1.16. Реконструкция событий эпохи мегалитов
«Реконструкция основана на данных разных археологов и историков, мнения которых зачастую противоречивы, поэтому может вызвать сомнение, но кто-то здесь усмотрит реальные факты, позволяющие хотя бы начать понимать древнейшую историю Кубани, Северного Кавказа, Крыма и юга России»
О загадочных киммерийцах. В этом заключительном очерке 1-й части публикации, делается попытка, проследить ход исторических событий с 4-3 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. н.э. на Западном Кавказе и в Крыму. Под словом реконструкция понимается — воссоздание событий происходивших в эпоху бронзы и железа на основе сведений о загадочных киммерийцах, а также других народах населявших после них Северный Кавказ и Крым. Название этноса киммериец, производят от слова гмрр — в ассирийских клинописных текстах или гимир (gimir), которое превратилось в кимир и киммериец. Надо полагать, что гимир это их самоназвание. Почему именно киммерийцы взяты за основу содержания этого очерка? Киммерийцы были самыми первыми обитателями Северного Кавказа и Крыма, о существовании которых свидетельствуют древние авторы в письменных источниках античного времени и более ранних клинописных текстов. Киммерийская культура некоторыми археологами, причисляется к ямной культуре эпохи бронзового века, предшествовавшей катакомбной культуре.
Название этноса gimiri, позволяет локализовать историческое место обитания киммерийцев на Кавказе и Крыму. Центр этого союза сформировался на Таманском (Кавказ) и Керченском (Крым) полуостровах, здесь и располагались их главные города. Территории расположенные восточнее Киммерии, позднее занимали родственные им племена древних скифов, от восточного Предкавказья (бассейн реки Терек) и левобережья реки Дон до низовий Волги и далее на восток. По существу киммерийцы это не особое до скифское население Причерноморья, а представители группы индоевроиейских народов, которую также называют скифской ветвью. У исследователей истории довольно часто встречаются смешанные термины: скиф-киммериец, тавро-скиф и пр., подтверждающие многоплемённость киммерийцев и родство со скифами. Есть предположение, что термин киммериец с персидского (иранского) gamir означает «передовой».
Археологические исследования крымских учёных показали, что во второй половине 3 — начале 2 тыс. до н.э. Крым, входил в единую мегалитическую Причерноморско-Кавказскую культурно-историческую область или провинцию. Во 2 и 1 тыс. до н.э. в Крыму, обитали киммерийцы древнейшие племена. Киммерийцы занимали обширную территории западного и северного побережья Чёрного моря, Крыма, берега Приазовья и обширное пространство Северного Кавказа. Места проживания киммерийцев очень близки к территориям, где зафиксированы дольмены. Начальный этап киммерийской истории, относится к эпохе бронзы, это время формирования их племён на базе позднекатакомбной культуры примерно в 2200-1750 гг. до н.э. [10, 31]. На Северном Кавказе катакомбная культура, датируется 2500-2000 гг. до н.э., формировалась в Прикубанье и Восточном Закубанье. Второй этап — собственно киммерийцы, связывают с равнинными поселениями XIII-VIII вв. до н.э. Расцвет культура киммерийцев, приходится на X-VIII вв. до н.э. Третий этап — затухание киммерийской культуры, получает своё отражение в материалах кизил-кобинской культура в VII-III вв. до н.э. В VI в. до н.э. под натиском скифов часть киммерийцев отходит в горный Крым, часть сливается с пришельцами. [10, 31]
Закубанье территория простирающаяся на левом берегу реки Кубань от её русла до предгорий горной системы Большого Кавказа. Например, в географии есть термин Закубанская наклонная равнина. Прикубаньем в краеведческой литературе, называется территория Краснодарского края, расположенная на правом берегу реки Кубань, то есть севернее.
В 2018 г. появились данные о генетической принадлежности киммерийцев: «Исследователи использовали ДНК из костных останков 35 человек, захороненных в Причерноморско-Каспийском регионе. При этом к носителям срубной культуры (бронзовый век, XVIII—XII в. до н.э.) они отнесли 13 из них, к киммерийцам (XI—VII в. до н.э.) 3-х, к скифам (VII—IV в. до н.э.) — 14, а к сарматам (VI в. до н.э. — IV в. н.э.) — 5. Из них 18 были мужчинами, и могут быть более надёжно отнесены к этим народам. Женщины у всех этих культур, как известно, часто брались из числа соседних этнических групп — как войной, так и выкупом. Оказалось, что из 18 мужчин 17 принадлежат к разным вариациям гаплогруппы R (Y-хромосома, передаётся по мужской линии). Она доминирует среди индо-европейцев и сегодня. При этом среди срубников, наиболее древних из затронутых исследованиям групп населения Причерноморья, доминирует R1a. В настоящий момент она также доминирует у русских, украинцев, белорусов и поляков (примерно половина всех этих народов — её носители). А вот начиная с киммерийцев доминирует уже родственная ей, но иная гаплогруппа R1b. При этом она часто встречается и среди киммерийцев, и у скифов, и у сарматов». «Потомки киммерийцев неясны, в особенности потому, что достоверных останков киммерийцев известно не так много. Вероятными потомками народов, близких к срубной общности, могут быть западные и восточные славяне, …» (ТАСС-наука).
Имя этноса gimiri не случайно, является древнейшим этнонимом юга России и неслучайно было положено в основу значимых географических названий. Так как киммерийцы были аборигенами описываемых местностей, они и их наследники, сыграли важную роль в истории Северного Кавказа и Крыма в эпоху бронзы и раннего железа, а их потомки и позже. Библия, являющаяся древнейшим историческим источником, также упоминает о киммерийцах. По предположению ряда исследователей название киммерийцы — собирательное и это был большой племенной союз. Киммерийцев связывают со многими культурами бронзы и раннего железа, рассматриваемого региона, а также выделяют в отдельную культуру.
Официальная историческая наука фиксирует точно только время исчезновения киммерийцев (?). А вот время их появления и промежуток существования этой культуры, растягивается на неопределённый промежуток времени. Поэтому автор публикации период, охватывающий большую часть бронзового века, условно, назвал протокиммерийским, термин образован от греческого слова protos (первый) и указывает на предшествующий этап развития этноса киммерийцы.
Северный Кавказ, является регионом, входящим в состав Кавказа. Кавказ это физико-географическая страна, которая располагается между морями Чёрным и Азовским на западе и Каспийским на востоке, на севере она ограничивается Кумо-Маныческой впадиной, а на юге государственными границами Армении и Грузии с Турцией, и Азербайджана и Армении с Ираном. Кавказ делят на три части Северный Кавказ, Большой Кавказ и Южный Кавказ. Северный Кавказ природная территория, занимающая Предкавказье и северный склон горной системы Большого Кавказа до реки Самур на востоке, здесь он ограничен Каспийским морем. На западе граница проходит по берегам Азовского и Чёрного морей до реки Псоу. [19]. Субъект РФ Краснодарский край, является составной частью региона Северный Кавказ, он в основном занят равниной, расположенной от Кумо-Маныческой впадины на севере до склонов горной системы Большого Кавказа на юге. В средней части региона расположена Ставропольская возвышенность. Северный Кавказ подразделяют на Западное, Среднее и Восточное Предкавказье. В административном отношении физико-географический регион Северный Кавказ территориально, разделён сейчас на два федеральных округа Российской Федерации: Северо-Кавказский и Южный, сокращённо соответственно С-КФО (7 субъектов) и ЮФО (8 субъектов). В регионе размещено 9 субъектов РФ, шесть из них находятся за пределами Северного Кавказа.
