробили. Такова в основном информация о возможном использовании древним человеком каменных шаров. Известен также каменный шар диаметром около 40 см, найденный у в села Пшада городской округ Геленджик, но назначение и происхождение его не озвучено.
Марковин В.И. приводит ещё одну область применения шаровидных камней. Очевидно завершали шлифовку при сооружении дольменов тёрочниками круглой формы, их диаметр составлял от 12 до 5,5 см. «Тёрочники-куранты» обнаружены возле дольменов в бассейне реки Кизинчи, в районе станицы Баракаевской, у посёлка Красная Поляна, а в районе Дегуакско-Даховской группы дольменов в долине реки Белой их найдено 19 штук. [5] Тёрочный камень, по другому курант — каменный инструмент, используемый для растирания или точения различных веществ (красок, минералов и т.п.). Тёрочники применялись и для обработки других каменных изделий и шлифовки, а так же как зернотёрка.
Каменный диск. Летом 2007 г. был обнаружен дольмен Колихо, в бассейне реки Агой, впадающей в Чёрное море. Археологами установлено, что дольменом Колихо как склепом пользовались на протяжении 500 лет с 1800 по 1300 гг. до н.э. При раскопках нижнего горизонта человеческих останков, где были обнаружены останки около 70 костяков, в передней части погребальной камеры в левом углу, была найдена тонкая плитка круглой формы с аккуратно оббитыми краями в виде каменного диска. Эта находка в дольмене Колихо стала сенсационной, т.к. ничего подобного прежде в дольменах не находилось [10].
Каменный диск имеет диаметр 27 см и толщину 8 мм. На почти круглом диске есть небольшой выступ, длиной около 3 см, который, вероятно, был сделан для удобства пользования этим «инструментом». Археолог Трифонов В.А., руководивший исследованиями дольмена, предполагает, что в дольмене найдена простейшая астролябия. Условно эту находку стали назвать «астролябия из Колихо» [10]. Термин астролябия, происходит от греческих слов astron — «звезда» + labё — «взятие, получение, схватывание». Астролябия старейший астрономический и геодезический прибор для определения положения небесных светил и измерения углов. Диаметр их составляет в среднем от 30 до 40 см. На каменном диске с одной стороны в центре прочерчен круг внутри которого начертаны несколько фигур или знаков. Два из них называют звездой и луной (месяцем). На другой стороне у края по периметру нанесены почти на одинаковом расстоянии друг от друга чёрточки (насечки), по-современному, можно сказать «градусное деление».
Видимо, диск, на самом деле, являлся простейшим измерительным прибором, который ориентировался на восход и заход луны или солнца. Зачем нужен был этот измерительный инструмент древним людям? Для многих целей: определения периодов смены времён года, для ориентации дольменов при их строительстве (?), для ориентирования на местности, определяя, например, основное направление передвижения и др. В вертикальном положении им можно определять высоту расположения светил (звёзд, луны, солнца) на небосводе. Высота определялась количеством делений нанесённых на диске, что может быть показателем природных изменений: смены времён года, фаз луны.
Можно так же предположить, что каменный диск был своеобразным календарём-часами, указывающим на определённые периоды года и даже на дни. Использование диска, по всей вероятности, подразумевало и простейшие «записи» или хотя бы фиксацию измеренных данных на заранее подготовленные таблицы, нанесённые, например, на крыше дольмена в виде петроглифов похожих на клетки (решётку) в тетрадях. Возможно, «астролябия из Колихо» использовалась в комплексе с углублениями (лунками) сделанными на крышке дольмена или ритуального камня, куда могли складываться для счёта, например, камушки.
Поскольку этот загадочный инструмент хранился в дольмене слева внутри у входа, то можно предположить, что им пользовались нередко. Но как часто? Вероятно, его изымали в период погребения очередного человека, чтобы определить точно дату этого события, для поминального ритуала впоследствии. Или, например, для определения точного дня, с целью поклонения богам, возможно, дней солнцестояния (зимнего и летнего) или равноденствия (весеннего и осеннего). С этими особенными датами у многих народов связано также празднование начала нового года.
