1.4. Когда строили дольмены?
«История вопроса о вариантах происхождения западно-кавказских мегалитических памятников полна ярких примеров дезориентации исследователей в историческом пространстве и времени благодаря заблуждениям относительно возраста дольменов»
Вопрос, когда и как долго строили Западно-Кавказские дольмены? Один из ключевых в изучении культурно-исторической общности строителей дольменов. Этот раздел изучения дольменов в археологии называют хронология, буквально «учение о времени» или «последовательность исторических событий во времени», дольменов Западного Кавказа. Вначале периода изучения дольменов, считалось, что они по времени постройки относятся к средневековью и имеют возраст около 1 тыс. лет. Затем их приняли за античные сооружения и возраст их постройки стал датироваться приблизительно с VII в. до н.э. до V в. И наконец, анализируя данные европейских учёных и сопоставляя фактический материал, обнаруженный в западно-кавказских дольменах, исследователи пришли к мнению, что они были построены в период бронзового века. К концу ХХ в., установили, что самые древние дольмены — сооружения из больших обработанных камней, на Западном Кавказе начали строить примерно 5 тыс. лет назад.
Неолит — «ново-каменный век» последняя (переходная) эпоха каменного века, датируется 8 (6)-(4) 3 тыс. до н.э. [13]
Энеолит — «медно-каменный» переходный период от каменного века к бронзовому веку, время появления первых орудий из меди, датируется примерно 4-3 тыс. до н.э. [13]
Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, получаемой из сплава меди и олова. Он сменил «медный век» и предшествовал «железному веку». Бронзовый век датируется [13] периодом с конца 4 тыс. до 1,2-1 тыс. до н.э. Он разделён на три периода: ранней бронзы (конец 4-3 тыс. до н.э.); средней бронзы (первая половина 2 тыс. до н.э.); поздней бронзы (вторая половина 2 тыс. до н.э.). «В Прикубанье к первому из них относятся: майкопско-новосвободненская, … и погребения древнеямной археологической культуры. Ко второму дольменная, пред-катакомбная, пред-кавказская катакомбная … Позднебронзовый век представлен погребениями …, срубной, памятники кобанской и протомеотской культур, последняя является уже переходной от бронзового века к железному» [13].
Железный век — сменил бронзовый век в начале 1-го тыс. до н.э. Получил название из-за распространения металлургии железа и изготовления железных орудий и оружия [13]. В истории известны факты более раннего использования человеком железа. Например, в Хеттском царстве — (?)2000/1800-около 1180/1000(?) гг. до н.э., впервые из известных мест в эпоху бронзы начали выплавлять железо, создано на полуострове Малая Азия хеттами индоевропейцами [3, 4].
Остаётся открытым вопрос, когда строили дольмен, после смерти, или при жизни тех, для кого он был предназначен? Из-за сложности сооружения каменных построек, видимо, их сооружали заранее. Ввиду того, что некоторые дольмены имели функцию семейного склепа, например, новая семья могла начать строить его и до, и после смерти своего родоначальника. Возможно, каменные гробницы для знатных членов общества, строились только после их смерти. Строительство дольмена трудоёмкий и длительный процесс, возникает вопрос, где же находился покойник до захоронения в погребальной камере? Этот вопрос больше связан с особенностями погребального обряда в дольменах, смотреть соответствующий очерк «Особенности погребального обряда в дольменах».
По горным породам из которых сделаны дольмены установить время, когда они были сооружены невозможно. Определение возраста дольменов вначале производилось косвенными методами. Найденные в дольменах различные предметы (посуда, украшения, орудия труда, оружие и др.) позволили исследователям сделать вывод, что на территории Западного Кавказа существовала в основном единая культурная общность народа в эпоху энеолита, бронзы и раннего железа.
Наиболее точным методом определения возраста культуры строителей дольменов, является метод радиоуглеродной (радиоизотопной) датировки образцов органического вещества, а именно останки человека или животных, а так же древесный уголь и остатки древесины найденные в погребальных камерах. Применяется он для определения возраста органических веществ путём измерения остаточного содержания в материале радиоактивного изотопа 14С (углерод-14) по отношению к стабильным изотопам углерода (12С и 13С). Этот метод был предложен лишь в 1946 г. Он позволил сделать более точную датировку появления дольменов на Западном Кавказе, и произвести периодизацию археологических культур бронзового века. Периодизация позволяет более достоверно перейти к решению другого важного вопроса этой культурной общности — о её происхождении.