Со второй половины 2 тыс. до н. э. и в 1 тыс. н. э. на Северном Кавказе и Крыму, происходила не смена туземных этносов, а менялись имена потомков строителей дольменов. Племена наследников дольменной культуры, смещались вдоль северного склона Большого Кавказа, а также по равнинам Предкавказья и Крыма, взаимодействуя между собой и с пришлыми народами. Их развитие совершенствовалось в хозяйственной и социальной сферах жизни, но наиболее значимый и один из древнейший обычаев — культ мёртвых предков на протяжении тысячелетий был устойчив. Например, положение покойника в скорченном виде на правом боку с руками согнутыми перед грудью, лицом на восток и головой на юг, посыпанного красным порошком и наличие в погребении различного количества древесных углей. Или, оставалось почти без изменений, начиная с культур ранней бронзы до периода античного времени и средневековья, использование различных каменных погребальных сооружениях в последовательно сменявшихся разновременных археологических культурах. Со временем культ мёртвых предков, впитывал новые элементы, но использование, сделанных из камня гробниц, дольменов, склепов, ящиков, оставалось тысячелетия неизменным.
Вероятно, первоначально «союз протокиммерийцев», обосновался на северном склоне Большого Кавказа, проникая и на его южный склон и северном Причерноморье. Происходило это в 4-3 тыс. до н.э., возможно, раньше. Граница этого союза постоянно расширялись и к 3 тыс. до н.э. она простиралась: на востоке вдоль северного склона Большого Кавказа по долине реки Терек, на запад вдоль реки Кубань до Азова-Черноморского побережья и Крымского полуострова включительно; на юге она охватывала центральную часть Большого Кавказа, восточную часть Грузии и доходила до территории современной Армении; на севере граница союза, ограничивалась низовьем реки Дон и далее проходила вдоль северного побережья Азовского и Чёрного морей, до западных берегов Чёрного моря, где проживали фракийцы, существует мнение, что они близки киммерийцам. Ещё севернее вся эта территория окаймлялась огромным степным пространством, заканчивающимся дремучим лесом. Стратегически место возникновения «протокиммерийского союза» в географическом отношении было очень выгодным и исторически предопределённым. Горные хребты и берега морей на юге, востоке и западе, здесь были защищённой естественной границей, в сочетании с благоприятным климатом и богатыми природными ресурсами, эти места можно назвать «райским местом». О выгодности расположения культуры строителей дольменов, изложено в очерке «Кто строил дольмены?».
На Кубани в отдельную археологическую общность эпохи бронзы, выделена катакомбная культура, формировалась она в степном Прикубанье и Восточном Закубанье. Для памятников этой культуры характерны захоронения в камерах (катакомбах), сделанных под землёй и погребениями в скорченном виде на боку, посыпанные охрой. Погребения часто сопровождаются угольками в жаровнях или курительницах. Детали ритуала погребения в катакомбе, схожи с этим ритуалом в дольмене. Уже, довольно давно, многие археологи отождествляют дольменную и катакомбную культуры. Естественно-природные условия разделили протокиммерийцев на две части: горных — проживавших в горах Западного Кавказа, отнесли к дольменной культуре; степных - освоивших равнины Закубанья и Прикубанья, выделили как катакомбную культуру, наследницу ямной. В свете последних данных исторические киммерийцы, кроме северного Причерноморья и Северного Кавказ обитатели, также в средней части Большого Кавказа и частично в Закавказье. Видимо, мегалиты Армении и Грузии, сооружали именно они или родственные им племена, входящие в их союз.
В похожих условиях проживали протокиммерийцы и в Крыму. Проникать друг к другу и взаимодействовать они могли легко через Керченский пролив, разделяющий Керченский и Таманский полуострова, где у них была переправа, а, возможно, и мост. Зимой пролив между Крымом и Кавказом замерзал, что делало его на самом деле природным мостом, а летом он был легко преодолим на различного рода плавсредствах. В античное время вплоть до позднего средневековья пролив называли боспор Киммерийский или Киммерийская река. Керченским пролив стали называть в XIX в.
О Киммерийской переправе. В районе Керченского пролива в глубокой древности не было сухопутной перемычки. Река Дон довольно значимый водоток и во времена, когда Азовского моря не было, несла свои воды в озёрный водоём, который потом стал Чёрным морем. Подробнее об этом смотреть в очерке «Кто строил дольмены?». А место теперешнего пролива называли Киммерийской рекой. [12]
Есть сведения, что «Участок Керченского пролива между мысом Тузла на Таманском берегу и мысом Ак-Бурун (мысом Павловским, прим. автора) на Крымском побережье в античную эпоху представлял собой не до конца понятое географическое явление» [18]. Здесь, судя по пятиметровым изобатам в древности происходило значительное сужение судоходной части Боспора Киммерийского (Керченский пролив) в направлении Крымского побережья. Учитывая повышение уровня моря на 4-5 (6-7) м за последние 2,5 тысячи лет, есть основания для предположения о том, что в районе современной косы Тузла мог находиться участок суши. В пользу этого свидетельствует существование следов древней переправы между мысами Тузла и Ак-Бурун [18].
На современных картах мыс Тузла в скобках ещё обознается Верблюд. Герц К.К. по этому поводу, приводит следующие данные «по утверждению таманских старожилов, во времена татар, последние с Тамани переезжали в Керчь на верблюдах» [6]. Скорее всего, татары переправлялись через Керченский пролив на верблюдах, только когда пролив замерзал и покрывался толстым льдом. Этот участок пролива между северо-западной оконечностью косы Тузла и мысом Павловским (Керченский полуостров), имеет ширину около 3 км, был традиционным и удобнее для переправы, чем в месте паромной переправы (ширина 4,7 км), через Керченский пролив, в южной части косы Чушка.
На карте изобата с глубиной 2 м, окаймляет косу Тузла по всему периметру подводной части и почти доходит да изобаты с глубиной 5 м у фарватера Керченского пролива. Далее глубина на этом участке Керченского пролива, составляет 5 м, на расстоянии около 700 м, где в центральной части, с севера на юг, прорыт судоходный канал (фарватер) с глубинами 8,3 м. Можно с большой долей вероятности сказать, что 2,5 тыс. лет назад, т.е. в первой половин 1 тыс. до н.э. в этом месте существовала значительный сухопутный выступ. Который, прерывался проливом шириной около 300-350 м, через который киммерийцы делали мост, чтобы переправа функционировала круглый год. Это место было древним устьем реки Дон, а река Кубань в то время, могла быть левым притоком Дона.