Возможно, «астролябия из Колихо» подобна диску, найденному недалеко от Германского города Небра в конце 90-х годов ХХ в. Диск из Небры или «небесный диск из Небры» археологами, предположительно, был датирован 1600-1560 гг. до н.э. Он представляет собой плоскую пластину круглой формы диаметром 30 см, сделанную из бронзы. На диск приделаны вставки из золота, изображающие Луну, Солнце и 32 звезды, включая скопление созвездия Плеяды. По его периметру было просверлено около 40 отверстий, диаметром приблизительно 3 мм. Есть мнение, что диск из Небры использовался для измерения углов между точками восхода и захода солнца во время солнцестояний. А также, считается, что это астрономические часы, сочетающие в себе лунный и солнечный календари. Предполагают, что бронзовый диск использовался несколькими поколениями.
Бронзовое колесо. При археологических раскопках в 1979-1980 гг. в урочище Клады, расположенном недалеко от станицы Новосвободной, в кургане № 31, погребение 5, была обнаружена двухкамерная мегалитическая гробница, датируемая эпохой ранней бронзы. В погребальной камере находились останки двух костяков — взрослого и ребёнка до 7 лет. В гробнице было найдено более 80 различных предметов, лежащих в 2-3 слоя. По мнению археологов «Уникальность новосвободненского комплекса наводит на мысль, что в гробнице был погребён «царь» или «вождь».
В погребальной камере гробницы лежало бронзовое колесо, которое археологи назвали «бронзовое изделие в форме колеса с четырьмя спицами и выступающей с одной стороны осевой втулки». При описании этого предмета в 1991 г. указывается его название, как «бронзовое колесо (штандарт)». Штандарт — особый вид знамени или символ власти императора или короля. Можно предположить, что колесо являлось игрушкой, оставленной погребённому здесь ребёнку.
«Бронзовый предмет в виде колеса представлял собой обод диаметром около 32,5 см с двумя перпендикулярно пересекающимися в плоскости круга осями и круглой втулкой в месте пересечения. Колесо собрано из нескольких отдельно изготовленных деталей». Длина спиц составляет 16,5 см, диаметр отверстия во втулке 1 см. Обод колеса сделан из двух кусков круглой «проволоки» диаметром в сечении 4 мм. Обе части обода скреплены между собой заклёпками. Во втулке сохранились остатки дерева. [1, 8] Металл из которого сделано колесо выплавлен из руд, скорее всего, северо-кавказского происхождения. По описанию колеса видно, что для его изготовления использовались сложные приёмы металлообработки литьё, ковка, клёпка и пр.
Об уникальности находки колеса археологи делают заключение «Прямые аналогии колесу … нам не известны. Бронзовый круг со спицами и осевой втулкой вряд ли является моделью колеса повозки. Колёса со спицами в колесницах-повозках облегчённой конструкции появляются спустя несколько веков уже после угасания новосвободненской культуры. Не известны нам и штандарты подобного облика» [1].
Колесо изобрели не на Востоке, как принято считать. По предположениям археолога Резепкина А.Д., оно попало в Переднюю Азию с … Северного Кавказа, т.к. это доказывает описанная археологическая находка, которая подтверждается и другими. Например, «кубанский археолог Кондрашов А.В. раскопал в Краснодарском крае (в 1985 г.) курганный могильник под станицей Старокорсунской, курган № 2, погребение 18, в нём на глубине 3,4 м обнаружили остатки двух колёс, диаметр наиболее сохранившегося колеса равен 60 см. Но поскольку он специализируется на подводной археологии и не заметил своего открытия, я предложил (Резепкин А.Д., прим. автора) ему совместную публикацию этого открытия. В 1988 году мы с ним опубликовали материал с единственной на сегодняшний день двухколёсной деревянной повозкой из погребения, которое относится … к середине 4 тыс. до н.э.» [3]. «Всё вышеизложенное, очевидно, позволяет считать погребение 18 с повозкой из кургана № 2, как древнейшей в Европе, а новосвободненскую культурную группу памятников, как имеющую на данном этапе исследования временной приоритет в использовании средств передвижения этого типа» [3].
Меч. Другим наиболее выдающимся предметом, найденным в погребальной камере, из погребения 5 в кургане № 31 урочища Клады, можно считать, бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см. Рукоять меча имеет длину 11 см. Датируется это изделие второй третью 4 тыс. до н.э. [8] Этот меч претендует на «титул» самого древнего в мире. Экспонируется он в Государственном Эрмитаже города Санкт-Петербург.
«Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходит и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут, видимо, в ритуальных целях. Возможно, что этот ритуал неким образом означал «смерть» оружия вместе со своим владельцем» (htths://wartools.ru).
Украшение из коренного зуба человека, является не обычным предметом, найденным в погребении 5 кургана № 31 урочища Клады. Подвеска сделана из коренного зуба человека в золотой обойме, которая имеет ширину 10 мм и высоту 8 мм. Обойма — кольцо сделанное из золотой фольги, которой обвёрнута верхняя коренная часть зуба, принадлежащего человеку в возрасте 40-50 лет. Зуб просверлён вместе с обоймой. [8] Возраст этой находки датируется второй третью 4 тыс. до н.э.
Молочные зубы детей хранят некоторые современные люди (бабушки или мамы), как память о детстве своих внуков или детей. А с чем связано украшение сделанное из коренного зуба взрослого человека в период ранней бронзы? Ответов может быть несколько. Вероятно, это ритуальный зуб. Который изымался из полости рта у человека перед посвящением в ранг вождя и впоследствии, уже вождь его носил. А может быть это был зуб соперника за власть или «дань» с убитого в бою врага. Возможно, это память об умершем предшественнике или уважаемом предке.
По предположению археологов в этом погребении был похоронен вождь или царь. Но подвеска из зуба в золотой оправе была найдена у головы погребённого ребёнка, где компактно, но бессистемно, лежало множество других украшений: золотые и серебряные бусины, золотые кольца, 10 подвесок из горного хрусталя со следами огранки и др. Набор украшений и их расположение указывает, что они принадлежат ребёнку, быть может, девочке. И, по всей видимости, подвеска из зуба была памятью о ком-то, сделанная и подаренная ещё при жизни погребённому в этой гробнице ребёнку.
Как повествует историческая наука — ещё в глубокой древности у человека, зародились различные форы религиозных представлений: анимизм (вера в одушевлённость всей природы), фетишизм (поклонение неодушевлённым материальным предметам), тотемизм (поклонение как правило, животным, птицам, рыбам, растениям), магия (общение человека с тайными силами), шаманизм (вера в общение с духами).
Например, в магии считается, что похожие предметы или явления невидимо связаны и могут влиять друг на друга. С этим связан ритуал, который совершают, когда у ребёнка выпадает молочный зуб. При этом выпавший зуб стараются положить в места, где обитают грызуны. Это делается для того, чтоб молочный (плохой) зуб заменился на новый (хороший). Быть может, подвеска сделанная из коренного зуба человека, была захоронена с ребёнком, а он по возрасту имел молочные зубы, для того чтобы в загробной жизни у него были хорошие зубы.
Антропоморфная стела богине-матери. В 70-х годах ХХ в. Марковин В.И. при раскопках в группе дольменов на речке Кизинчи, в 13-14 км на северо-запад от станицы Баговской Мостовского района Краснодарского края, в дольмене № 528 на склоне горы Церковной обнаружил антропоморфную (с греческого языка, означает «человеческого вида») стелу. [5, 6] Что интересно, в этой группе насчитывается 564 дольмена, из них 549 сделаны из больших плит и только один из плит и блоков (составной) он получил № 528, остальные корытобразные.
Дольмен в котором была найдена стела, по своим конструктивным особенностям относится к редким. По данным Марковина В.И. таких дольменов на Западном Кавказе всего три, Гузерипльский № 1, Гузерипльский № 2 и Кизинский № 528. [5] Предположительно, возраст дольмена датируется первой четвертью второй половины 2 тыс. до н.э. Кроме описанных Марковиным В.И. есть ещё два похожих дольмена, это мегалиты Дудугуш 1 и один из Дегуакской группы, описанный ещё Фелицыным Е.Д. (1904 г.). Все эти дольмены находятся в Восточном или Майкопско-Мостовском районе локализации дольменов Западного Кавказа.
«Дольмен 528 в бассейне р. Кизинки расположен в зарослях фундука на восточном склоне Церковной горы (название вершины местное, прим. автора). К моменту исследования он представлял собой развал, состоящий из большого количества камней. Камера дольмена не очень точно ориентирована с севера на юг, вход в неё вёл с северной стороны». Погребальная камера имела округлую форму размером 4,15 м х 3,9 м. [5]
«В восточной части камеры, на плитах пола, в не потревоженном виде обнаружены остатки пяти скелетов. Отсутствие рёбер, позвонков, тазовых частей позволяет говорить о вторичном обряде захоронений.
