1.10. Погребальный ритуал в дольменах
«Приходится сожалеть о том, что ритуал захоронения в дольменах нам неизвестен»
Общие правила обряда (ритуала) погребения в дольменах Западного Кавказа археологами разгаданы, но «Даже в тех немногих случаях, когда дольмены раскапывались археологами, эти исследователи не решались с уверенностью восстановить картину погребения; таким запутанным этот вопрос остаётся и поныне» [10].
Прежде чем говорить об особенностях погребения в дольменах, по-видимому, интересно знать, все ли жители этой культуры удостаивались чести быть похороненными в каменном сооружении. Многие археологи, историки, исследователи культуры строителей дольменов, в разное время, высказывали мнение, что в дольменах хоронили самых знатных, то есть не рядовых членов того древнего общества. Открытие в середине ХХ в. и в ХХI в. не грабленных дольменов, в которых были захоронены десятки человек, позволило утверждать, что эти сооружения имели функцию семейного склепа. Но в этом случае не совсем ясно, а кто были при жизни эти десятки человек: простые пастухи и сеятели, охотники и рыбаки — родственники одной семьи или в одной погребальной камере, удостоились упокоения единомышленники определённой касты того общества вожди и жрецы?
«Однако именно вопрос об универсальности дольменного, и, шире, коллективного обряда погребения в «дольменной» культуре остаётся открытым, т.к. пока неясно, все ли смертные проходили через этот обряд в эпоху строительства дольменов или он был относительно избирательным?» [11].
Надо полагать, что в дольменах совершались разные погребальные обряды, в том числе одноразовые и многократные. Согласно данным археологических исследований, одни несли функцию гробницы, где хоронили от 1 до 3 знатных членов общества, другие семейного склепа, где находили 10-20-30-60 останков. Но это не есть ответ, на вопрос. Во-первых, всех ли хоронили тогда в дольменах? Не всех, т.к. найдены захоронения, например, могильник Гнокопсе, относящиеся к культуре строителей дольменов, где хоронили в «каменных ящиках» (каменных гробах) под землёй. Во-вторых, при существовании обряда вторичного захоронения в дольменах, подробнее смотреть ниже в очерке, возможно, существовала традиция племенного упокоения в одном мегалите, в один день, всех накопившихся покойников разных семей, за период первичного захоронения.
Вопросов об особенностях погребального обряда во времена строительства дольменов возникало множество, начиная с самого начала изучения этих памятников археологии. Обряд (процесс, ритуал, традиция, церемония) погребения в дольменах производился не однозначно. Как отмечают исследователи, что ритуал совершения погребения в дольмене эволюционировал, но некоторые его детали оставались без изменения и применялись человеком длительный промежуток времени. Например, поза погребённого была в скорченном положении, руки согнуты перед грудью и лицом, положен он был зачастую на восток, а головой на юг, обсыпан охрой или суриком, в погребальной камере присутствовало определённое количество углей и глиняной посуды, видимо, с едой.
Обряд — совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями. Ритуал — традиционный порядок совершения каких-нибудь действий или церемоний. Церемония — обряд по установленным правилам. Иногда термины обряд и ритуал представляют как синонимы.
Турчанинов Г.Ф. [14] приводит цитату Марковина В.И. [6] «в область догадок может увести нас и то небольшое количество углей, которые сопровождают погребения во всех типах дольменов и при всех вариантах захоронений». Некоторые исследователи остатки углей в дольменах, считают поминальным костром или следствием окуривания погребальной камеры. Дольмены на самом деле, довольно герметичные сооружения и доступ воздуха туда ограничен, поэтому костёр в нём просто гореть не будет. Скорее всего, угли внутрь его приносили готовыми, т.е. это была составная часть ритуала погребения и оформления погребальной камеры.
Вот, что об этом пишет Турчанинов Г.Ф. «В жилищах живых абхазов, этих далёких потомках дольменной культуры, во всех типах их жилищ от круглого до четырёхугольного центром жилища, его священным местом, является очаг. Без очага не было жилища. Угли, наличные в дольменах всех типов, символизируют очаг. Приходится сожалеть о том, что ритуал захоронения в дольменах нам неизвестен» [14].