Хронологией эпохи бронзы на Кубани, занимались Иессен А.А., Марковин В.И., Николаева Н.А., Резепкин А.Д., Трифонов В.А. и др. исследователи. Подробно об истории определения возраста дольменной культуры и её периодизации можно найти в трудах указанных археологов, исследователей, учёных.
Марковина В.И. считал, что точно установить время дольменной культуры пока не представляется возможным. По его сведениям наиболее древние постройки этой культуры на Западном Кавказе относятся к 2400 г. до н.э. Древнейшим типом построек этой культуры являются плиточные дольмены без лаза, их возраст составляет предположительно 4,4 тыс. лет [6, 7]. Современная археология, расширила время возникновения этой культурной общности и относит её к (?) 2900 (2800) г. до н.э.
Примерная схема времени строительства мегалитических сооружений из больших обработанных камней на Западном Кавказе может выглядеть так:
- майкопские гробницы — вторая половина 4 тыс. до н.э.;
- новосвободненские мегалитические гробницы — конец второй половине 4 тыс. до н.э.;
- зародилась дольменная культура на рубеже 4-3 тыс. до н.э., некоторые исследователи, считают началом зарождения дольменной культуры новосвободненское время;
- конец 3 тыс. до н.э. начало первой половины 2 тыс. до н.э. – эпоха расцвета дольменной культуры;
- к середине 2 тыс. до н.э. – начинается поздний период культуры строителей дольменов, предполагают, что в этот период появляются корытообразные дольмены и дольмены-монолиты, в это время происходит угасание этой культуры;
- с начала второй половины 2 тыс. до н.э., возможно, до начала 1 тыс. до н.э., существовали локальные участки размещения племенных объединений носителей дольменной культуры.
Таким образом, в конце 2 тыс. до н.э. дольмены, прекратили строить. Традиция строить дольмены на Западном Кавказе прекратилась не сразу. Дольмены использовались вплоть до V-ХII вв. для вторичных захоронений, как исключение, и позже. Есть сведения, что составные гробницы сооружались в верховьях Кубани и в ХVIII в.
Наиболее поздними среди дольменов Западного Кавказа можно считать так называемые дольменовидные гробницы верхнего Закубанья, что находятся в верховьях реки Большой Зеленчук в долинах её притоков Индыш, Кяфар и др. Исследователями датируются VIII-XII вв. и относят их строителей к жителям Западной Алании. По сведениям Марковина В.И. сооружения в указанных долинах датируются V-XIII вв. Эти дольменовидные гробницы являются настоящими составными дольменами, которые использовались в более позднее время, их трудно датировать, т.к. они фактически были переделаны (вычищены). «Но отнесение их к самому концу 2 тыс. до н.э. и, быть может, началу 1 тыс. до н.э. представляется вполне возможным» [8].
Марковин В.И., делает следующее пояснение «Интересен ещё один факт. На территории Причерноморья и Прикубанья (Краснодарского края) дольмены позже 2 тыс. до н.э. уже не строились, а на территории теперешней Карачаево-Черкесии, судя по упомянутым памятникам, их продолжали воздвигать и несколько позже. Вполне возможно, что какое-то племенное объединение носителей дольменной культуры, находясь вдали от главной своей территории, сумело в течение длительного периода не только сохранить, но и развить традиционные строительные приёмы в возведении мегалитических гробниц» [8]. «К сожалению, точно определить время заката дольменной культуры пока не представляется возможным. Можно только предполагать, что примерно в 1400-1300 гг. до н.э. их перестали строить, причём строительство дольменов раньше прекращается на территории современной Абхазии, а затем в Прикубанье» [6, 8].
Дольмены Западной Европы, как считают учёные, древнее западно-кавказских, их там начали строить около 6 тыс. лет назад. Первые дольменные постройки на Пиренейском полуострове отнесены к 4000-3500 гг. до н.э., а поздние дольмены датируются 2700-2500 гг. до н.э. Археологическим управлением Индии, подтверждено, что в Индии есть дольмены сооружённые 5 тыс. лет назад (III тыс. до н.э.), чем опровергнуты данные, что дольмены там стали возводится только с конца 2 тыс. до н.э.