В центре камеры расчищена яма овальной формы (0,9 х 0,7 м при глубине 0,8 м). В ней оказались сброшены грабителями дольмена части ещё четырёх скелетов. Среди камней, лежащих над ямой, обнаружена нижняя часть стелы, вторая половина которой была расчищена в западной части камеры. Вероятно, антропоморфная стела возвышалась в центре камеры, будучи вкопанной в яму. Можно думать, что лицевая её часть была обращена к входу в камеру.
Стела представляет собой тщательно сглаженную и закруглённую сверху плиту известняка (1,21 высота х 0,6 ширина х 0,31 толщина м). На лицевой части одинарным бордюром оконтурены две выпуклости — яйцевидная и круглая. Вероятно, первая из них воспроизводила лицо человека. Личина и круглая выпуклость обработаны ударами мелкого пунктира — орудием керна» [5].
Данный тип мегалитов по Марковину В.И. имеет перекрытие, близкое к ложному своду, это позволило ему сделать предположение о том, что стела подпирала перекрытие погребальной камеры [6]. Вероятно, описываемая стела имела не только функцию подпорной колонны, которую Марковин В.И. назвал антропоморфной [5]. Быть может, эта стела имела культовое или магическое назначение и было посвящена богине-матери, возраст которой примерно составляет 3-4 тыс. лет. Видимо, это божество было и как оберег.
О рисунках в мегалитах. Здесь следует также указать и о рисунках, в мегалитической гробнице, которые были сделаны краской на её стенках, обнаруженные в 1982 г. при раскопках, археологом Резепкиным А.Д. Общая площадь росписи на мегалите составила 5,5 м². Рисунки двухцветные, охристо-красного и чёрного цвета, нанесены на основу белого цвета, которой были покрыты стенки гробницы, сделанные из плит песчаника.
Роспись на дольменообразных гробницах Западного Кавказа обнаружена здесь впервые и имеет огромное значение для понимания изобразительного искусства эпохи ранней бронзы [7, 8]. Предположительно, эта роспись относится к самой древней в Европе настенной живописи, её датируют второй третью 4 тыс. до н.э. Гробница с рисунками, находилась в урочище Клады, расположенном на восточном отроге горы Осиновый Курган (613,1 м), недалеко от станицы Новосвободной. Гробница после исследования и описания, была перевезена в Национальный музей Республики Адыгея в город Майкоп. Цель этого перемещения сохранение уникального памятника археологии эпохи ранней бронзы. Описание рисунков, смотреть в очерке «Петроглифы и рисунки на каменных плитах дольменов Западного Кавказа».
О хирургических операциях на черепе человека. В заключение этого очерка о загадочных находках в дольменах, следует рассказать о фактах изложенных Фелицыным Е.Д. в 1904 г. [11]. Так профессор Богданов А.П., производивший краниологические исследования, приводит данные об одном уникальном черепе, найденном в дольмене Кожжохской группы, расположенной у посёлка Каменномостского (долина реки Белой). В теменной части черепа, он обнаружил, несколько ниже соединения лобного и затылочного швов, на одной линии два круглых отверстия диаметром около 1 см. Полное заращивание изломов кости ясно показало, что отверстия были сделаны при жизни погребённого и задолго до его смерти! Краниология, термин происходит от греческих слов kranion – «череп» и loqos – «учение», раздел анатомии изучающий строение черепа человека и животных.
У станицы Баговской Мостовского района Краснодарского края, в дольмене на Зацепиной поляне (долина речки Гурмай), Фелицын Е.Д. так же, обнаружил в теменной кости черепа несколько ниже соединения лобного и затылочного швов, на одной линии два круглых отверстия диаметром около 1 см, несомненно сделанных ещё при жизни погребённого. [11] Две аналогичные находки — отверстий в теменной части черепа, это не случайность.
Отверстия сделаны при жизни погребённых и задолго до их смерти. С какой целью делалась трепанация черепа? Вероятно, причины для этого могли быть различные. Интересно другое, когда это было сделано? Даже если это были впускные захоронения, то это было сделано, как минимум несколько столетий назад и максимум 3-2 тыс. лет назад. Существуют доказательства, что трепанация черепа, известна науке с периода энеолита (переходный этап от эпохи камня к эпохе металла) и даже с неолита (заключительный этап эпохи камня). В период бронзы, когда строили дольмены на Западном Кавказе, эта операция была уже, видимо, не редкость!
