Папай - Горный красавец [13]
Массив горы Папай расположен в низкогорной части Закубанья в цепи Главного Водораздельного хребта или Главного хребта Большого Кавказа. Её массив административно находится на стыке границ муниципальных образований Краснодарского края Абинского и Северского районов, и городского округа Геленджик. Вершина Главного Папая, то есть собственно гора Папай, которая обозначена на картах находится в Северском районе. На северном склоне массива, находятся истоки рек Убин и Большой Хабль (бассейн реки Кубань), а на южном, истоки реки Папай правый приток реки Пшада (Черноморский бассейн).
Участок Главного хребта (ГХ) Большого Кавказа, где расположена гора Папай, сложен отложениями меловых флишей, состоящих из мергеля, песчаника, известняка с прослойкой глинистых сланцев. Горный массив Папай имеет статус комплексного памятника природы, утверждён в 1983 г. [9]. Уникальность его не только в геолого-геоморфологических особенностях, но и в своеобразии растительного мира. Здесь, вдали от основного ареала, который расположен на Черноморском побережье Кубани, произрастает естественное можжевёловое редколесье. Представленное тремя видами можжевельника вонючего, высокого и красноватого [9]. Весь горный массив окружён лиственным лесом, где преобладает граб и дуб с примесью сосны кавказской.
Название вершины нанесено на большинство карт ХIХ в., на некоторых из них оно обозначено с ошибкой, например, Капай, Пипай или Попай. На всех картах, второй половины ХХ в., различных годов издания и масштаба, обозначается одна вершина - гора Папай с абсолютной высотой ~819 м. В туристско-краеведческой литературе, приводятся данные, что гора Папай имеет протяжённость 5 км и состоит из семи вершин, перечисляются с востока на запад: Восточный Папай-2 (558 м), Восточный Папай-1 (703 м), Папай его называют Главный Папай (818,8 или 818,6 м), Центральный Папай (793 м), Северный Папай (755,2 м), Западный Папай-2 (553 м), Западный Папай-1 (758,8 м). [6, 7]
Согласно геоморфологическому строению участка ГХ, где расположен массив горы объективно можно выделить пять основных вершин: Главный, Восточный, Центральный и Западный Папай, расположенные в цепи водораздела, а Северный Папай примыкает к Центральному Папаю с северного склона. С северной стороны гора Папай закрыта массивом гора Убиньсу (875,1 м), расположенной в системе хребта Дерби. Указанные вершины, кроме Северного Папая, хорошо просматриваются с юга, с долины реки Папай. И особенно с хребта Коцехур, юго-восточнее горы Тхаб (905,1 м) со склона северо-восточной экспозиции, где находится небольшой скальный участок. Это место удалено от горы Папай на 7,8 км, с него видна Папайская цепь как на ладони. Папайская цепь образует участок ГХ широтного простирания, с довольно крутыми южными склонами, которые на пяти километровом протяжении имеют огромной мощности скальные обнажения. Если считать от седловины Папайского перевала (386 м) до седловины с абсолютной высотой ~403 м, расположенной между вершиной Восточный Папай и безымянной высотой (520,7 м), то общая протяжённость Папайской цепи составляет ~5,5 км. Этот участок Главного хребта Тихомиров В.Р. назвал «Папайская пила» [13].
В том виде, как представляют горный массив краеведы и туристы, его правильнее следует называть хребтом, имеющим одну чётко выраженную геолого-геоморфологическую структуру, выделяющую его на фоне окружающих лесистых гор. Этот массив, является крайним западным скальным участком в цепи ГХ. В системе Большого Кавказа западнее «Папайской пилы», стоит скальная горы Шизе (542 м). Она расположена на правом борту долины реки Абин и имеет много сходных черт с Папаем, как геолого-геоморфологических, так и ботанических. Гора Шизе удалена на запад от него почти на 24 км.