С эпохой бронзы и началом железного века на Кубани связаны следующие культурно-исторические общности, их датировка приводится примерной, так как остаётся спорной:
- Майкопско-новосвободненская, относится к эпохе ранней бронзы. Название получила по результатам археологических раскопок кургана в городе Майкоп, названного Майкопским и курганов в урочище Клады у станицы Новосвободной. В этой археологической общности засвидетельствована письменность (петроглифы). Этот период истории Кубани представлен многочисленными курганами и поселениями. Сейчас она разделена на две хронологические группы: Майкопскую, датируется с 4000 (3700) до 3000 (2900) гг. до н.э., охватывает ареал равнин и предгорья Северного Кавказа от Таманского полуострова до Чечни; Новосвободненскую, датируется с 3900 (3600) до 3300 (2900) гг. до н.э., распространена в предгорьях Северного Кавказа и на Черноморском побережье РФ.
- Дольменная, датируется с 2900 (2800) до 1400 (1300) гг. до н. э., по мнению Соловьева Л.Н. она имеет «свои локальные варианты в Абхазии и в западной части Северного Кавказа» [8]. Термин дольменная культура стал широко использоваться в науке к концу 50-х годов ХХ в.
- Ямная, датируется на Кубани эпохой ранней бронзы (3600-2300 гг. до н.э)., локализуется в Прикубанье (правобережье Кубани), сменяется катакомбной культурой. Некоторые археологи киммерийскую культуру относят к ямной культуре (?).
- Катакомбная, датируется 2500-2000 гг. до н.э., формировалась в Прикубанье и Восточном Закубанье, сменяется срубной культурой. Этническая принадлежность катакомбной культуры определена как индоевропейская. Существует автохтонная (местная) версия её происхождения из более ранней ямной культуры, которую некоторые исследователи отождествляют с носителями предков индоиранских языков. Оседлое население Северного Кавказа представляло в этот период племена закубанской и дольменной культуры.
Многие археологи киммерийскую культуру относят к катакомбной культуре, сменившей ямную культуру. Есть также ряд исследователей у которых уже давно сложилось мнение (убеждение) о родстве катакомбной (на равнине) и дольменной (в горах) общностей.
- Срубная, датируется с 1800 (1600)-1200 гг. до н.э., формировалась в Прикубанье и восточном Закубанье. Этническая принадлежность общности, считается индоиранской.
- Киммерийская, названа по имени древнейшего из известных этносов киммерийцев, населявших Северное Причерноморье, Крым и Северный Кавказ в конце бронзового начале железного веков. К VI в. до н.э. киммерийцы перестали упоминаться в древних текстах. «К киммерийской культуре могут быть отнесены погребальные сооружения, в виде каменных ящиков встречающиеся на территории от Закубанья до района горного Крыма» [3].
Термины Прикубанье и Закубанье, сложились ещё в ХIХ в. Прикубаньем в краеведческой литературе, называется территория Краснодарского края, расположенная на правом берегу реки Кубань. Закубанье территория простирающаяся на левом берегу реки Кубань от её русла до горной системы Большого Кавказа. Например, в географии есть термин Закубанская наклонная равнина.
Чтобы читателю не показалось, что всё так просто с вопросом датировки дольменной культурно-исторической общности Западного Кавказа, приводится ещё одно мнение «о финальной дате дольменных памятников Кавказа» изложенное археологом Мелешко Б.В. Сторонник этой версии допускает, «что какие-то локальные группы строителей дольменов могли продержаться и после общей точки затухания дольменного феномена» [9]. Он предлагает «принять за рабочую гипотезу предположение о переиспользовании дольменных плит строителями новосвободненских гробниц». Отмечая, что переиспользование дольменов было не механическим, а с использованием некоторых идей и элементов обряда погребения настоящих строителей дольменов. Предполагая так же возможность полного затухания всего ритуала дольменостроения к моменту строительства новосвободненских гробниц, по не выясненным обстоятельствам.
Мелешко Б.В. сближает майкопскую культурно-историческую общность, отводя ей место на равнине в лесостепной и степной зоне, с дольменной культурно-исторической общностью, которая развивалась с ней «в единой связке», но только в горно-лесной зоне. Другими словами строительство дольменов было прекращено в доновосвободненское время, т.е. приблизительно в (?)3000(?) г. до н.э.