Мыс Павловский получил название от имени российской Павловской батареи расположенной на его берегу в середине ХIХ в. Между мысами Павловским и Ак-Бурун, расположена небольшая бухта, названная Павловская. Мыс Ак-Бурун — с крымско-татарского языка означает «Белый мыс». Мыс Тузла — происходит от тюркского слова тузлу, означающее «Солёный». Сейчас Таманский и Керченский полуостра в этом месте соединён Крымским мостом. [12]
Районы локализации дольменов Западного Кавказа. Как была заселена местность, где зафиксированы дольмены Кубани в период зарождения этой культуры, т.е. в эпоху бронзы? Ещё в 1904 г. на Северо-Западном Кавказе Фелицын Е.Д., выделил три района местонахождения дольменных сооружений: а) Черноморского побережья, между реками Сукко и Псезуапсе; б) Анапско-Пшишский, между верховьями рек Котлома и Пшиш; в) Белореченско-Лабинский в междуречье Белая и Лаба [29]. Дольмены им были разделены на районы по географическому расположению, с целью упорядочения их описания. «Дольмены Абхазии стали известны науке поздно — в 1907 г. — благодаря разведкам А.А. Миллера» [23]. В 1910 г. Щербина Ф.А., писал уже о «…пяти географических районах, на которые можно подразделить местности с кавказскими дольменами …» [33].
Марковин В.И. на Западном Кавказе писал о двух ареалах расположения дольменов: Северо-западный, начинается с долины реки Псоу включительно, простирается на север до горного Закубанья и на северо-запад до полуострова Тамань, здесь встречаются все типы западно-кавказских дольменов; Юго-восточный, находится за долиной реки Псоу на территории Абхазии, здесь известны «лишь плиточные» дольмены [22]. Резепкин А.Д. в 2010 г. публикует статью, где им на Северо-Западном Кавказе было выделено пять районов концентрации дольменов: Белореченско-Лабинский, Шапсугский, Черноморский, Туапсинский, Абхазский [25]. В 2016 г. Кудин М.И., публикует карта-схему распространения дольменов Западного Кавказа, где он выделяет следующие районы: Центральный, Причерноморский, Абхазский, Шапсугский, Белореченско-Лабинский.
На самом деле, если внимательно посмотреть на карта-схемы расположения дольменов Западного Кавказа, составленных ещё Лавровым Л.И. [20] и Марковиным В.И. [22], на них визуально выделяются четыре крупных обособленных района сосредоточения этих памятников. Места концентрации дольменов можно назвать современными географическими терминами, указав, какие наиболее известные речные долины входят в выделенные районы:
1. Северо-Западный район или Абинско-Геленджикский, расположен на северном склоне Западного Кавказа и вдоль Черноморского берега в горной части речных долин и их водоразделах. Включает долины следующих рек Баканка (Крымский район), Абин, Бугундырь, Ахтырь, Хабль (Абинский район), Иль, Убин (Северский район), Котлома, Сукко (городской округ Анапа), Озерейка, Цемес (городской округ Новороссийск), Мезыб, Пшада, Вулан (городской округ Геленджик), Джубга (Туапсинский район);
2. Восточный район или Майкопско-Мостовской, находится на северном склоне Западного Кавказа в междуречье Белой и Лаба, здесь мегалиты расположены в долинах указанных рек их притоках и водоразделах;
3. Центральный район или Туапсинско-Лазаревский, протянулся вдоль Черноморского берега, включает долины следующих рек Псебе, Небуг, Агой, Туапсе, Шепси, Аше, Куапсе, Псезуапсе, Цусхвадж, Чухукт, Шахе и их водоразделы, а также дольмены в верховьях рек Пшиш и Псекупс от верхнего до среднего течения, расположенные на северном склоне Западного Кавказа;
4. Юго-Восточный район или Абхаза-Адлерский, расположен вдоль Черноморского берега между долинами рек Мзымта (Российская Федерация) и Галидзга (Республика Абхазия). [14, 15]
Второе название выделенным районам, дано по административной принадлежности, с указанием двух муниципальных образований (за исключением четвёртого района) с наибольшим количеством дольменов.
К указанным районам сосредоточения западно-кавказских дольменов, можно добавить и расположенные в непосредственной близости. Это мегалитические районы в Закавказье — на территории Армении и Грузии, Крыму и мегалиты северо-восточной части Балканского полуострова (Болгария и Турция). Родство крымских мегалитов с западно-кавказскими, подтверждено археологами и историками. Некоторые исследователи полагают, что мегалитические сооружения Крымского полуострова — результат влияния Кавказа и связаны с оседанием здесь кавказских племён. Археологические исследования эту гипотезу не подтверждают. Никакого «заимствования» не было, и что во второй половине 3 — начале 2 тыс. до н.э. Крым, входил в единую мегалитическую Причерноморско-Кавказскую культурно-историческую область или провинцию. [10] О родстве Западно-Кавказских и Закавказских мегалитов высказал предположение Марковин В.И. «не исключено, что между строителями западно-кавказских дольменов и закавказских (армянских) мегалитов всё же могли иметь место какие-то контакты» [22].
На «Карте районов локализации дольменов Западного Кавказа» цифрами 1, 2, 3, 4, обозначены соответственно Северо-Западный, Восточный, Центральный и Юго-Восточный районы [14, 15].
Странным кажется, что между выделенными районами прерывается или значительно уменьшается частота построек мегалитов. Объяснить это только отсутствием необходимых горных пород пригодных для строительства дольменов нельзя. Так как на всей территории распространения мегалитов на Западном Кавказе, за редким исключением, горных пород пригодных для их сооружения достаточно. Нет и не было между, выделяющимися районами сосредоточения дольменов и непреодолимых природных препятствий. Например, высоких неприступных гор, огромных полноводных рек с ущельями, больших озёрных котловин и др., которые бы своими естественными границами, ограничивали сообщение между ними. Дольмены строились, как правило, в горной части Западного Кавказа. Основным ограничением при их сооружении в Восточном, Центральном и Юго-Восточном районах были абсолютные высоты, составляющие как правило, до 1000 м, чуть выше строились единичные дольмены. Видимо, прежде всего, это было связано с погодно-климатическими условиями, которые с высот выше 1000 м, становились менее благоприятными.
Быть может, во время зарождения и развития традиции строительства дольменов на Западном Кавказе, формировалась или уже существовала социальная общность, которая была разделена на части, в границах указанных районов сосредоточения мегалитов. Деление на районы территории, где развилась культура строителей дольменов, скорее всего, отражает племенное деление в этой общности Западного Кавказа, где возникли мегалитические верования и взгляды, которые постепенно эволюционировали. Надо полагать, что развитие этих племён Западного Кавказа началось с «союза протокиммерийцев», горных и степных — дольменная и катакомбная культуры, этническая принадлежность этих культур определена как индоевропейская.
Не везде сразу, в рассматриваемом ареале распространения дольменов Западного Кавказа, стали одновременно строить мегалиты. Нужно было определённое время, чтобы охватить эту территорию мегалитической идеологией. В уже существовавших районах (объединениях), последовательно, образовывались центры дольменостроения, где разновременность создания мегалитов, явилась одной из причин повлиявших на их архитектурные различия. Старшинство и последовательность их присоединения к мегалитической традиции, может показать их датировка, которая укажет в каком именно районе «начиналось» дольменостроение Западного Кавказа.