Название горы Папай легло в основу более чем десяти топонимов, некоторые из них утрачены:
- станица Папайская основана в 1864 г., в 1865 г. преобразована в посёлок Папайский, в 1867 г. переименовывается в посёлок Дербентский, а в 1869 г. в Азовский. В 1908 г. посёлок преобразован и переименован в станицу Убинскую;
- хутор Папайский Пшадского сельского Совета Геленджикского района, располагался в среднем течении реки Папай, в 1961 г. сселён;
- река Папай протяжённостью ~20 км, правый приток реки Пшада, истоки реки находятся у юго-западных склонов горного массива Папай. На 5-ти вёрстной карте Кавказа (1877 г.) река значится под названием Хошъ;
- хребет Папайский расположен севернее горы Папай и простирается параллельно ГХ. Хребет протянулся с востока на запад всего на 4 км, высшая точка находится в его восточной части и имеет абсолютную высоту 568 м;
- перевал Папайский (386 м) расположен в цепи ГХ у западного подножья Папайской цепи. Через перевал, с давних времён, проложена дорога из долины реки Бол. Хабль в долину реки Папай, ведущая из Закубанья к Чёрному морю. С перевала начинается удобный подъём на «Папайскую пилу». Второе название перевала Арочный, бытовало среди туристов города Краснодара в середине ХХ в., в этот период на перевале были сооружены деревянные ворота, напоминающие арку;
- щель Папайская имеет протяжённостью около 7 км, расположена между Папайской цепью и Папайским хребтом, в ней протекает река Бол. Хабль;
- водопады Папайские, находятся в верховьях Чёрной речки, протяжённостью около 5 км, левого притока реки Папай. Водопадов насчитывается семь, их высота колеблется от 2,5 до 8 метров, начинаются они на абсолютной высоте 320 м. Истоки Чёрной речки расположены у южного подножья Центрального Папая;
- пещера Малая Папайская, образовалась, на восточном гребне горы Западный Папай (758,8 м). Длина пещеры 14-15 м. Вход в пещеру можно пройти, только ползком, через 2-2,5 м ход превращается в чётко выраженную узкую щель, которая по вертикали имеет высоту до 3 м, сужающуюся к верху и низу, ширина хода составляет около 1 м. Заканчивается пещера глинистым наплывом. Существует легенда, что на южном склоне горы Папай есть пещера, в которую можно было заехать на подводе, запряжённой парой лошадей. Достоверных источников о её существовании нет, но археологи утверждают, что таковая есть, а вход её завален. Она называлась Большая Папайская пещера;
- туристский приют «Папай», действовал до 1993 г., располагался в 3 км юго-восточнее вершины Восточный Папай (658 м), в истоках ручья Красная Речка, на котором в низовьях размещается другой туристский приют «Пшадские Водопады». Ручей является правым притоком реки Пшада. Приют «Папай» упразднён из-за отсутствия потока плановых туристов. Кроме вышеуказанных географических объектов, именем горы Папай, называют туристские клубы, акционерные общества, кафе.
Гора Папай пользуется популярностью у туристов не только Кубани, но и юга России. Это бесспорно очень интересная в туристском отношении вершина. Подъём на горный массив, возможен с четырёх сторон, соответствующих основным сторонам горизонта, через Северный, Восточный, Западный Папай и южный отрог Главного Папая. Возможен спуск по южному склону вершины Западного Папая, им пользуются очень редко, подъём здесь также возможен, но его сложно отыскать в лесной чаще. Наибольшую опасность и сложность, особенно для начинающих туристов, представляет, как подъём, так и спуск со стороны Восточного Папая и по южному отрогу Главного Папая. Восхождение на массив вершины и прохождение её гребневой части, требует туристского опыта, навыков внимательности, дисциплины и учёта погодных условий. Во время сильного ветра, гололёда, снега, дождя и в условиях плохой видимости восхождение на массив запрещается. [4, 7, 10]
Этимология топонима Папай имеет не однозначный ответ и до конца не решена. Можно предположить автохтонную этимологии названия горы Папай. Если топоним представить в виде Пэпэай, где адыгейские слова пэ означает «нос, начало» и ай – именной суффикс, из чего получается «начало+начало» или «много начал», что может означать «Много «вершин». Такой перевод отражает геоморфологическое строение этого участка ГХ, имеющего несколько вершин. Но он не убедителен, так как не рассматривается адыгскими специалистами истории слова, не подтверждается это данными старых карт и письменными источниками, и является лишь предположением автора [3, 4]. Есть также мнение, что название горы Папай, происходит от греческих слов, пап – «священнослужитель» и айя – «святой», что означает «Святой священнослужитель». Греческая версия происхождения топонима Папай не логична, не убедительна и напоминает переосмысление названия горы или народную этимологию.
Район расположения горы Папай отмечен в исторических материалах. Так Закубанская речка Ахтырь, её истоки находятся в 7,5 км на северо-запад от Папайского перевала, до начала ХХ в. река называлась Антхыр. Гидроним, вероятнее всего, образован от этнонима анты. [5] Имя народа анты, скорее всего, имеет индоевропейское происхождение и переводится как «окраинные». Подробнее о топониме Антхыр — Ахтырь и антах можно будет прочитать в очерке «Антхыръ и Ахтырь — два разных гидронима и ойконима». То есть гора Папай и долина реки Антхыр находились на территории проживания антов. Быть может, один из районов проживания антов локализующийся у вершины Папай, являлся их подразделением и получил название от имени горы — папаги, а отсюда и наименование окружающей местности Папагия.