По мнению Марковина В.И. наиболее ранним обрядом погребения в дольменах, можно считать одиночные, в редких случаях — парные захоронения [6]. Такой обряд зафиксирован в дольменах сделанных из крупных плит. Их пол устлан обломками горных пород. Поза погребённого в этих гробницах обычно скорчена, лежит на правом боку головой на юг, руки согнуты, так, что кисти их расположены перед лицом или грудью покойника, который посыпан красной охрой. На правом боку головой на юг, т.е. лицом обращённым в сторону восхода Солнца, а головой к пути его по небосводу. «Так считают, что скорченные захоронения, когда покойника укладывали на бок, поджимая ему ноги, может быть позой эмбриона, находящегося снова в изначальном своём положении в «мать-сырой земле». А почему не считать, что таким положением мертвецу придавали позу спящего человека? Разве на боку не спят?» [7].
Затем появляются захоронения в позе сидя. Такие погребения отмечены ещё у Фелицына Е.Д., погребённые в дольмене размещались по углам в сидячем положении с вытянутыми ногами вперёд, преимущественно по диагонали камеры или же с согнутыми в коленях и наконец в скорченном виде [15]. В камерах размещалось по несколько костяков. Размещение погребённых в сидячем положении, Фелицын Е.Д. объясняет нехваткой пространства камеры, но предполагая, что сидячее положение было обязательным правилом обряда погребения. «А скелеты, сидящие по углам дольменов? Нельзя ли осмыслить их расположение, как уверенность в том, что они готовы приподняться и действовать в любую минуту — на благо своим живым сородичам. И именно с этой целью умерших прислонили к стенкам гробниц, словно они присели отдохнуть» [7].
Встречались и «семейные гробницы», в которых нередко вместе с костями взрослых попадались и кости детей. Вывод о семейных гробницах сделан, т.к. в погребальных камерах находили и останки ребёнка, но не приводится доказательств того что они родственники. За этим стоит современное убеждение, если они погребены в одном склепе, значит они родственники. Быть может тысячи лет назад было всё несколько иначе, например, знатный ребёнок погиб и его захоронили в дольмене со слугами-охранниками.
Марковин В.И. допускал возможность, что следующим в эволюции погребального обряда были так называемые вторичные захоронения, когда в дольмен вносили только кости. В плиточных дольменах трапециевидной в плане формы, чаще встречаются не целые останки, по котором можно восстановить позу покойника, а отдельно кости и черепа, лишённые анатомического порядка [6]. В данном случае не известно, где и как происходило в то время первичное захоронение?
Вероятно, под первичным захоронением, понимается подготовка тела усопшего к помещению в погребальную камеру дольмена. При этом, видимо, в костяке усопшего главным представлялся череп, который считался вместилищем души. Немало вторичных погребений было обнаружено в дольменах Абхазии. К примеру у абхазов, черепа предков являлись предметом клятвы. Из этнографических источников известно также, что в заповедных или священных рощах у абхазов существовала традиция — умерших помещали в гроб, который прикрепляли к дереву.
Вот как описывается процесс погребения древних жителей Крыма — тавров «каждый каменный ящик таврами использовался для многократных погребений. Умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока каменный ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа как символ предыдущих погребений, и продолжали хоронить. В одном из каменных ящиков могильника Мал-Муза обнаружено 68 черепов» [16]. Таврские могильники датируются VI-V вв. до н. э.
Археологические исследования вторичных захоронений, указывают, что иногда в камеру вмещали не менее 8-9 останков, есть случаи не менее 24-30 захороненных. К этому типу захоронений в дольменах относятся обнаруженные недавно мегалиты: Колихо и Шепси. В дольмене Колихо были помещены остатки около 70 человек, различного возраста и пола, которые находились на площади в 2,5 м². В дольмене Шепси обнаружены останки 20 человек. Более подробно о дольменах Колихо и Шепси смотреть в очерке «Случайно найденные мегалиты в поймах Черноморских рек Краснодарского края».
