1.4. Когда строили дольмены?

«История вопроса о вариантах происхождения западно-кавказских мегалитических памятников полна ярких примеров дезориентации исследователей в историческом пространстве и времени благодаря заблуждениям относительно возраста дольменов»

Реконструкция дольмена № 1 у села Эшера Абхазия. Покровная плита дольмена имела вес более 50 тонн
Реконструкция дольмена № 1 у села Эшера Абхазия. Покровная плита дольмена имела вес более 50 тонн [12]

Вопрос, когда и как долго строили Западно-Кавказские дольмены? Один из ключевых в изучении культурно-исторической общности строителей дольменов. Этот раздел изучения дольменов в археологии называют хронология, буквально «учение о времени» или «последовательность исторических событий во времени», дольменов Западного Кавказа. Вначале периода изучения дольменов, считалось, что они по времени постройки относятся к средневековью и имеют возраст около 1 тыс. лет. Затем их приняли за античные сооружения и возраст их постройки стал датироваться приблизительно с VII в. до н.э. до V в. И наконец, анализируя данные европейских учёных и сопоставляя фактический материал, обнаруженный в западно-кавказских дольменах, исследователи пришли к мнению, что они были построены в период бронзового века. К концу ХХ в., установили, что самые древние дольмены — сооружения из больших обработанных камней, на Западном Кавказе начали строить примерно 5 тыс. лет назад.

Неолит — «ново-каменный век» последняя (переходная) эпоха каменного века, датируется 8 (6)-(4) 3 тыс. до н.э. [13]

Энеолит — «медно-каменный» переходный период от каменного века к бронзовому веку, время появления первых орудий из меди, датируется примерно 4-3 тыс. до н.э. [13]

Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, получаемой из сплава меди и олова. Он сменил «медный век» и предшествовал «железному веку». Бронзовый век датируется [13] периодом с конца 4 тыс. до 1,2-1 тыс. до н.э. Он разделён на три периода: ранней бронзы (конец 4-3 тыс. до н.э.); средней бронзы (первая половина 2 тыс. до н.э.); поздней бронзы (вторая половина 2 тыс. до н.э.). «В Прикубанье к первому из них относятся: майкопско-новосвободненская, … и погребения древнеямной археологической культуры. Ко второму дольменная, пред-катакомбная, пред-кавказская катакомбная … Позднебронзовый век представлен погребениями …, срубной, памятники кобанской и протомеотской культур, последняя является уже переходной от бронзового века к железному» [13].

Железный век — сменил бронзовый век в начале 1-го тыс. до н.э. Получил название из-за распространения металлургии железа и изготовления железных орудий и оружия [13]. В истории известны факты более раннего использования человеком железа. Например, в Хеттском царстве — (?)2000/1800-около 1180/1000(?) гг. до н.э., впервые из известных мест в эпоху бронзы начали выплавлять железо, создано на полуострове Малая Азия хеттами индоевропейцами [3, 4].

Мегалитический комплекс Псынако 1, относится к эпохе ранней бронзы.
Мегалитический комплекс Псынако 1, относится к эпохе ранней бронзы, расположен в долине реки Пшенахо, недалеко от северо-восточной окраины села Анастасиевка Туапсинского района: 1 – профиль кургана по линии север-юг; 2 – профиль кургана по линии запад-восток. В центре кургана виден дольмен, над ним толос. Выпуклые и пониженные участки кургана отмечены вертикалями (рисунок Марковина В.И.)

Остаётся открытым вопрос, когда строили дольмен, после смерти, или при жизни тех, для кого он был предназначен? Из-за сложности сооружения каменных построек, видимо, их сооружали заранее. Ввиду того, что некоторые дольмены имели функцию семейного склепа, например, новая семья могла начать строить его и до, и после смерти своего родоначальника. Возможно, каменные гробницы для знатных членов общества, строились только после их смерти. Строительство дольмена трудоёмкий и длительный процесс, возникает вопрос, где же находился покойник до захоронения в погребальной камере? Этот вопрос больше связан с особенностями погребального обряда в дольменах, смотреть соответствующий очерк «Особенности погребального обряда в дольменах».