Античные авторы I-II вв. и византийские источники VI-VII вв. упоминают под разными именами славян, выделяя среди них антов. Локализуя место их проживания в Северном Причерноморье и долине реки Кубань. Название анты исчезает из письменных источников в VII в. Однако многочисленные археологические материалы, указывают на то, что поселения антов и их потомков существовали в течение всего VII в. и в последующих столетиях [9]. Согласно Прокопию Кесарийскому (византийский историк, родился между 490 и 507 гг. умер около 565 г.) анты и славяне пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, обычаи и верования, а «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же» [8, 11].
Византийский император Константин VII Багрянородный (957 г.) в своём труде «Об управлении империей» сообщил «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания». Терминов касахи осетина называли адыгов, видимо от него происходит термин касоги (косоги) в русских летописях. Можно предположить и другое, что название горы Папай произошло от имени племени папагов, населявших Папагию, располагавшуюся вокруг горы Папай, в V-IХ вв. С топонимом и этнонимом пока неясно, что от чего получило наименование, местность Папагия от этноса папаги или наоборот? Этническая принадлежность папагов дискуссионная, возможно, это остатки одного их меотских племён или они были частью антов. [5]
Вероятно, образование топонима Папай связано со скифами — древнегреческое название этноса, означающее «лучники», самоназвание их skolotoi — древний кочевой ираноязычный народ. Имя сколоты, производят от древнеславянского слова коло — «круг», вероятно, связанного с солнечным кругом и его обожествлением. Они населяли Северный Кавказ с (VIII)VII в. до н.э. по III(IV) в. н.э. По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a. R1a возникла около 23 тыс. лет назад, по другим данным около 25 тыс. лет назад, от мутации гапдогруппы R1, произошедшей у мужчины, жившего около 23 тыс. лет назад, предположительно в Азии.
У скифов был культ многобожия, и наряду с матриархальными богинями природы существовал и патриархальный культ предка-родоначальника. Одним из почитаемых божеств был небесный бог Папай, они его считали своим отцом и верховным богом. Древнегреческий историк Геродот (~484 г. до н.э. - ~425 г. до н.э.) приравнивал Папая по созвучию с греческим словом «паперос» — «πατέρας» - отец. Его соотносили с греческим богом — небесным отцом громовержцем Зевсом, он в Древней Греции именовался «патир» - «πατήρ» - patir — отец. Скифы считали Папая своим родоначальником, супругом скифской богини земли Апи. Отечественный языковед-иранист Абаев В.И. считает, что имя скифского бога Папая, следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец», другое толкование слова «защитник» [1]. На санскрите Питар означает «отец».
Таким образом, эту замечательную вершину, быть может, нарекли ещё скифы, именем одного из своих божеств. Археологами было найдены бронзовые скифские навершия (культовый предмет), в том числе и с изображением Папая. Навершия одна из достопримечательных категорий вещей скифской материальной культуры. Всего в настоящее время (по данным 1989 г.) известно более 140 экземпляров скифских навершия. Большинство раннескифских навершия происходит из памятников Северного Кавказа – Прикубанья и Ставрополья, откуда известны наиболее древние экземпляры VII начала VI вв. до н.э. Навершие с антропоморфным божеством Папаем найдено в урочище Лысая Гора под городом Днепропетровском [12].