Марковин В.И. предположительно высказывал мнение, что различные обряды захоронений можно увязать с отдельными типами дольменов, которые отличаются конструктивными особенностями и возрастом своей постройки [6]. Но если такие захоронения расположены в разных местах ареала западно-кавказских дольменов, возможно, это может говорить об отличии ритуала погребения в различных районах, входивших в одну мегалитическую культуру.
Представляет интерес реконструкция обряда погребения в дольменах городского округа Сочи, изложенная Вороновым Ю.Н.
Воронов Юрий Николаевич (1941-1995 гг.) — известный историк и археолог, доктор исторических наук, занимался исследованиями на территории Абхазии и Сочи.
«Характерной чертой заупокойного культа строителей западно-кавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение от внешнего мира. … Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облечённый в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определённый этап в развитии человеческого сознания» [2]. «… захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. … — это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определённой степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса» [2].
Воронов Ю.Н., прежде всего, обращает внимание на то, что в не потревоженных дольменах присутствовали лишь отдельные, главным образом крупные кости человека. Что происходило с усопшими, до погребения их в дольмене, предположительно, он описывает в следующем изложении:
«Умершего оставляли в священной роще вблизи дольменов, где по истечении определённого времени … оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно предположить, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирались, к ним присоединяли вещи покойного … На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костёр, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможный выход душ, уже заключённых в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место… В ранних дольменах, где предполагаются захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.
На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения …». «в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежащих в скорченном положении на боку головой к востоку …» [2].
Реконструкцию погребального обряда приводить и археолог Трифонов В.А. [11, 13], базируясь на данных археологических раскопок дольменов Колихо и Шепси. Наибольший интерес представляет описание обряда погребения, приведённый им на основании археологических исследований дольмена Колихо. Река Колихо, от которой назван дольмен, является левым притоком реки Агой, впадающей в Чёрное море. «Перед нами предстала невиданная картина — не потревоженные останки людей, погребённых во времена строительства дольменов. … впервые представился случай детально изучить особенности погребального обряда в дольменах …» [13].
«были найдены … человеческие кости — небольшие фрагменты и целые кости рук и ног. Ниже лежали черепа. Их количество в тесном пространстве камеры обескураживало — более шестидесяти в несколько ярусов. Кости лежали в дольмене далеко не хаотично — чётко прослеживались ненарушенные суставы костей рук, ног и грудной клетки — но их взаимное расположение было абсолютно ненормальным. Расположение их фрагментов не оставляло сомнений в том, что трупы неоднократно перемещались внутри камеры. Бесцеремонно отодвигались тела к задней стенке, соплеменники укладывали умерших в переднюю часть камеры.
Почти на полу дольмена расчистили череп одного из первых погребённых. У него на месте оказалась не только нижняя челюсть, но и обнаружилось нечто исключительное — в левую глазницу был вставлен комок алой охры. Это тело, как и те, которым придана «неестественная» поза, подверглись естественной мумификации до того как их «отправили» в дольмен. … Личные вещи умерших, ритуальный инвентарь, напутственная пища, как и следы погребальных пиров, находились там, где проходила первая фаза обряда, т.е. не в дольмене, а в священной роще, на деревьях которой какое-то время и висели покойники, уложенные в колоду или завёрнутые в бычью шкуру. Снятое с дерева, мумифицированное тело, затем переносилось на дольменное кладбище и помещалось в погребальную камеру через отверстие в фасадной плите, …» [13].
Как отмечено, что по ряду признаков тела умерших были естественным образом мумифицированы, «причём некоторые их них были частично или полностью лишены мягких тканей», ещё до размещения в дольмене. Небольшие размеры погребальной камеры дольмена Колихо (1,3х1,4х1,5 м) косвенным образом свидетельствуют о скорченной позе упокоенных здесь тел. Останки умерших в дольмен, возможно, помещали в интервале 5-7 лет. Дольмен использовали для захоронения почти 500 лет, в период с 1800 до 1300 гг. до н.э. на протяжении жизни почти 20 поколений.