Предположительно, зародилась культура строителей дольменов на Западном Кавказе в Восточном районе между долин рек Лаба и Белая. Затем мегалитическая традиция охватила Центральный район. После этого вдоль морского побережья традиция строить дольмены, переместилась юго-восточнее до территории современной долины реки Галидзга и юго-западнее до полуострова Абрау. Здесь сформировались Юго-Восточный и Северо-Западный районы сосредоточения дольменов. А с Северо-Западного района традиция, строит мегалиты, перешла на территорию Крыма, его можно считать пятым периферийным районом, тяготеющим к ареалу мегалитической культурой Западного Кавказа. Как считают археологи в Крыму несколько позже стали строить каменные сооружения из больших камней. После Крыма мегалитическая традиция, переместилась и на западное побережье Чёрного моря. Синхронно развивалась и мегалитическая традиция в Закавказье. Так образовалась культурно-историческая общность строителей дольменов в обширной местности, которую можно назвать Кавказа-Черноморская область.
У дольменов разных районов, можно обнаружить технологические особенности, отличающие их, например, входные отверстия, имеют различную конфигурацию: круга, овала, арки, квадрата. Или различные наклоны вертикальных боковых плит у дольменов преобладающей конструкции, сделанных из больших плит и др. Даже простое внешнее отличие дольменов в разных местах горной части Кубани, обращает на себя внимание, как, например, жилые дома в различных областях России.
Так среди, дольменов Восточного района, можно выделить пять, располагавшихся здесь в разных местностях, но не имеющих себе аналогов в других районах локализации дольменов. Три из них описал Марковин В.И. [22], это Гузерипльские дольмены № 1, № 2 и Кизинский дольмен № 528. Он их относил к «дольменам с ложным сводом (вернее, с перекрытием, близким к ложному своду)». К этому же типу составных дольменов можно отнести мегалит Дудугуш 1 [5], расположенный в долине реки Белой недалеко от села Хамышки. И пятым, можно считать, дольмен, описанный Фелицыным Е.Д. [29] в Дегуакской группе мегалитов у станицы Даховской, его характерные черты, соответствуют предыдущим. Этот дольмен имел большие размеры, где задняя стенка погребальной камеры, имела необычную дугообразную форму. Длина внутри камеры достигала 5,4 м и ширина в передней части 3,3 м. Стены его составлены из уложенных ярусами, один на один камней, т.е. это был составной дольмен. Видимо, эти большие дольмены были не гробницами, а являлись прообразами святилищ или храмов и эту функцию они несли изначально.
Наличие начертаний (петроглифов) на каменных плитах дольменов, может быть так же характерным признаком для выделения определённого района, этим, особенно, заметно выделяется Северо-Западный район. Или наличие рисунков, в мегалитических гробницах, которые были сделаны краской на их внутренних стенках, обнаруженные Резепкиным А.Д. в урочище Клады. Эти рисунки засвидетельствованы в Восточном районе локализации западно-кавказских мегалитов. Следует отметить, что рисунки на внутренних стенках мегалитов обнаружена и в Крыму.
Встречается и удивительное сходство некоторых мегалитов, сооружённых в разных районах сосредоточения дольменов Западного Кавказа. Это говорит о единстве мегалитической культуры и взаимных связях внутри её, а также проживании представителей соседних районов на территории друг друга, где они строили характерные для себя конструкции мегалитов. Возможно, сооружение очень похожих дольменов, в разных районах, являлось символическим подтверждением братства одной мегалитической идеологии племенных групп. Общим для всей территории нахождения дольменов можно считать их ориентацию, так как многие исследователи указывают, что повсеместно на Западном Кавказе они строились, как правило, фасадом (входом) открытому пространству. Марковин В.И. мегалитическую культуру Западного Кавказа считал единой.
Например, дольмен расположенный в верхнем течении реки Пшенахо, один из истоков реки Туапсе, имеет для Центрального района редкую, в виде арки (полукруга), конфигурацию входного отверстия (лаза). Такая форма входного лаза широко распространена в Восточном районе, например, в группах мегалитов Богатыркая Поляна или Кизинская (междуречье Белой и Лаба), удалённых от дольмена в долине реки Пшенахо примерно на 90 км.
Или другой пример, описанный Фелицыным Е.Д. [29], в станице Шапсугской (Кубанская область) «во дворе казака Шапирко был правильной шестигранной формы дольмен. Каждая его стена была сложена из двух грубо обтёсанных плит, поставленных одна на другую, как бы в два яруса. Подобный же шестигранный дольмен найден был мною на Дегуакской поляне близ станицы Даховской (долина реки Белой). Оба они … сверху накрыты большими и толстыми каменными плитами круглой формы». Расстояние между этими дольменами с круглым перекрытием, находившимися один в Северо-Западном другой в Восточном районах, составляет 176 км.
Или ещё пример схожести трёх, но уже корытообразных дольменов, имеющих асимметричное построение фасада с тремя пилястрами. Это явление редкое для корытообразных дольменов в частности и отсутствует у дольменов других конструкций вообще. Так, один такой мегалит расположен на северной окраине села Хамышки в долине реки Белой (Восточный район), другой недалеко от села Солоники в долине реки Цусхвадж, впадающей в Чёрное море (Центральный район). Удалены эти дольмены друг от друга примерно на 65 км. В Солохаульской группы мегалитов в долине реки Шахе (Центральный район), есть также очень похожий на указанные дольмены корытообразный дольмен.
Следует учитывать и то, что на конструктивные (архитектурные) различия западно-кавказских дольменов в разных районах, повлияли и горные породы из которых они делались. Например, известняки или песчаники, горные породы из которых в основном возводились мегалиты, в разных местах Западного Кавказа и Крыма, имеют различные свойства, что влияло на размеры дольменов, толщину плит из которых они строились, тип сооружения (составной, корытообразный или монолит), их долговечность, и др. Или, например, большинство корытообразных дольменов, в основном, сосредоточены в Центральном районе. Здесь естественные горообразовательные процессы в среднегорном рельефе Большого Кавказа, обнажили на поверхности многочисленные скальные выходы, которые использовались для сооружения дольменов указанного типа. [14, 15]
Меоты, синды и тавры на Кубани и Крыму. Заканчивается «шествие» бронзового века, «подходит» эпоха железа и начинает меняться уклад всего «киммерийского союза». Вероятно, основными причинами угасания культуры строителей дольменов было:
возникновение производства железа и дальнейшее развитие металлургии на Северном Кавказе. К концу 2-го тыс. до н.э., в связи с возрастающей потребностью в металле часть дольменостроителей, сместилась восточнее и обосновалась от долины реки Большая Лаба до среднего течения реки Терек, где северные склоны горной системы Большого Кавказа были богаты на металлические полезные ископаемые. В этой местности с древности добываются руды следующих металлов: железо с примесью хрома и никеля, марганец, медь, никель, свинец, цинк, серебро, золото и др. Впоследствии это новообразование историки назвали кобанской культурой;
земледелие уже во 2-м тыс. до н.э. стало не продуктивным [7], поэтому переход, в тот период, к кочевому скотоводству, заставил основную массы людей уйти с гор на равнину в степную зону. А Кубанско-Приазовские и Крымские степи этому благоприятствовали. В этот период, большинство горных киммерийцев, сменило место проживание на равнину. Совместно со степными киммерийцами они, образовали киммерийскую культуру. Взаимодействие киммерийской и кобанской культур продолжалось, как доказывают археологи. В горной части Кубани осталась часть горных киммерийцев, которая к началу железного века прекратила традицию строить дольмены. Традиция хоронить в катакомбе на равнине, в это время продолжает и сохраняется вплоть до алан средневековья, в культуре которых засвидетельствованы и дольменовидные гробницы, и каменные ящики.