Новосвободненский этап в этой версии является своеобразным финалом дольменной и майкопской культурно-исторических общностей. Который мог и «повторятся», например, очищенные и впускные дольменообразные гробницы Кяфара. Возраст этих гробниц определён как аланский, но сделанных из дольменов значительно старшего возраста.
Как заключает Мелешко Б.В. «Столь ранняя дата финала дольменов (рубеж майкопа и новосвободной) ставит вопрос и об общей продолжительности эпохи возведения дольменов, об интенсивности освоения территории от Тамани до Абхазии строителями дольменных гробниц, о численности племени, за короткий срок создавшего столь значительное число мегалитических конструкций» [9].
Одним из поводов, вызвавших сомнение в датировке мегалитической культуры Западного Кавказа у Мелешко Б.В., фигурирует полное недоверие к результатам радио-карбонатных анализов «если приглядеться к условиям отбора образцов, то возникают множественные сомнения: имеют ли даты, полученные по этим образцам, отношение к дольменной культуре и к установлению времени её существования. При внимательном взгляде на условия отбора образцов отчётливо видно, что все используемые для получения дат материалы получены из слоёв, принадлежность которых к моменту возведения дольменов, по крайней мере, сомнительна» [9]. Мнение Мелешко Б.В., «идёт» в разрез со взглядами многих исследователей мегалитической культуры Западного Кавказа. Согласно предположению большинства археологов, строительство дольменов производилось более полутора тысяч лет, а затем по не выявленным причинам прекратилось.
В заключительной части очерка, приводятся данные недавних результатов археологических раскопок не потревоженных (не грабленных) дольменов. На Черноморском побережье Краснодарского края в конце ХХ и начале ХХI вв. были обнаружены несколько мегалитических построек скрытых под аллювием в поймах или руслах горных рек, впадающих в Чёрное море. Это дольмены Псебе (1981 г.), Колихо (2007 г.) и Шепси (2012 г.).
Конструктивные особенности и погребальный инвентарь дольмена Псебе, позволил археологам датировать его поздним этапом майкопской культуры, относящейся к ранней бронзы (конец 4 начало 3 тыс. до н.э.) [15, 17]. Радиоуглеродный анализ человеческих останков из погребальной камеры показал, что дольменом Колихо, пользовались как склепом с 1800 по 1300 гг. до н.э. [15], то есть в эпоху средней и поздней бронзы. Результаты радиоуглеродного анализа человеческих останков из погребальной камеры показали, что дольменом Шепси пользовались приблизительно между 3200 и 2900 гг. до н.э. [14], то есть в эпоху ранней бронзы. Приведённые данные говорят сами за себя и указывают, что дольменами пользовались в разные периоды эпохи бронзы.
В дополнение к выше сказанному можно, привести ещё данные о хронологии дольменов Западного Кавказа. Например, археолог Трифонов В.А., приводит в 2001 г. следующие данные «В настоящее время благодаря этому методу (радиоуглеродного датирования, примечание автора) получено 25 дат различной степени точности (табл. 1)» [16]. В указанной таблице, которая называется «Дольменная культура (Радиоуглеродные данные)», приводятся данные в основном, полученные из образцов органического происхождения (уголь, дерево, кость животного), взятых в культурном слое вне дольменов. Кроме двух образцов костных останков человека, найденных в погребальной камере дольмена, из могильника урочища Клады. Так вот костные останки человека датируются временем ранней бронзы.
В ХХI в. были сделано ещё ряд новых исследований образцов костных останков человека, взятых непосредственно из погребальных камер. Так в 2014 г. публикуются данные исследования методами геномного анализа костных останков человека найденного в могильнике урочища Клады, его возраст превышал 5500 лет (3,5 тыс. лет до н.э.), то есть относится к периоду ранней бронзы [10].
Или под посёлком Каменномостским (Республика Адыгея) в 2009 г. была, обнаружена дольменная групп Шушок. В 2017 г. публикуются результаты анализа МТ ДНК 10 образцов костных останков человека, обнаруженных в 4-х дольменах мегалитического комплекса Шушук, расположенного примерно в 8 км восточнее посёлка Каменномостского, в долине речки Шушук, правого притока реки Дах бассейн реки Белой. Образцы из могильника Шушук по возрасту относятся к 1-й половине 2 тыс. до н.э. (ХIХ-ХVII вв. до н.э.) [11, 18], то есть к среднему этапу эпохи бронзы.