«Половой и возрастной состав погребённых говорит об отсутствии какой-либо селекции по этим признакам, и если допустить, что всех захороненных в дольмене при жизни связывали родственные отношения, а средняя продолжительность жизни была около 50 лет, то результаты радиоуглеродного датирования позволяют сделать некоторые предварительные расчёты относительно размера и типа социальной группы, которой мог принадлежать дольмен Колихо. Такой коллектив родственников едва ли превышал 10 человек и, вероятнее всего, представлял семью, а сам дольмен был семейным склепом. … Принадлежность к семье в «дольменном» обществе была настолько большой общественной ценностью, что требовала размещения в семейном склепе останков даже тех родственников, которые умерли вдали от родных мест, на что указывают результаты анализов изотопов стронция в костях погребённых из дольмена…» [11].
Другими словами, результаты сравнительного анализа количественного содержания изотопов стронция в костях погребённых в дольмене Колихо с фоновыми показателями окружающей среды, позволяют предположить, что почти половина погребённых в дольмене умерла вдали от долины реки Агой и их останки были перенесены в дольмен. Поэтому, возникает вопрос, а были ли они родственниками? Возможно, в этом дольмене хоронили определённую касту того общества, а не родственников?
«Из этого, конечно, вовсе не следует, что дольменный обряд повсеместно и на протяжении всего существования этой культуры был именно таким, как в дольмене Колихо, но его варианты оставались доминирующей формой погребального ритуала, на что указывают многочисленные признаки этого обряда в пределах всей территории распространения кавказских дольменов».
Летом 2006 г. недалеко от юго-западной окраины аула Агуй-Шапсуг (Туапсинского района Краснодарского края) на правом берегу речки Гнокопсе, правого притока реки Агой, при рытье колодца на глубине около 5 м были обнаружены две могилы в каменных ящиках. По названию речки это захоронение получило название могильник Гнокопсе, который расположен примерно в 2-х км на юго-запад от места обнаружения дольмена Колихо. Что бы было понятнее, найденные каменные ящики этого могильника, отдалённо, по форме, напоминают современные деревянные гробы.
В одном из каменных ящиков были обнаружены остатки трёх погребённых взрослых, уложенных друг на друга. Нижний скелет, сохранил признаки сильно скорченного положения на правом боку. Приблизительно в 1,5 м на восток от него параллельно находился второй каменный ящик, на каменном полу которого вытянуто на спине лежал скелет по возрасту, молодого мужчины. Оба каменных ящика имели примерно одинаковые размеры: длина 1,5 м, ширина 0,7 м, высота 0,4 м. Сделаны ящики из тонких плит песчаника толщиной около 5 см. Радиоуглеродный анализ человеческих останков из могильника Гнокопсе показал, что он заложен был в одно и то же время, когда выполнял функции семейного склепа дольмен Колихо [11]. Трифонов В.А. обосновал, что индивидуальные захоронения в каменных ящиках могильника Гнокопсе использовались не только во время «дольменной» культуры, но и принадлежали ей [11].
«Вероятнее всего, одновременная практика нескольких форм погребения в пределах территории распространения дольменов является нормой, … … Сейчас трудно ответить на вопрос о времени появления основных разновидностей погребального ритуала «дольменной» культуры. … Индивидуальные погребения не являются результатом эволюции коллективных и поэтому могли сосуществовать с ними на протяжении всей «дольменной» эпохи и даже позднее» [11].
В погребальной камере дольмена Шепси обнаружены останки примерно 20 человек разного возраста и пола. Фрагменты тел перемещались к стенкам камеры, освобождая место для очередного захоронения. Первоначальную позу удалось проследить только у двух ранних погребённых, они лежали в скорченном положении на правом боку, головой на юго-восток. Среди останков погребённых обнаружены фрагменты охры. Дольмен Шепси использовался около 200 лет, примерно с 3200 по 2900 гг. до н.э. [12]. Дольмен Шепси, получил название от реки, впадающей в Чёрное море, в пойме которой он был найден.