Навершия, скорее всего, были культовым предметом и поэтому могли быть связаны с различными церемониями, но их назначение окончательно не установлено. Существует несколько версий их назначения. Предположение об использовании навершия в качестве украшения погребальных катафалков – отрицается. Некоторые исследователи считают их музыкальным инструментом шаманов. Возможно, они были связаны с культом солнца – верховного божества и идеей плодородия. Другие связывают эти предметы с идеей мирового дерева – одной из широко распространённых в древности мифологических концепций, свойственной, в том числе и скифам. В связи с этим представляется вполне правдоподобная мысль о связи навершия с ритуалами шаманского типа. [10] Мирово́е дре́во (Мировое дерево) — мифологический архетип (первообраз, оригинал, подлинник, образец), вселенское дерева, объединяющий все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней. [11, 12]
Видимо именно небесный бог Папай представлен на уникальном скифском навершии V-IV вв. до н.э., найденном в одном из курганов, ныне Днепропетровская область Украины, в урочище Лысая Гора. В центре конического навершия изображена фигура бородатого бога Папая, над ним летящая птица с распростёртыми крыльями. С четырёх сторон света его окружают стилизованные отростки, украшенные фигурками четвероногих животных и увенчанные четырьмя летящими птицами с длинными изогнутыми шеями и головами грифонов, держащими в клювах, на хвосте и на крыльях звенящие колокольчики, весящие на длинных цепочках. При встряхивании навершие издаёт мелодичный звон. Скифский верховный бог Папай, окружённый птицами небесными, видимо, играл роль оберега, который своим видом и звоном колокольчиков отгонял злых духов и оберегал своих земных детей. (http://ru-sled.ru/skifskij-bog-papaj/) и [12]
Навершие, где изображён Папай, состоит из четырёх соединённых дугообразных бронзовых лучей и одного вертикального в центре. На четырёх лучах, окружающих центральный луч, где изображён Папай, сделаны по четыре животных, похожих на лису или собаку. Некоторые археологи пятиконечное скифское навершие с изображением божества Папая, сравнивают с пяти вершинным массивом горы Папай: Главный, Восточный, Западный, Северный и Центральный. Надо полагать, что скифы у вершины ритуал поклонения производили непосредственно ей. Возможно, эта гора была священной у скифов, на Главной её вершине они поклонялись богу Папаю, который, олицетворял небо.
Заканчивается очерк несколько необычной информацией. Если название горы Папай, образовано от мифотопонима — географические названия, в основе которых лежат имена богов или легендарных героев, мифические существа и тому подобное, или теонима (от древнегреческого θεός - “Бог” + ὄνυμα - «имя; название») — вид мифонима, означающий имя собственное божества. Можно сделать предположение. То что будет кратко изложено ниже, вероятно, следует считать случайным совпадением, обнаруженным на современных карт, а может и нет. В горной местности, где возвышается «горный красавец Папай», как с севера, так и с юга имеется несколько вершин Афипс Большой, Собер-Баш, Тхаб, Тхачехочук и река Убин, в названия которых входят мифотопонимы. Почти все указанные вершины, выделяются среди окружающих гор. Вот их краткое описание:
- Афипс Бол. — вершина (737 м) расположена в цепи ГХ в истоках реки Афипс. Ранее вершина значилась просто как Афипс, в основе названия теоним Афы, в абхазской мифологии - «Бог грома и молнии»;
- Собер-Баш — вершина (735,6 м) расположена на водоразделе рек Афипс и Убин. Возможно, первая часть топонима происходит от названия забытого древнего мифического существа;
- Тхаб — вершина (905,1 м), расположенная в системе хребта Коцехур. Один из вариантов перевода названия, происходит от адыгских слов тхьэ и бэ соответственно означающих «бог» и «много», может означать «Много богов»;
- Тхачехочук — вершина (761 м), расположена у западной окраины села Михайловский Перевал городского округа Геленджик. Топоним производят от адыгского словосочетания ТхьачIэгъ чIыгу, где тхьэ - «бог», чIэгъ - «под», чIыгу - «земля», что означает «Земля под богом». В санскрите есть похожее слово tha-kkura - «божество» или «предмет или объект почитания»;
- Убин — река, её истоки расположены у северного склона горы Папай. Быть может, гидроним Убин происходит от наименования забытого древнего языческого «божества смерти». Например, у тюркских народов Поволжья — убыр - «кровожадное демоническое существо».
Если от горы Папай, провести прямую линию, до вершины мыса Идокопас, расположенного на берегу Чёрного моря, то она пройдёт через вершины Тхаб и Тхачехочук. Эта линия имеет общее направление с северо-востока на юго-запад. Продолжив эту прямую линию через Чёрное море, она укажет самый короткий путь к берегу Малой Азии к мысу Инджебурун. Продолжив эту прямую линию от горы Папай на северо-восток и юго-запад за пределы Краснодарского края и Чёрного моря, то она пересечёт соответственно низовья рек Дон и Нил. Если через вершину мыса Идокопас, провести перпендикуляр к линии проложенной от горы Папай до мыса Идокопас и его продолжить на северо-запад и юго-восток, то его прямая линия пересечёт соответственно низовья рек Днепр и Кура. Образовавшийся крест соединяет устья рек Дон, Днепр, Кура, Нил, в основе перевода всех указанных рек входит слово «вода-река». [2]
Если соединить вершины Папай, Собер-Баш и Бол. Афипс прямыми линиями, то получится почти равнобедренный треугольник, стороны которого равны примерно по 12 км. В этом треугольнике находятся истоки реки Убин. При проведении прямых линий на карте следует, учитывать её масштаб, так как чем мельче масштаб тем больше линейных и угловых искажений.