И наконец в 2019 г., публикуются результаты полученные от изучения 45 геномов человека Северного Кавказа, живших в период 6500-3500 лет назад (4,5-1,5 тыс. лет до н.э.) в степной и горно-лесной зонах. Костные останки этих людей, показали, что различные группы населения Кавказа, несмотря на труднопроходимый горный рельеф, имеют генетическое сходство. [5] В тексте приводятся данные возраста останков по культурно-историческим общностям. Например, дольменная культура, представлена образцами поздней бронзы, а ранняя бронза представлена образцами майкопской культуры. То есть и в данной публикации приводятся сведения о захоронениях и в ранней, и в поздней бронзе.
Дольмены по своему внешнему виду значительно отличаются от сооружений подобного назначения (святилища и саркофаги) синхронных культур, например, шумерской (4-3 тыс. до н.э.) или финикийской (2-1 тыс. до н.э.). Дольмены внешне более архаичны. Указанные культуры, удалены от территории Западного Кавказа, соответственно примерно на 950 км и 750 км. Далеко это или близко? Если археологи допускают, что европейская мегалитическая культура воронковидных кубков (4-2,7 тыс. до н.э.), расположенная на удалении примерно 1400 км от Западного Кавказа, была как-то связана с историей Кубанских дольменов. То, это не далеко и предположительно, южные культуры (шумерская и финикийская) могли как-то повлиять на архитектуру дольменов. Поэтому можно предположить, что дольмены Западного Кавказа начали строить до 5 тысячелетия до н.э. в неолите или энеолите, а вновь использоваться и строится стали в эпоху бронзы. О том, что дольмены использовались вторично, а может быть и не один раз, существует множество археологических свидетельств. А многие из известных дольменов были найдены совершенно пустыми.
Использованная литература и источники
- Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1967 г.
- Байерн Ф.С. О древних сооружениях Кавказа. Сборник сведений о Кавказе. Том 1. Тифлис, 1871 г.
- БСЭ, Т. 20. М., 1953.
- БСЭ, Т. 46. М., 1957.
- Данные древнего человеческого генома за 3000-летний интервал на Кавказе, соответствуют экогеографическим регионам. Авторский коллектив. Номер статьи 590 (2019). Журнал Nature Commnications от 4 февраля 2019.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Марковин В.И. Испун – дом карлика. Краснодар, 1985.
- Марковин В.И. Составной дольмен у села Адербиевка и дольменовидные гробницы в бассейне р. Кяфар. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 142. М., 1975.
- Мелешко Б.В. О финальной дате дольменных памятников Кавказа. КСИА РАН. Вып. 224. М., 2010.
- Недолужко А.В., Булыгина Е.С., Соколов А.С., Цыганкова С.В., Груздева Н.М., Резепкин А.Д., Прохорчук Е.Б. Секвенирование полного митохондриального генома древнего человека, представителя Новосвободненской культуры, указывает на её возможную связь с культурой воронковидных кубков. Журнал ACTANA NATURAE, том 6 № 2 (21), 2014 г.
- Резепкин А.Д. Дольмены могильника Шушук. Спектральный анализ металла, хронология. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 5., 2019.
- Соловьев Л.Н. Погребения дольменной культуры в Абхазии и прилегающей части Адлерского района. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Трёхбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года. Краснодар, 1997.
- Трифонов В.А., Крайнева А.А. и др. Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы. Тезисы докладов круглого стола, посвящённого памяти Н.Я. Мерперта. М., 2013.
- Трифонов В.А. Спасение дольмена из Колихо. Научно-популярный журнал «Достояние поколений» № 3. М., 2009.
- Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения. Дольмены современники (свидетели) древних цивилизаций. Сборник. Краснодар, 2001.
- Труды Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева. Выпуск 1. Период древности и средневековья. Туапсе, 2004.
- Шарко Ф.С., Булыгина Е.С., Цыганкова С.В., Резепкин А.Д., Недолужко А.В. Анализ митохондриальной ДНК, выделенной из человеческих останков дольменного памятника Шушук. V (ХХI) Всероссийский археологический съезд. Сборник научных трудов. Барнаул, 2017 г.