К середине 1 тыс. до н.э. исчезает название киммерийцы и появляется название этносов синды на Таманском и тавры на Крымском полуостровах родственных своим предшественникам. Происходит распад Киммерии и деление пространства, занимаемого «киммерийским союзом», на части: Таврику, Синдику, а также территории подвластные другим меотским племенам и кобанской, и кизилкобинкой культурам.
Страна синдов или Синдика, занимала Тамань, к концу IV в. до н.э., утратила самостоятельность. Название этноса синды, производят от индоевропейского слова синд — «река», означает «речные». По данным историков синды входили в состав меотов. Самоназвание меотов, происходит от арийского слова maitae — «материнские», образованного от термина maita — «дитя матери» и является отголоском материнского культа [28]. Западнее кобанской культуры, в Прикубанье и Закубанье, восточном и северном Приазовье, располагались оседлые племена с общим названием меоты (VII в. до н.э. — III в н.э.). К числу меотов относились племена синдов, дандариев, досхов и др., остатки великой Киммерии.
Есть свидетельства античных авторов, что киммерийцы, оставшиеся в горной части Крыма, стали упоминаться под именем тавров с VII-VI вв. до н.э. Тавры – этнос, получивший своё название от слова тавр, в основе которого лежит индоевропейский корень taur означающий «горы», поэтому перевод названия этноса будет означать «горцы». Некоторые исследователи в перевод названия этноса вкладывают греческое слово тавр, означающее «бык», эта версия не аргументирована и, скорее всего, является переосмыслением. Так как тавры «специализировались» на выращивании мелкого рогатого скота. Таврида, Таврика, Таврия, так античные греки называли страну тавров, расположенную в южной части Крымского (Киммерийского) полуострова.
Исследователи называли киммерийцев кочевыми племенами, другие союзом. С меотами то же самое, есть мнение, что это общее название племён или союза. Есть также мнение, что язык синдов и тавров отличался от языка киммерийцев, союз которых, вероятнее всего, уже был разноязычный. Наверное, ничего странного в этом нет. В одном схожи исследователи, что указанные народы являлись индо-европейцами и в период их существования, а во времена синдов и тавров однозначно, уже произошло (происходило) дробление индо-европейцев как единого целого. Говорить об отличии языков того давнего периода сложно. Прежде всего, сохранившиеся мизерные остатки киммерийской письменности, почти невозможно сравнивать с письменностью синдов и тавров. Следует учесть и то, что синды и тавры попали под греческую колонизацию и были вынуждены пользоваться греческой письменностью, оставив очень мало о себе своих письменных свидетельств.
Часть киммерийцев слилась со скифами, часть с таврами и синдами, утратив название во второй половине 1 тыс. до н.э. Есть исследователи считающие, что «многие народы будто бы уничтожились или исчезли вместе с пропажей их имени». Более вероятное другое мнение, что «меняются и путаются имена в исторических источниках, а народы остаются по большей части те же». Мнение, что киммерийцы были уничтожены скифами, по всей видимому, преувеличено. Существует даже современная картосхемы реконструкции маршрута отступления киммерийцев, на юг в Малую Азию, т.е. в Закавказье и направления преследования их скифами. Вызвавшая спорное мнение о тактике отступления киммерийцев по берегу Чёрного моря и преследовании скифами их, в основном, через Центральный Кавказ и вдоль берега Каспийского моря-озера.
Киммерийцы отступали с Крыма и Тамани, т.е. с территории на которой они жили и им было безопаснее, логичнее и удобнее уйти от преследований берегом Чёрного моря. И Закавказье они знали. А скифам, находящимся в восточной части Предкавказья, было безопаснее и проще преследовать другим путём. Т.к. пройти по Киммерии, в которой осталось её население без потерь было невозможно. Гнались то скифы не за всем этносом киммерийцев, а за правящей верхушкой, которая скорее всего была ими уничтожена на южном склоне Большого Кавказа.
Лавров Л.И. [21] считал, что киммерийцы не могли отступать в Переднюю Азию по берегу Чёрного моря, т.к. там не было удобного сквозного пути. Но он не исключает, что «это могло быть только при помощи каботажного плавания вдоль Кавказа на … вместительных ладьях». Племена, «поглотившие» киммерийцев, античные авторы называют скифами, существует даже название скиф-киммериец. Есть данные, что самоназвание причерноморских скифов – сколоты. Имя сколоты, производят от древне-славянского слова коло — «круг», вероятно, связанного с солнечным кругом и его обожествлением. Как бы то ни было, и скифы во II в. н.э. «растворились в водовороте» новой эпохи.
По данным историков под названием скифы, сарматы, савроматы и др., подразумевается один и тот же народ или родственный разноплемённой союз – сколотов, который в дальнейшем стал именоваться славянами (сколоты – склавены – славяне). По другой версии скифы-сколоты, смешались с сармато-аланами, образовав культуру алан. Вероятно, обе эти версии верны, так как скифы-сколоты, как и киммерийцы, принадлежали к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, оказавших реальное влияние на формирование как восточных славян так и алан.
Катакомба (итальянское catacomba и греческое katakymbos «углубление», происходит от латинского catacumba «подземная гробница») в археологии подземные помещения искусственного происхождения, использовались в древности для погребения умерших и совершения религиозных обрядов. Состоит из погребальной камеры и небольших размеров входной ямы (колодца), соединяющейся с земной поверхностью. Погребальные сооружения такого типа для Кубани характерны для катакомбной культуры эпохи средней бронзы, сарматской культуры железного века, культуры алан железного века и средневековья. Катакомбная культура согласно автохтонной (местной) версии происходит из ранней ямной культуры, которая отождествляется некоторыми исследователями с носителями индо-иранских языков или представляет собой ранний этап культур носителей индо-арийских языков.
Кобанская культура своё название получила по имени первого могильника, обнаруженного у селения Кобан (Республика Северная Осетия-Алания), расположенного в верховьях бассейна реки Терек. Эта культура датируется ХII-IV вв. до н.э. (поздний бронзовый век, начало железного века). Особенно в западной части, погребальные сооружения этой культуры, в основном, представлены подкурганными или безкурганным каменными ящиками. Преобладают, каменные ящики из составных больших плит, дополненных кладкой из плашмя уложенных небольших камней и перекрытых плитами. В плане они близки к квадрату, размером 1,06 х 1,08 — 0,95 х 1,3 м. Погребённый чаще всего лежит на боку, в скорченном положении с руками перед грудью или головой, в погребальной камере часто встречаются угли [16].