Перечисление совпадений можно продолжить, но случайны ли они. Если нет, то возникает вопрос, что бы это значило? Условно линию проведённую через гору Папай и мыс Идокопас я назвал «Линия Богов». Под «богами» я подразумеваю далёких предков многих этносов населяющих Евразийский материк — индоевропейцев, самоназвание арии, так как они обожествляли своих умерших предков. Вдоль «Линия Богов», проходил, видимо, обычный людской путь, вначале это было вьючная тропа, а затем дорога. Она проходила по долине реки Бол. Хабль через Папайский перевал в долину рек Папай и по реке Пшада к Чёрному морю, на берег Пшадской бухты и дальше в указанные места. Обжиты долины рек Бол. Хабль, Убин и Пшада были тысячелетия назад, о чём свидетельствуют, множество дольменов построенных в этих местах. Дольмены сохранились до сих пор. Только их количество сейчас значительно уменьшилось благодаря невежеству человека! Возможно, то о чём здесь говорится как-то связано с культурой строителей дольменов. Киммерийцы, синды, вероятно, и меоты, являлись «старшими сыновьями» ариев и были носителями дольменной культуры Западного Кавказ.
Вопрос кто был строителем дольменов на Западном Кавказе, уже решён. Свидетельствуют об этом: археологические памятники 3-2 тыс. до н.э. на Северном Кавказе, имеющие индоевропейскую атрибуцию; топонимы Западного Кавказа подтверждают раннее и достаточно длительное присутствие в регионе индо-европейцев; данными метода геномного анализа, установлено, что древний человек, похороненный более 5,5 тыс. лет назад, в подземном дольмене урочища Клады, являлся индо-европейцем. Анализ ДНК подтвердил, что и меоты также индо-европейцы.
О «дороге богов», из области фантастики. Если от горы Бол. Афипс провести прямую линию к вершине мыса Идокопас то она пройдёт через вершину Облего, а соединив гору Папай с горой Бол. Афипс, получим большой равнобедренный треугольник основание которого совпадает с основанием другого равнобедренного треугольника «Папай - Собер-Баш — Бол. Афипс». Могло быть так, что на вершине мыса Идокопас и вершинах Тхачехочук, Тхаб, Папай и Облего были установлены «сигнальные посты» или «станции», которые указывали путь для посадки космических аппаратов на гору Собер-Баш. Где на недоступной и плоской вершине занятой полянами удобно было приземлятся. Тогда получается коридор для полосы спуска космических судов на гору Собер-Баш. Сигналы могли быть и от костров или иных фантастических источников. Это и ответ на вопрос почему в этом районе много мифотопонимов? Пришельцы могли относится с человеческой расе по-разному, отсюда и мифы о горе Собер-Баш. Или, возможно, «крест» является основополагающим направлением в миграции (переселении) народов в глубокой древности с севера. «Крест» расположен так, что показывает общее и правильное направление движения в три части света Европу, Азию и Африку. [2]
Использованная литература и источники
- Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
- Карта Краснодарского края, масштаб 1:100 000. ГУГК СССР, издание 1990.
- Ковешников В.Н. К вопросу топонимики Западного Кавказа. Экспедиция «Транскавказ-93». Сборник статей. Краснодар, 1994.
- Ковешников В.Н. Верховное божество скифов. Краеведческие статьи о Кубани. Краснодар, 2006, 2008.
- Ковешников В.Н. О реликтовых топонимах индоевропейского происхождения в горном Закубанье. Курорты. Сервис. Туризм. Научно-методический и информационный журнал № 2 (23). Краснодар, 2014.
- Ковешников В.Н. По низкогорью Западного Кавказа. Краснодар, 1992.
- Ковешников В.Н. Путешествие по красавице Кубани. Путеводитель. Краснодар, 2012.
- Лавров Л.И. Ещё об интерпретации Ш.Б. Ногмовым кабардинского фольклора. Кавказский этнографический сборник, VII. М., 1980.
- Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодар, 2005.
- Самойленко А.А., Ковешников В.Н. и др. В окрестностях Краснодара. Путеводитель. Краснодар, 1988.
- Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
- Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. Авторский коллектив. Ответственный редактор тома доктор исторических наук А.И. Мелюков. М., 1989.
- Тихомиров В.Р. Кавказ выходного дня. Путеводитель по ближайшим горным окрестностям Краснодара. Краснодар, 1974.