По горным породам из которых сделаны дольмены установить время, когда они были сооружены невозможно. Определение возраста дольменов вначале производилось косвенными методами. Найденные в дольменах различные предметы (посуда, украшения, орудия труда, оружие и др.) позволили исследователям сделать вывод, что на территории Западного Кавказа существовала в основном единая культурная общность народа в эпоху энеолита, бронзы и раннего железа.

Рисунки усыпальниц из статьи Байерна Ф.С. — О древних сооружениях на Кавказе
Рисунки усыпальниц из статьи Байерна Ф.С. «О древних сооружениях на Кавказе» (Тифлис, 1871 г.) [2]

Наиболее точным методом определения возраста культуры строителей дольменов, является метод радиоуглеродной (радиоизотопной) датировки образцов органического вещества, а именно останки человека или животных, а так же древесный уголь и остатки древесины найденные в погребальных камерах. Применяется он для определения возраста органических веществ путём измерения остаточного содержания в материале радиоактивного изотопа 14С (углерод-14) по отношению к стабильным изотопам углерода (12С и 13С). Этот метод был предложен лишь в 1946 г. Он позволил сделать более точную датировку появления дольменов на Западном Кавказе, и произвести периодизацию археологических культур бронзового века. Периодизация позволяет более достоверно перейти к решению другого важного вопроса этой культурной общности — о её происхождении.

Хронологией эпохи бронзы на Кубани, занимались Иессен А.А., Марковин В.И., Николаева Н.А., Резепкин А.Д., Трифонов В.А. и др. исследователи. Подробно об истории определения возраста дольменной культуры и её периодизации можно найти в трудах указанных археологов, исследователей, учёных.

Марковина В.И. считал, что точно установить время дольменной культуры пока не представляется возможным. По его сведениям наиболее древние постройки этой культуры на Западном Кавказе относятся к 2400 г. до н.э. Древнейшим типом построек этой культуры являются плиточные дольмены без лаза, их возраст составляет предположительно 4,4 тыс. лет [6, 7]. Современная археология, расширила время возникновения этой культурной общности и относит её к (?) 2900 (2800) г. до н.э.

Дольмен, сделанный из больших плит (плиточный), в долине реки Пшада. Рисунок из статьи Байерна Ф.С.
Дольмен, сделанный из больших плит (плиточный), в долине реки Пшада. Рисунок из статьи Байерна Ф.С. (Тифлис, 1871 г.) [2]

Примерная схема времени строительства мегалитических сооружений из больших обработанных камней на Западном Кавказе может выглядеть так:

  • майкопские гробницы — вторая половина 4 тыс. до н.э.;
  • новосвободненские мегалитические гробницы — конец второй половине 4 тыс. до н.э.;
  • зародилась дольменная культура на рубеже 4-3 тыс. до н.э., некоторые исследователи, считают началом зарождения дольменной культуры новосвободненское время;
  • конец 3 тыс. до н.э. начало первой половины 2 тыс. до н.э. – эпоха расцвета дольменной культуры;
  • к середине 2 тыс. до н.э. – начинается поздний период культуры строителей дольменов, предполагают, что в этот период появляются корытообразные дольмены и дольмены-монолиты, в это время происходит угасание этой культуры;
  • с начала второй половины 2 тыс. до н.э., возможно, до начала 1 тыс. до н.э., существовали локальные участки размещения племенных объединений носителей дольменной культуры.

Таким образом, в конце 2 тыс. до н.э. дольмены, прекратили строить. Традиция строить дольмены на Западном Кавказе прекратилась не сразу. Дольмены использовались вплоть до V-ХII вв. для вторичных захоронений, как исключение, и позже. Есть сведения, что составные гробницы сооружались в верховьях Кубани и в ХVIII в.