Кобанская культура синхронна с кизилкобинской культурой, обнаруженной в предгорьях Крыма. Датируется кизилкобинская культура с IХ по III вв. до н.э., название получила от имени поселения Кызыл-Коба (Красно-Пещерное). Есть мнение, что кизилкобинская и кобанская культуры имеют генетические связи и кавказское происхождение. В Крыму засвидетельствованы для погребения в этой культуре каменные ящики небольших размеров и кромлехи диаметром 5 м. Сохранившиеся костяки, указывают о скорченном положении на боку погребённых.
В начальный период кобанской культуры происходит формирование военной демократии — организация власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству. «Именно к этому времени относится зарождение общекавказских циклов народных сказаний об особой мужской доблести, положивших начало оформлению знаменитого Нартского эпоса». «Автохтонность кобанской культуры выступает не как механическое повторение застывших форм и явлений, а как диалектический процесс смещения и контактов, поглощения и органического включения родственных и чужеродных элементов, подтверждающих наличие древнего не только хозяйственно-культурного, но и этнического ядра» [16].
На указанные культуры оказывали влияние киммерийцы, скифы, сарматы и наоборот. Некоторые вопросы датировки, периодизации, происхождения и этнической принадлежности племён кизилкобинской и кобанской культур остаются дискуссионными. Как и в дольменной культуре здесь существуют разногласия об их автохтонном происхождении и невозможности определить откуда она появилась и т.д. и т.п. Но «Подавляющее большинство кавказоведов (археологов, антропологов, языковедов, этнографов) считают, что древняя кавказская этническая общность — носитель кобанской археологической культуры — являлась мощным субстратом в последующем формировании почти всех современных народов Северного Кавказа от Кубани на западе до Дагестана на востоке» [16]. Именно кобанская культура приняла прямое участие в этногенезе аланских, балкарских, вайнахских, дагестанских, карачаевских племён и «рассматривается в качестве значительного целостного комплекса, составляющего древнейший пласт национальной культуры», указанных этносов.
Дольменовидные гробницы Верхнего Прикубанья, что находятся в долинах рек Индыш, Кяфар и др., исследователями датируются второй половиной 1 тыс. н.э. и относят их строителей к жителям Западной Алании. Кроме указанных аланских гробниц, в 1 тыс. н.э. строились подземные, полуподземные и надземные склепы, напоминающие дольмены, на территории Дагестана, Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачево-Черкесии, Чечни. В плане склепы имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или восьмиугольники, различных размеров, сделанных из камней различной массы. Крыши этих погребальных сооружений сделаны плоскими, двухскатными или пирамидальными. Лаз или входное отверстие, обычно, имеет форму квадрата или арки. Описанные склепы внешне напоминают дольмены, особенно с плоскими крышами и арочными лазами.
А почему не могли сдвинуться представители дольменной культуры немного восточнее своего традиционного нахождения на Западном Кавказе и продолжить своё развитие? Продолжались строиться каменные ящики и склепы похожие на дольмены, но уже в период кобанской, а затем аланской культуры. По данным приведённым Калоевым Б.А. «Формы погребения у алан — прямых предков осетин — на равнине Северного Кавказа были катакомба, а в горах каменные ящики и склепы. … Строительство склепов в Осетии продолжалось до 30-х годов ХIХ в. Единичные случаи древней традиции хоронить в каменных сооружениях в горной Осетии отмечена ещё в 20-х годах ХХ в., погребения совершались в фамильных (семейных) склепах (построенных ранее, прим. автора). В основном этот обычай исчез почти повсеместно во второй половине ХIХ в. с появлением кладбищ» [9]. Каменные ящики заимствованы предками осетин — ещё с периода кобанской культуры. На равнине рыли катакомбу для захоронения, так как не было камня строить дольмены, а горах стоили дольмены, так как рыть скальные грунты для катакомбы очень трудно.
Или ещё данные, так археолог Соловьев Л.Н. обращает внимание на следующее обстоятельство «Анализ погребального обряда дольменной культуры и сравнение с существовавшими ещё недавно религиозными представлениями и обычаями абхазского народа привели нас к выводу о том, что между ними не существует принципиальных различий. На протяжении около 4 000 лет прослеживаются с чрезвычайной стойкостью одни традиции погребального культа» [26]. Осетины и абхазы относятся к разным языковым семьям, но преемственность общей древней погребальной традиции у этих народов прослеживается.
Западнее кобанской культуры, в бассейне реки Кубань и на полуострове Тамань, располагались племена меотов. Трубачёв О.Н., предполагал, что синды были «местными праиндоевропейцами, в отличие от соседних индоиранцев, язык синдо-меотский — это индо-арийский с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов)» [28]. Меоты к III в., в основном, переселились в долину Дона и часть осталась в Закубанье. Погребальными сооружениями у меотов на равнине служили прямоугольные ямы (над погребениями элиты насыпались курганы), на Черноморском побережье и в Закубанье каменные ящики. Покойника укладывали как правило, скорчено на боку, впоследствии и на спине головой на юг, реже на восток или запад.
«Анализ генетического разнообразия показал, что генофонд меотов составляют линии мтДНК, относящиеся ко всем основным западно-евразийским кластерам (N, R0, JT, UK). … анализ …, указывает на глубокую древность генофонда меотов, сравнимую со временем существования индоевропейской общности. Генетические расстояния свидетельствуют о значительном удалении меотов от индоиранских, … народов и, в то же время, сближении с пулом народов Европы. …» [24].
«Исследуя особенности генетической структуры меотов, было проведено сравнительное исследование генофондов меотов и их кочевых соседей – сарматов, генетическая структура которых показала безусловное иранское происхождение их генофонда. … анализ позволил выделить в генофонде меотов Приазовья общий с сарматами пул генетических линий. Однако генетические расстояния и анализ генетического разнообразия меотов в целом указывают, что выявленные тенденции носили, вероятнее всего, локальный характер, не являясь указателем на системное слияние генофондов этих народов.» [24].
«… являясь древними насельниками южнорусских степей, меоты не могли не оказать генетического влияния на народы Кавказа. Анализ генетических расстояний между меотами и кавказскими этносами показал, что меоты, проявляя генетическую близость к ряду коренных кавказских народов, тем не менее, особенно не сближаются ни с одним из них. Полученные данные позволяют считать меотов коренным и очень древним населением южнорусских степей» [24].
Такова в общих чертах реконструкция дольменной, катакомбной и ямной культур «киммерийского союза» и его видоизменения в течение эпох бронзы и железа. Реконструкция основана на данных разных археологов и историков, мнения которых зачастую противоречивы, поэтому может вызвать сомнение, но кто-то здесь усмотрит реальные факты, позволяющие хотя бы начать понимать древнейшую историю Кубани, Северного Кавказа, Крыма и юга России.