Таким образом, традиция индивидуальных (каменный ящик) и коллективных (дольмен) погребений в период строительства дольменов, вероятно, сосуществовали изначально одновременно с конца 4 тыс. до н.э. Оба варианта погребений сохранялись до конца 2 тыс. до н.э. и даже отразились на погребальном обряде следующей археологической эпохи [11].
Можно также предположить, что погребальные обряды в разных местах расположения западно-кавказских дольменов, имели отличия или свою специфику, о чём свидетельствуют данные многих исследователей. Например, в этом отношении выделяется Юго-Восточный район локализации дольменов Западного Кавказа. Картосхему обособленных районов локализации дольменов Западного Кавказа смотреть в очерке «Реконструкция».
Представляют интерес сведения археолога Соловьева Л.Н., полученные им при раскопках мегалитов и некоторых бездольменных погребений, дающие сходную церемонию захоронения. «… обзор погребальных обрядов, применявшихся на территории Абхазии с конца 3 тыс. до н.э., показал, что полного тождества в этих обычаях не было. Можно различить три основных варианта погребения: дольменные, пещерные и кувшинные. Наиболее состоятельные и знатные роды или, вернее, большие семьи хоронили своих покойников в дольменах. Рядовые семьи употребляли в качестве оссуариев большие глиняные сосуды, а там, где поблизости находились подходящие пещеры или навесы, пользовались ими в качестве оссуариев. Позже кувшинные погребения получили преобладание во всех социальных прослойках общества.
Нетрудно установить, что все эти способы захоронения были вариантами одного погребального обряда, обусловленного единым религиозным мировоззрением этого общества». «Общими чертами этих обрядов является, во-первых, стремление, по мере возможности, создать условия герметичности для вечного упокоения, не только для тленных останков, но и для предполагаемых душ умерших …» [10]. Вторая общая черта обряда это применение вторичного окончательного захоронения, которому подвергались очищенные частично или полностью от мягких тканей кости умершего. Вторично хоронили не покойника, а лишь разрозненные останки. В Абхазии установлены погребения с большим количеством останков костяков от 10 до 30 погребений в одном мегалите. Разновременность погребений подтверждают большинство исследователей [10].
Оссуарий — (термин происходит от латинского слова ossuarium — «кость») ящик, урна, место для хранения скелетированных останков.
Ритуал первичного захоронения в культуре строителей дольменов подробно описан у Соловьева Л.Н. Изложение этого материала у него, основывается на данных авторов конца III в. до н.э. и описаниях ХVII в., и носит предположительный характер. Первое упоминание связано с обрядом захоронения колхов, которые заворачивали умерших в не дублёные шкуры и вешали так на деревья … В средние века абхазы своих покойников клали в выдолбленную из дерева колоду и привязывали на дереве с помощью лозы винограда. Вероятно, колоду (гроб) делали из двух половинок выдолбленных их цельного ствола дерева, что делало её герметичной. «Этот странный способ воздушного погребения соединяет в себе обе черты, свойственные дольменному обряду погребения. Он имеет целью обеспечить герметическое хранение телесной оболочки и души умершего и подготавливает вторичное постоянное захоронение» [10].
Колхи — собирательное название древних племён, проживавших на территории юго-восточного и восточного Причерноморья.
Возникает вопрос: почему покойника перед погребением вешали на дерево в герметичной оболочке? «Первейшая забота родственников, …, заключалась в том, чтобы задержать душу умершего в своих руках, на своём попечении. Этим и можно объяснить зашивание умершего в шкуру животных и подвешивание в таком герметичном состоянии на ветке дерева в священной роще, охранявшейся драконом» [10]. Люди в древности здесь верили, что после смерти в тело покойника вселяется чёрт, поэтому чтобы не осквернять землю, нельзя тело в неё хоронить.