Корытообразный дольмен в долине реки Пшада. Рисунок из статьи Байерна Ф.С. (Тифлис, 1871 г.)
Корытообразный дольмен в долине реки Пшада. Рисунок из статьи Байерна Ф.С. (Тифлис, 1871 г.) [2]

Наиболее поздними среди дольменов Западного Кавказа можно считать так называемые дольменовидные гробницы верхнего Закубанья, что находятся в верховьях реки Большой Зеленчук в долинах её притоков Индыш, Кяфар и др. Исследователями датируются VIII-XII вв. и относят их строителей к жителям Западной Алании. По сведениям Марковина В.И. сооружения в указанных долинах датируются V-XIII вв. Эти дольменовидные гробницы являются настоящими составными дольменами, которые использовались в более позднее время, их трудно датировать, т.к. они фактически были переделаны (вычищены). «Но отнесение их к самому концу 2 тыс. до н.э. и, быть может, началу 1 тыс. до н.э. представляется вполне возможным» [8].

Марковин В.И., делает следующее пояснение «Интересен ещё один факт. На территории Причерноморья и Прикубанья (Краснодарского края) дольмены позже 2 тыс. до н.э. уже не строились, а на территории теперешней Карачаево-Черкесии, судя по упомянутым памятникам, их продолжали воздвигать и несколько позже. Вполне возможно, что какое-то племенное объединение носителей дольменной культуры, находясь вдали от главной своей территории, сумело в течение длительного периода не только сохранить, но и развить традиционные строительные приёмы в возведении мегалитических гробниц» [8]. «К сожалению, точно определить время заката дольменной культуры пока не представляется возможным. Можно только предполагать, что примерно в 1400-1300 гг. до н.э. их перестали строить, причём строительство дольменов раньше прекращается на территории современной Абхазии, а затем в Прикубанье» [6, 8].

Дольмены Западной Европы, как считают учёные, древнее западно-кавказских, их там начали строить около 6 тыс. лет назад. Первые дольменные постройки на Пиренейском полуострове отнесены к 4000-3500 гг. до н.э., а поздние дольмены датируются 2700-2500 гг. до н.э. Археологическим управлением Индии, подтверждено, что в Индии есть дольмены сооружённые 5 тыс. лет назад (III тыс. до н.э.), чем опровергнуты данные, что дольмены там стали возводится только с конца 2 тыс. до н.э.

С эпохой бронзы и началом железного века на Кубани связаны следующие культурно-исторические общности, их датировка приводится примерной, так как остаётся спорной:

  • Майкопско-новосвободненская, относится к эпохе ранней бронзы. Название получила по результатам археологических раскопок кургана в городе Майкоп, названного Майкопским и курганов в урочище Клады у станицы Новосвободной. В этой археологической общности засвидетельствована письменность (петроглифы). Этот период истории Кубани представлен многочисленными курганами и поселениями. Сейчас она разделена на две хронологические группы: Майкопскую, датируется с 4000 (3700) до 3000 (2900) гг. до н.э., охватывает ареал равнин и предгорья Северного Кавказа от Таманского полуострова до Чечни; Новосвободненскую, датируется с 3900 (3600) до 3300 (2900) гг. до н.э., распространена в предгорьях Северного Кавказа и на Черноморском побережье РФ.
  • Дольменная, датируется с 2900 (2800) до 1400 (1300) гг. до н. э., по мнению Соловьева Л.Н. она имеет «свои локальные варианты в Абхазии и в западной части Северного Кавказа» [8]. Термин дольменная культура стал широко использоваться в науке к концу 50-х годов ХХ в.
  • Ямная, датируется на Кубани эпохой ранней бронзы (3600-2300 гг. до н.э)., локализуется в Прикубанье (правобережье Кубани), сменяется катакомбной культурой. Некоторые археологи киммерийскую культуру относят к ямной культуре (?).
  • Катакомбная, датируется 2500-2000 гг. до н.э., формировалась в Прикубанье и Восточном Закубанье, сменяется срубной культурой. Этническая принадлежность катакомбной культуры определена как индоевропейская. Существует автохтонная (местная) версия её происхождения из более ранней ямной культуры, которую некоторые исследователи отождествляют с носителями предков индоиранских языков. Оседлое население Северного Кавказа представляло в этот период племена закубанской и дольменной культуры.