Древнейший этнотопоним Кубани, Крыма и Юга России. На современных картах юга России имя этноса киммериец найти трудно. Но если открыть книги по истории, географии и геологии или старые карты то можно обнаружить географические названия и научные термины, в состав которых входит имя киммериец. Прошло около 2,5 тыс. лет, как название этноса не стали упоминать античные авторы, но время сохранило его имя. Ниже приводятся наиболее известные географические названия свидетельствующие о киммерийцах. [11]
Киммерийцы были жителями древнейшего государства Киммерия, охватывавшего современные Крымский и Таманский полуострова, а также северное Причерноморье, Приазовье и Северный Кавказ. Предполагают, что это государство (союз) уже существовало за 2 тыс. лет до н.э., в VII-VI вв. до н.э., прекратившее своё существование. Главный город этого государства назывался Киммерикон (Киммерий), располагался в северо-западной части Таманского полуострова, ранее он назывался остров Киммерийский.
Город Киммерикон с востока ограждался рвом и валом, названным впоследствии Киммерийским. Вал начинался у северо-восточного «угла» Таманского залива и протягивался примерно на 7 км к берегу Азовского моря. Остатки вала указаны даже на топографических картах второй половины ХХ в. как Вал Киммерский. Вал ориентирован с юго-запада на северо-восток и имеет максимальную абсолютную высоту около 60 м. Это сооружение имело не только военно-стратегическое значение, но и защищало остров и столицу от наводнений реки Кубань, как гидротехническое сооружение.
О назначении Киммерийского вала существует и другое мнение. По предположению Веселова В.В. вал имел протяжённость всего около 2-х км и ширину от 3 до 15 м [3]. В поперечнике он представлял неправильную трапецию высотой около 5 м над естественной поверхностью. Вал был частью гидротехнического сооружения и образовался при углублении пролива или залива для судоходного канала, соединяющего Таманский залив с археологическим поселением Кепы I, располагавшимся примерно в 2-х км от современного берега Таманского залива (в античное время залив-пролив был длиннее, прим. автора). Впоследствии город «перекочевал» в новое место и назван археологами поселение Кепы II, располагавшееся на берегу Таманского залива на северной окраине современного посёлка Сенной Темрюкского района Краснодарского края. Вероятнее всего, ров сделанный киммерийцами у вала, использовался и в античное время, как судоходный канал и очищался только там, где была в этом необходимость. И видимо он был судоходным каналом, соединяющим Чёрное море через Таманский залив с Азовским морем.
«…Дальний берег вырисовывал вулкан Киммерий. Это и есть Киммерийская степь». Так древний автор описывает приближение к Азиатской части Боспорского царства со стороны Таманского залива. Вулкан Киммерий это вершина горы Горелой (104,1 м) на Таманском полуострове. Боспорское царство возникло в V в. до н.э., в VI в. вошло в состав Византии.
Пролив, который разделял Крымскую и Таманскую часть государства или союза Киммерия, назывался Боспор Киммерийский (сейчас это Керченский пролив), где bosporos происходит от древнегреческих слов bos – «скот» и poros – «брод», т.е. «скотий брод». Пролив также называли Киммерийская река, а самое узкое место Киммерийская переправа, так, вероятно, и было 2,5 тыс. лет назад, т.к. здесь было приустьевое место реки Дон. Керченский пролив обозначался Киммерийским на картах даже в ХIХ в. В древности, моря, омывающие Краснодарский край, т.е. Азовское и Чёрное, в разное время также называли морями Киммерийскими.
Существует мнение, что киммерийцы имеют непосредственное отношение к современному названию Чёрного моря. В этой версии название этноса, производят от финикийского слова kamar, означающего «чёрный» или «тёмный», получившего его за обычай носить чёрную одежду. Таким образом, возможно, чёрный цвет одежды древнего народа, проживающего на берегах моря, дал ему довольно жизнестойкое географическое название Киммерийское, т.е. – Чёрное. Это предположение требует дополнительных исследований и не является безусловным. Есть и греческая версия образования наименования моря Чёрным, также связанная с киммерийцами, её смотреть ниже. [13]
Ворошилов В.И. приводит также несколько топонимов, возможно, связанных с именем киммерийцев (Gimirrai): Гумария, Гумиста, Гумри [4]. Гумария — неофициальное название части село Нижняя Шиловка, расположенного в низовьях правобережья реки Псоу, в Адлерском районе городского округа Сочи. Гумиста — река впадающая в Чёрное море и село на правом берегу реки в Республике Абхазия. Гумри (Гюмри) — город в Республике Армения, в старину город называли Кумайри, упоминается в VIII в. до н.э.
На Крымском полуострове, также остались топонимические свидетельства пребывания там киммерийцев. В горной части Крыма есть вершина Киммерий. Или на Керченском полуострове, находился город Киммерик, вошедший в состав Боспорского царства. Возможно, до колонизации этих мест греками, это было западная столица государства (союза) Киммерия. На месте города сейчас находится городище, расположенное в 50 км к югу от города Керчь, на берегу Чёрного моря у подножья горы Опук (183 м). Раскопки городища показали там культурные слои эпохи бронзы. Название античных городов Киммерий (Тамань) и Киммерик (Керчь), имеют этническое происхождение от имени народа проживавшего в этих местах, как, например, город Синд (Синдос) в стране синдов Синдике. Название города Синд как и страны Синдики, восходит к имени местного этноса синды, которые существовали независимо от греческих городов-колоний.
В Крыму находится свой Киммерйский вал, начинается он на берегу Азовского моря у Казантипского залива и тянется до северного берега озера Узунларского, расположенного на берегу Чёрного моря. Протянулся вал примерно на 40 км. Есть также предположение, что своим названием Крымский полуостров также обязан именно киммерийцам и назывался он Кимрским. Название полуострова со временем трансформировалось из-за языковых особенностей народов, впоследствии населявших его. Кимр – Кирым – Крым, так может выглядеть логическая цепочка видоизменения этого этнотопонима. [11, 12] Есть сведения, что имя Гомера означает «киммериец». Гомер – легендарный эпический поэт Древней Греции, жил предположительно между ХII -VIII вв. до н.э. В 20-м томе БСЭ, приводятся несколько устаревшие, но не лишённые логики, данные: «киммерийцы – древнейшие из известных племён, населявших северное Причерноморье. Ранние сведения относятся к началу 1 тыс. до н.э. К киммерийской культуре могут быть отнесены встречающиеся на территории от Прикубанья до района горного Крыма погребальные сооружения в виде каменных ящиков» [2].
Следует отметить, что в геологии именем этноса киммерийцы, названы: киммерийская складчатость горных пород, образовавшаяся в течение Юрского периода и киммерийский ярус (век) нижней части среднего плиоцена Черноморско-Каспийской области. Киммерийская плита — древняя тектоническая плита, которая включила в себя следующие составные части: полуостров Малая Азия, Иранское нагорье, горную систему Тибет, полуостров Индокитай [2].
Исследования историков показывают, что киммерийцы самый древний народ в арийской семье, т.е. «старший». Этноним киммериец можно квалифицировать как древнейший, а народ, проживающий в границах, указанных в очерке, поэтому оказался самым первым в письменных источниках. Термины гимири, гимиррай, гимирай, кимирген, киммериане и др. (разных источников) считаются самоназванием киммерийцев. Киммерийцев связывают со многими культурами эпохи бронзы и раннего железа, поэтому их имя фиксировалось разными этносами, что привело к искажениям и разночтениям в его написании, а как следствие и различным версиям перевода этого этнонима. Они трактуются не как самоназвание этноса и, по-видимому, требуют дополнительных исследований.