По поверьям, зашитое в кожу тело и вывешенное на дереве, должно засвистеть при помощи чёрта. После этого, у абхазцев считалось, что покойник спасён. Это объясняется тем, что в зашитой шкуре накапливаются газы, которые создавая избыточное давление вырываются через щели наружу, производя свистящий звук. Этот звук символизирует изгнание чёрта, и это служит знаком для вторичного захоронения, т.к. душа и тело покойника освободилась от власти нечистой силы. По предположению Соловьева Л.Н. «По-видимому, разложение тела, а следовательно, и «освобождение души» наступает по истечении 40 дней, чем и определяется у многих народов дата совершения поминок» [10]. Вторичное захоронение происходило в дольмене, уже не всех останков покойника, а наиболее значимых частей скелета, согласно ритуала того древнего времени. И если погребальная камера была переполнена останками до такой степени, что туда уже нельзя хоронить, то в ней оставляли только головы упокоенных.
По мнению Турчанинова Г.Ф., в дольменах усопших хоронили в сидячем положении, они были великими членами рода и место их захоронения было священным. Он считал культуру строителей дольменов автохтонной и «жилища мёртвых строились по образу и подобию жилищ для живых. Носители дольменной культуры были анимистами. Они верили, что после смерти их жизнь продолжается» [14].
Анимизм (термин происходит от латинского слова anima — «душа») система религиозных представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала — души.
По общественному строю государство, где строились дольмены, названное Турчаниновым Г.Ф. Ашуя, было рабовладельческим архаической формы. В этом классовом обществе слуг (рабов) не хоронили в дольменах. Классовая дифференциация продолжалась и в загробной жизни, вожди родов, племён хоронились в подкурганных дольменах. Менее знатные члены того общества хоронились в наземных дольменах.
Остаётся также открытым вопрос, когда строили дольмен, после смерти, или при жизни тех, для кого он был предназначен? Ввиду того, что некоторые дольмены имели функцию семейного склепа, например, новая семья могла начать строить его только после смерти своего родоначальника. Возможно, и гробницы для знатных членов общества, строился после их смерти. Строительство дольмена трудоёмкий и длительный процесс, возникает вопрос, где же находился покойник до захоронения в погребальной камере? Вероятно, поэтому возникла традиция первичного захоронения, описанная выше. Лавров Л.И. предполагает, что «Наиболее вероятным представляется заблаговременная постройка дольмена … Люди при жизни готовили себе и своим близким прочные усыпальницы, которые по мысли строителей, остались бы навеки нерушимыми» [5].
В качестве примера, возможного ритуала погребения, здесь приводится также авторская версия, выдвинутая Смирновым А.М., в которой рассматривается последовательная сменяемость захоронений в дольмене. В большинстве современных дольменов практически полностью отсутствуют останки погребённых. Это следствие опустошения или разграбления содержимого погребальных камер мегалитов. Такой варварский поступок должен был сопровождаться скоплением у дольмена костных остатков погребённых. «Но данных об этом нет! Ведь фактически исследователи фиксируют лишь следы проникновения внутрь камеры – и это всё!» [9].
В дольмене производились захоронения, пока было возможным помещать в него усопших, которые впоследствии сменялись новыми, т.е. очередное погребение производилось в освобождённую пустую камеру. Таким образом, дольмен был не только вместилищем праха, но и выполнял важную в верованиях строителей дольменов функцию храма – специфически направленную на обеспечение воспроизводства потомства, т.е. функцию соответствия uterus (романо-германское слово означающее «матка»).
«Процесс реализации функции механизма рождения, т.е. выхода/появления из него вовне потомства, логически должен был сопровождаться освобождением его от останков погребённых, удалением их из камеры сооружения. В мифологическом плане это относится к восприятию рождения и смерти как некоего единства: выход на свет одного (акт рождения) неразрывно связан с удалением другого (смерть). Можно так же предполагать, что существовало и некое зримое свидетельство осуществления акта рождения – живое существо или его символ, которое появлялось/выносилось из входного отверстия сооружения, демонстрировалось членам сообщества, делая тем самым процесс легитимным и свершившимся» [9].