Многие археологи киммерийскую культуру относят к катакомбной культуре, сменившей ямную культуру. Есть также ряд исследователей у которых уже давно сложилось мнение (убеждение) о родстве катакомбной (на равнине) и дольменной (в горах) общностей.

Катакомбная культура.
Катакомбная культура. В верхней части рисунка схематический разрез кургана и катакомбы под ним, в средней части — инвентарь, в нижней — посуда [1]
  • Срубная, датируется с 1800 (1600)-1200 гг. до н.э., формировалась в Прикубанье и восточном Закубанье. Этническая принадлежность общности, считается индоиранской.
  • Киммерийская, названа по имени древнейшего из известных этносов киммерийцев, населявших Северное Причерноморье, Крым и Северный Кавказ в конце бронзового начале железного веков. К VI в. до н.э. киммерийцы перестали упоминаться в древних текстах. «К киммерийской культуре могут быть отнесены погребальные сооружения, в виде каменных ящиков встречающиеся на территории от Закубанья до района горного Крыма» [3].

Термины Прикубанье и Закубанье, сложились ещё в ХIХ в. Прикубаньем в краеведческой литературе, называется территория Краснодарского края, расположенная на правом берегу реки Кубань. Закубанье территория простирающаяся на левом берегу реки Кубань от её русла до горной системы Большого Кавказа. Например, в географии есть термин Закубанская наклонная равнина.

Чтобы читателю не показалось, что всё так просто с вопросом датировки дольменной культурно-исторической общности Западного Кавказа, приводится ещё одно мнение «о финальной дате дольменных памятников Кавказа» изложенное археологом Мелешко Б.В. Сторонник этой версии допускает, «что какие-то локальные группы строителей дольменов могли продержаться и после общей точки затухания дольменного феномена» [9]. Он предлагает «принять за рабочую гипотезу предположение о переиспользовании дольменных плит строителями новосвободненских гробниц». Отмечая, что переиспользование дольменов было не механическим, а с использованием некоторых идей и элементов обряда погребения настоящих строителей дольменов. Предполагая так же возможность полного затухания всего ритуала дольменостроения к моменту строительства новосвободненских гробниц, по не выясненным обстоятельствам.

Мелешко Б.В. сближает майкопскую культурно-историческую общность, отводя ей место на равнине в лесостепной и степной зоне, с дольменной культурно-исторической общностью, которая развивалась с ней «в единой связке», но только в горно-лесной зоне. Другими словами строительство дольменов было прекращено в доновосвободненское время, т.е. приблизительно в (?)3000(?) г. до н.э.

Новосвободненский этап в этой версии является своеобразным финалом дольменной и майкопской культурно-исторических общностей. Который мог и «повторятся», например, очищенные и впускные дольменообразные гробницы Кяфара. Возраст этих гробниц определён как аланский, но сделанных из дольменов значительно старшего возраста.

Как заключает Мелешко Б.В. «Столь ранняя дата финала дольменов (рубеж майкопа и новосвободной) ставит вопрос и об общей продолжительности эпохи возведения дольменов, об интенсивности освоения территории от Тамани до Абхазии строителями дольменных гробниц, о численности племени, за короткий срок создавшего столь значительное число мегалитических конструкций» [9].

Одним из поводов, вызвавших сомнение в датировке мегалитической культуры Западного Кавказа у Мелешко Б.В., фигурирует полное недоверие к результатам радио-карбонатных анализов «если приглядеться к условиям отбора образцов, то возникают множественные сомнения: имеют ли даты, полученные по этим образцам, отношение к дольменной культуре и к установлению времени её существования. При внимательном взгляде на условия отбора образцов отчётливо видно, что все используемые для получения дат материалы получены из слоёв, принадлежность которых к моменту возведения дольменов, по крайней мере, сомнительна» [9]. Мнение Мелешко Б.В., «идёт» в разрез со взглядами многих исследователей мегалитической культуры Западного Кавказа. Согласно предположению большинства археологов, строительство дольменов производилось более полутора тысяч лет, а затем по не выявленным причинам прекратилось.