Есть мнение, что название киммериец имеет скифские корни и буквально означает «захватчики земли». Или, что по-кельтски название кимры означает «хищник», по другой версии «разбойник» или «воин». Существует также предположение, что имя их сарматское и означает «свирепые» или «страшные». Некоторые исследователи, сближают название этноса киммерийцы с греческим словом cheimeria, означающем «зимние». Это, по-видимому, отразило отношение народов к киммерийцам, которое было не однозначным и к этимологии имени этноса не имеет отношения.
Коков Дж.Н. [17], приводит данные Лаврова Л.И., который допускал, что имя темиргоевцев, адыгское племя известно с ХVII в., происходит от названия древнего этноса киммерийцы. А Аутлев П.У. находил возможным истолковать значение этнонима как «храбрый злонравный кемир», т.е. киммериец [17]. Эта версия не признана и считается ошибочной.
По мнению Тернавского Н.А. название киммерийцев могло означать с санскрита «люди горы Меру», где Меру — «Священная гора» [27]. Ряд учёных, относят киммерийцев к наследникам степных ариев Русской равнины, а название этноса производят от арийского (индоевропейского) слова гимра (кимра) — «степь», означающее «степняки». Производят наименование киммерийцев и от хеттского гимра – «степь», т.е. «степняки», что подтверждает индоевропейское его происхождение. По мнению Щербины Ф.А. «…киммериане – одна из отраслей арийской расы» [33].
Некоторые историки считают, что британские и скандинавские кимвры – «родственники» кавказка-крымских киммерийцев, ушедших на северо-запад Европы. Кимвры были засвидетельствованы среди кельтов Британии, на полуострове Ютландии и в других местах. Античные авторы, наверное, путали и не разделяли названия этноса на кимвров и киммерийцев, у них есть следующие данные: «… киммерийцы, причём время скоро испортило это слово в наименование кимвров»; «…кимвры, от них-то и Боспор получил название Киммерийского, как бы Кимврского, так как греки называли кимвров киммерийцами» и т.д. [8]
У древних грековместо проживания киммерийцев, ассоциировалось с «тьмой» и чёрным цветом. Почему? Однозначного ответа на это нет. Мнения, что здесь был край света, а наличие грязевых вулканов на Керченском и Таманском полуостровах у древних авторов, сравнивалось с преисподней, мраком и темнотой, можно отнести к преувеличенным домыслам и фантазиям. Древние греки умалчивали о том, что до колонизации Причерноморья они потерпели сокрушительное и страшное поражение (а возможно и не одно) от киммерийцев, сравнимое с «чёрным временем», т.е. «тьмой», превратившее их в непримиримых врагов. Вот, вероятно, почему они вначале своего нашествия, море называли Негостеприимным, Чёрным, так как здесь проживали их враги. И только когда угроза очередного поражения исчезла, они стали море называть Гостеприимным (Эвксинским), чтобы забыть неприятные и позорящие их факты истории. [13]
За долго до начала новой эры упоминание о киммерийцах исчезает из литературных источников античных авторов. История появления государства (союза) Киммерия и киммерийской культуры, тайна существования и исчезновения до сих пор не получили обоснования. Но этнос не исчез, часть его мигрировала, оставив следы о себе в других частях Евразийского континента, оставшиеся на месте, стали именоваться по-другому. [11, 13]
Использованная литература и источники
- Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1967 г.
- БСЭ, Т. 20. М., 1953.
- Веселов В.В. О «киммерийском вале» на Таманском полуострове. Советская археология, № 3. М., 1957.
- Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. Майкоп, 2007.
- Гаврилов М.В., Ципинов Р.К., Цикапидзева Л.Х., Михалевич В.М., Петренко Л.В., Шартан С.М. Мегалитические памятники Республики Адыгея. Майкоп, 2001.
- Герц К.К. Археологическая топография Таманского полуострова. Труды Московского археологического общества, т. 2. М., 1870.
- Долуханов П.М. История средиземных морей. М., 1988.
- Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Составители Патракова В.Ф., Черноус В.В. Ростов-на-Дону, 1990.
- Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в ХVIII — начале ХХ в. Кавказский этнографический сборник, VIII. М., 1984.
- Клюкин А.А., Корженевский В.В., Щепинский А.А. Казантип: Путеводитель. Симферополь, 1987.
- Ковешников В.Н. Древнейший этнотопоним Кубани и Юга России (очерк). Кубанский вестник детско-юношеского туризма и краеведения №9, КрайСЮТур. Краснодар, 2008.
- Ковешников В.Н. Керченские переправы. Х Твёрдовские чтения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018.
- Ковешников В.Н. О географических названиях Кубани со словом «чёрный». Вестник КРО РГО. Выпуск 8. Краснодар, 2015.
- Ковешников В.Н. О районах концентрации кубанских дольменов. IХ Твёрдовские чтения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017.
- Ковешников В.Н. О районах концентрации кубанских дольменов. Краеведение на Кубани: проблемы, поиски, решения. Коллективная монография. Выпуск 1. Краснодар, 2017.
- Козенкова В.И. Кобанская культура Кавказа. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1989.
- Коков Дж. Н. Адыгская антропонимия. Нальчик, 2001.
- Колтухов С.Г. Тузлинский историко-географический район Боспора Киммерийского в античное время. Научный журнал «Геополитика и экогеодинамика». Вып. 1. Симферополь, 2005.
- Краткая географическая энциклопедия. Том 3. М., 1962 г.
- Лавров Л.И. Дольмены северо-западного Кавказа. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Лавров Л.И. Роль естественно-географических факторов в истории народов Кавказа. Кавказский этнографический сборник, ХI. М., 1989.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Марковин В.И. Очерк изучения дольменов Прикубанья и Причерноморья. Сборник материалов по археологии Адыгеи, том III. Майкоп, 1972.
- Морозова И.Ю., Батаева Е.Ф., Шевченко Н.Ф., Грошева А.Н., Жукова О.В., Ковалевская В.Б., Рычков С.Ю. Между Доном и Кубанью. Генетическое разнообразие меотов. Международная научная конференция. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 2013.
- Резепкин А.Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры». Сборник. Памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). М., 2010.
- Соловьев Л.Н. Погребения дольменной культуры в Абхазии и прилегающей части Адлерского района. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Тернавский Н.А. Киммерийцы и дольмены Кавказа. Проза.ру. 2009.
- Трубачёв О.Н. INDOARICA в Северном Причерноморье. М., 1999.
- Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
- Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь, 2005.
- Щепинский А.А. Красные пещеры: Долгоруковская яйла. Симферополь, 1987.
- Щербаков Ф.А., Куприн П.Н., Моргунов Ю.Г. Позднечетвертичный этап развития Чёрного моря. АН СССР Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. № 49. М., 1979.
- Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. Т. 1. Екатеринодар, 1910.