«Куда же, в таком случае, девались останки погребённых?». В данном случае использовался ритуал транспортировки усопших по водному потоку в мир иной, который известен у многих народов древности. Останки из дольменов извлекались и придавались водной стихии, а камера опустошалась для следующего ритуала захоронения. В заключении Смирнов А.М. делает вывод «дольменная культура представляется как культура погребальных сооружений без собственно погребений в них. Погребальный обряд здесь можно разделить на два этапа. Первый, составляющий главную часть обряда – это период времени, в течение которого умерший находился в дольмене. Второй – это то, что можно предположительно назвать после ритуальной уборкой трупа, финальная фаза обращения с ним, которая могла сводиться, например, к отправке по воде… Однако этот вопрос остаётся открытым» [9].
В этой версии может возникнуть вопрос, а как же, например, новосвободненские гробницы, которые не вписываются в предлагаемую идею, т.к. в них обнаружены погребения с богатыми украшениями и инвентарём? Автор версии, указывает на то, что вероятно произошла смена традиций/идеологии использования дольменов. Говоря о новосвободненских гробницах, следует добавить и то, что среди них обнаружены погребения не рядовых членов того общества, возможно, вождей. А вождям строили мавзолеи на вечно и в ХХ в.
Согласно предложенной Смирновым А.М. концепции, дольмены исследованные археологом Трифоновым В.А должны быть пустыми. Возникает вопрос — почему они остались заполненные останками погребённых людей? Это касается, например, дольменов Колихо, Шепси. Они могли быть не опустошены по разным причинам. Наиболее реальной версией сохранения останков в мегалитах, является то, что они были погребены речными наносами, во время повышения базиса эрозии рек впадающих в Чёрное море. Поэтому этот природный факт нам и сохранил дольмены с останками погребённых.
Обнаруженные дольмены использовались в разное время, но они могли быть погребены аллювием рек, также в разное время. В период, начиная с 6 тыс. до н. э. до начала 1 тыс. н.э. на Чёрном море наблюдалось несколько (не менее 3-х) трансгрессий (наступление моря на сушу), которые прерывались несколькими непродолжительными регрессиями (отступление моря от берега), когда его уровень опускался на 2-5 (6) м. Поэтому дольмены могли быть погребены под речные наносы в разное время, в период разных трансгрессий.
Погребение в мегалитах на Западном Кавказе и Крыму сопровождалось посыпанием, вероятно, освящением усопших красным суриком или жёлтой охрой. По мнению Турчанинова Г.Ф. это символизировало свет и цвет солнца, олицетворяющего жизненные силы [14]. Таким образом, древние жрецы поселяли в погребальной камере частичку мира живых. В тексте публикации приведены и другие мнения о назначении охра и сурика при погребальном обряде. Этот элемент ритуала был обязателен, практически весь период в разных культурах эпохи бронзы и раннего железа — Прикубанья, Закубанья, Западного Кавказа и Крыма.
Охра — природный пигмент состоящий в основном из окислов железа с примесью глины, имеет жёлтые оттенки. Охру могли добывать из минерала железная охра и др.
Сурик — природный краситель добывался из минералов и имеет красно-оранжевый, красно-коричневый, кирпично-красный и др. оттенки красного цвета. Его могли добывать из следующих минералов гематит, киноварь, лимонит, сурик и др.
Здесь также более подробно приводятся данные о, возможном, обряде погребения в пустом дольмене, такие мегалиты называют кенотаф. Есть мнение, что некоторые дольмены строились в память о погибшем и оставшемся на чужбине, и такие дольмены были пусты физически, но как считали древние люди, душа умершего находила покой в сооружённом для неё каменном доме, если в него положить, хотя бы прядь волос умершего и вещи принадлежащие не вернувшемуся. Смотреть также очерк «Для чего строили дольмены?».