Катакомбная культура в Крыму
Катакомбная культура в Крыму: 1. верхний рисунок план погребения в катакомбе, нижний рисунок разрез — катакомбы. 2-12. образцы посуды [сайт: krimea.info]

В заключительной части очерка, приводятся данные недавних результатов археологических раскопок не потревоженных (не грабленных) дольменов. На Черноморском побережье Краснодарского края в конце ХХ и начале ХХI вв. были обнаружены несколько мегалитических построек скрытых под аллювием в поймах или руслах горных рек, впадающих в Чёрное море. Это дольмены Псебе (1981 г.), Колихо (2007 г.) и Шепси (2012 г.).

Конструктивные особенности и погребальный инвентарь дольмена Псебе, позволил археологам датировать его поздним этапом майкопской культуры, относящейся к ранней бронзы (конец 4 начало 3 тыс. до н.э.) [15, 17]. Радиоуглеродный анализ человеческих останков из погребальной камеры показал, что дольменом Колихо, пользовались как склепом с 1800 по 1300 гг. до н.э. [15], то есть в эпоху средней и поздней бронзы. Результаты радиоуглеродного анализа человеческих останков из погребальной камеры показали, что дольменом Шепси пользовались приблизительно между 3200 и 2900 гг. до н.э. [14], то есть в эпоху ранней бронзы. Приведённые данные говорят сами за себя и указывают, что дольменами пользовались в разные периоды эпохи бронзы.

В дополнение к выше сказанному можно, привести ещё данные о хронологии дольменов Западного Кавказа. Например, археолог Трифонов В.А., приводит в 2001 г. следующие данные «В настоящее время благодаря этому методу (радиоуглеродного датирования, примечание автора) получено 25 дат различной степени точности (табл. 1)» [16]. В указанной таблице, которая называется «Дольменная культура (Радиоуглеродные данные)», приводятся данные в основном, полученные из образцов органического происхождения (уголь, дерево, кость животного), взятых в культурном слое вне дольменов. Кроме двух образцов костных останков человека, найденных в погребальной камере дольмена, из могильника урочища Клады. Так вот костные останки человека датируются временем ранней бронзы.

В ХХI в. были сделано ещё ряд новых исследований образцов костных останков человека, взятых непосредственно из погребальных камер. Так в 2014 г. публикуются данные исследования методами геномного анализа костных останков человека найденного в могильнике урочища Клады, его возраст превышал 5500 лет (3,5 тыс. лет до н.э.), то есть относится к периоду ранней бронзы [10].

Шушукский дольмен №1
Шушукский дольмен №1, фото Следцова В.В. «Охотник на дольмены»
Шушукский дольмен №2
Шушукский дольмен №2, фото Следцова В.В. «Охотник на дольмены»

Или под посёлком Каменномостским (Республика Адыгея) в 2009 г. была, обнаружена дольменная групп Шушок. В 2017 г. публикуются результаты анализа МТ ДНК 10 образцов костных останков человека, обнаруженных в 4-х дольменах мегалитического комплекса Шушук, расположенного примерно в 8 км восточнее посёлка Каменномостского, в долине речки Шушук, правого притока реки Дах бассейн реки Белой. Образцы из могильника Шушук по возрасту относятся к 1-й половине 2 тыс. до н.э. (ХIХ-ХVII вв. до н.э.) [11, 18], то есть к среднему этапу эпохи бронзы.