Трепанация, от французского слова trepanation — сверлить, буравить, хирургическая операция вскрытия костной полости, трепанация черепа. Древние останки со следами трепанации черепа в Кавказа-Крымском регионе, находили ещё в Кабардино-Балкарии, Ставрополье и Северном Крыму. Эта операция была распространена и в других местах Евразийского материка. Многие исследователи считают, что чаще всего древние хирурги делали трепанацию, чтобы избавить человека от головных болей или неврологических проблем, например эпилепсии. Кроме того, операцию проводили при травмах головы. Однако у исследователей есть немало фактов в пользу того, что трепанация была частью неизвестных доисторических ритуалов. С момента публикации самых первых научных исследований на тему трепанации черепа древнего человека, начиная с XIX в., исследователи продолжают утверждать, что древние люди иногда проводили трепанацию для того, чтобы впустить духов в тело человека или, наоборот, изгнать их. Кроме того, трепанация могла быть частью обряда инициации. Термин инициация, происходит от латинского слова initiatio - «совершение таинства или посвящение». Операции в то давнее время, проводились каменными орудиями, видимо, у врачевателей был их целый набор. Первые в истории человечества врачеватели, использовали каменный скребок. Их последователи уже вооружались кремневыми бурами и обсидиановыми ножами. С освоением меди и бронзы инструменты усовершенствовались и выживаемость после таких операций стала повышаться. Так в каменном веке от этой операции, умирало больше 50% пациентов, а в эпоху бронзы меньше 20%.
Германские и российские археологи предполагают, что древние черепа с характерными следами трепанации, обнаруженные у города Ростов-на-Дону, в Кабардино-Балкарии и на Ставрополье, вероятнее всего, принадлежали шаманам (жрецам) или людям высокого социального положения. Находки датируются 5-3 тыс. до н.э. Дело в том, что отверстия на них расположены в одном и том же месте — в средней части затылка, это не самый безопасный участок черепа для проведения трепанации, малейшая ошибка может стоить человеку жизни. Все отверстия, имеют овальную форму и примерно одинаковые размеры. Никаких признаков травм или болезней на останках не было обнаружено, а значит трепанацию делали здоровым людям. В пользу этого говорят следы зарастания кости на большинстве черепах. А примерно 17% пациентов, не выжили. По предположению археологов, эта опасная операция — часть неизвестного ритуала, который говорит о чётком разделении общества на группы, а отверстие в черепе указывало на принадлежность к одной из них. Видимо, так помечали представителей высшего сословия или жрецов (шаманов). 22.08.2021 г., Альфия Еникеева.
Сказанное в очерке, является свидетельством того, что строители дольменов, тысячелетия назад, были не только гениальными архитекторами, инженерами-строителями, ювелирами, металлургами, конструкторами, но и знающими хирургами-врачевателями.
Использованная литература и источники
- Бестужев Г.Н., Резепкин А.Д. Новые находки из гробницы у станицы Новосвободной. КСИА. Вып. 176. М., 1982.
- Галищева Е. В., Глазов К. А. Новые данные по Солохаульской дольменной группе. Труды сочинского отделения РГО. Выпуск № 4. Сочи, 2007.
- Кондрашов А.В., Резепкин А.Д. Новосвободненское погребение с повозкой. КСИА. Вып. 193. М., 1988.
- Кудин М. Бронзовый топор из дольмена р. Цускваджге. Сочинский краевед. Выпуск 12. Сочи, 2004.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Марковин В.И. Составные дольмены с ложным сводом на Западном Кавказе. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 134. М., 1973.
- Резепкин А.Д. К интерпретации росписи из гробницы майкопской культуры близ станицы Новосвободная. КСИА. Вып. 192. М., 1987.
- Резепкин А.Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии Майкопской культуры. Древние культуры Прикубанья (сборник). Л.,1991.
- Трифонов В.А., Крайнева А.А. и др. Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы. Тезисы докладов круглого стола, посвящённого памяти Н.Я. Мерперта. М., 2013.
- Трифонов В.А. Спасение дольмена из Колихо. Научно-популярный журнал «Достояние поколений» № 3. М., 2009.
- Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
- Ковешников В.Н. Находки в дольменах. Заметки географа. Октябрь, 2020 г.