Так в 2003 г. сочинские исследователи Кондряков Н.В. и Кудин М.И. обнаружили не потревоженный подкурганный дольмен, в верховьях речки Цусхвадж в Лазаревском районе Краснодарского края. По всей камере лежали многочисленные кусочки древесного угля. «Однако, несмотря на то, что гробница казалась нетронутой, костных останков найдено не было. Гробница была кенотафом — символическим погребением». Среди немногочисленных фрагментов керамики «в центре камеры лежал великолепно сохранившийся бронзовый топор». Находка топора позволила датировать время захоронения ХIV-XII в. до н.э. [4]. Или другой уникальный пример, приведённый археологом Резепкиным А.Д., он описывает, что исследовал три не потревоженных дольмена: «один содержал кенотаф — вместо погребённого лежала фигура человека, схематично вырезанная из дубовой доски» [8].
Пример кенотафа обнаружен был и в городе Краснодар, хотя мегалитических сооружений здесь не найдено. До строительства кинотеатра «Аврора» на улице Красной на его месте был курган высотой около 5 м, который в 1967 г. был исследован археологами. Под курганом была обнаружена погребальная камера, катакомбной археологической культуры — эпохи средней бронзы. Дно камеры было выстлано войлоком или кожей, а почва вокруг верхнего отверстия колодца посыпана краской — охрой. Погребальная камера оказалась пустой, только фаланга большого пальца ноги, посыпанная охрой, символизировала погребение. Следов её ограбления не прослеживалось. Очевидно, здесь археологи столкнулись с символическим захоронением — кенотаф. Для этого и был сооружён курган над пустой (для нас) катакомбой 3500 лет назад [1].
Слово кенотаф буквально означает «пустая могила», символическая гробница, не содержащая погребённого и сооружённая в память о человеке погибшем или умершем в отдалённом месте и служит для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов. Существует несколько версий по каким причинам мог был сделан кенотаф, если: тело погибшего было утрачено или уничтожено; место гибели неизвестно; доставка тела требует больших усилий; человек пропал без вести, а с этого момента прошло так много времени, что пропавшего можно признать умершим; тело было кремировано; погибший или умерший, похоронен в другой местности и др.
Интересно, что обряд погребения в дольменной и катакомбной археологических культурах по основным признакам очень сходны, как показывают данные полученные археологами. А символическое погребение в катакомбе под курганом в городе Краснодаре идентично кенотафам в дольменах! Что также говорит о сходстве погребального обряда этих культур. Разница лишь в местах сооружения дольменов и курганов, первые сооружались в горной части, а вторые, как правило, на равнинах.
Использованная литература и источники
- Анфимов И.Н., Анфимов Н.В. Археологический памятники города Краснодара. Кубанский краевед (сборник). Краснодар, 1992.
- Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979.
- Дмитриев Д., Фиалковская С. Тайны дольменов Кавказа. М., 2012.
- Кудин М.И. Новое в археологии Сочи: бронзовый топор из дольмена р. Цусквадже. Сочинский краевед, выпуск 12. Сочи, 2004.
- Лавров Л.И. Дольмены северо-западного Кавказа. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Марковин В.И. Испун – дом карлика. Краснодар, 1985.
- Резепкин А.Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры». Сборник. Памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). М., 2010.
- Смирнов А.М. Пустой дольмен утрата источника или норма погребальной практики. Археология и культурная антропология, сокращённо Stratum plus, научный журнал. Кишенёв, № 2, 2010.
- Соловьев Л.Н. Погребения дольменной культуры в Абхазии и прилегающей части Адлерского района. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Трифонов В.А., Зайцева Г.И., Плихт Х., Бурова Н.Д., Семенцов А.А., Ришко С.А. Первые радиоуглеродные даты альтернативных форм погребального обряда «дольменной» культуры на Северо-Западе Кавказа. Материалы международной конференции, посвящённой 110-летию М.П. Грязнова. Том. 2. СПб, 2012.
- Трифонов В.А., Крайнева А.А., Зайцева Г.И., Плихт Х., Богомолов А.А., Бурова Н.Д., Семенцов А.А., Ришко С.А. Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы. Тезисы докладов круглого стола, посвящённого памяти Н.Я. Мерперта. М., 2013.
- Трифонов В.А. Спасение дольмена из Колихо. Научно-популярный журнал «Достояние поколений» № 3. М., 2009.
- Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М. 1999.
- Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
- Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь, 2005.