И наконец в 2019 г., публикуются результаты полученные от изучения 45 геномов человека Северного Кавказа, живших в период 6500-3500 лет назад (4,5-1,5 тыс. лет до н.э.) в степной и горно-лесной зонах. Костные останки этих людей, показали, что различные группы населения Кавказа, несмотря на труднопроходимый горный рельеф, имеют генетическое сходство. [5] В тексте приводятся данные возраста останков по культурно-историческим общностям. Например, дольменная культура, представлена образцами поздней бронзы, а ранняя бронза представлена образцами майкопской культуры. То есть и в данной публикации приводятся сведения о захоронениях и в ранней, и в поздней бронзе.

Дольмены по своему внешнему виду значительно отличаются от сооружений подобного назначения (святилища и саркофаги) синхронных культур, например, шумерской (4-3 тыс. до н.э.) или финикийской (2-1 тыс. до н.э.). Дольмены внешне более архаичны. Указанные культуры, удалены от территории Западного Кавказа, соответственно примерно на 950 км и 750 км. Далеко это или близко? Если археологи допускают, что европейская мегалитическая культура воронковидных кубков (4-2,7 тыс. до н.э.), расположенная на удалении примерно 1400 км от Западного Кавказа, была как-то связана с историей Кубанских дольменов. То, это не далеко и предположительно, южные культуры (шумерская и финикийская) могли как-то повлиять на архитектуру дольменов. Поэтому можно предположить, что дольмены Западного Кавказа начали строить до 5 тысячелетия до н.э. в неолите или энеолите, а вновь использоваться и строится стали в эпоху бронзы. О том, что дольмены использовались вторично, а может быть и не один раз, существует множество археологических свидетельств. А многие из известных дольменов были найдены совершенно пустыми.

Использованная литература и источники

  1. Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1967 г.
  2. Байерн Ф.С. О древних сооружениях Кавказа. Сборник сведений о Кавказе. Том 1. Тифлис, 1871 г.
  3. БСЭ, Т. 20. М., 1953.
  4. БСЭ, Т. 46. М., 1957.
  5. Данные древнего человеческого генома за 3000-летний интервал на Кавказе, соответствуют экогеографическим регионам. Авторский коллектив. Номер статьи 590 (2019). Журнал Nature Commnications от 4 февраля 2019.
  6. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
  7. Марковин В.И. Испун – дом карлика. Краснодар, 1985.
  8. Марковин В.И. Составной дольмен у села Адербиевка и дольменовидные гробницы в бассейне р. Кяфар. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 142. М., 1975.
  9. Мелешко Б.В. О финальной дате дольменных памятников Кавказа. КСИА РАН. Вып. 224. М., 2010.
  10. Недолужко А.В., Булыгина Е.С., Соколов А.С., Цыганкова С.В., Груздева Н.М., Резепкин А.Д., Прохорчук Е.Б. Секвенирование полного митохондриального генома древнего человека, представителя Новосвободненской культуры, указывает на её возможную связь с культурой воронковидных кубков. Журнал ACTANA NATURAE, том 6 № 2 (21), 2014 г.
  11. Резепкин А.Д. Дольмены могильника Шушук. Спектральный анализ металла, хронология. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 5., 2019.
  12. Соловьев Л.Н. Погребения дольменной культуры в Абхазии и прилегающей части Адлерского района. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
  13. Трёхбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года. Краснодар, 1997.
  14. Трифонов В.А., Крайнева А.А. и др. Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы. Тезисы докладов круглого стола, посвящённого памяти Н.Я. Мерперта. М., 2013.
  15. Трифонов В.А. Спасение дольмена из Колихо. Научно-популярный журнал «Достояние поколений» № 3. М., 2009.
  16. Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения. Дольмены современники (свидетели) древних цивилизаций. Сборник. Краснодар, 2001.
  17. Труды Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева. Выпуск 1. Период древности и средневековья. Туапсе, 2004.
  18. Шарко Ф.С., Булыгина Е.С., Цыганкова С.В., Резепкин А.Д., Недолужко А.В. Анализ митохондриальной ДНК, выделенной из человеческих останков дольменного памятника Шушук. V (ХХI) Всероссийский археологический съезд. Сборник научных трудов. Барнаул, 2017 г.