1.9. Кто строил дольмены?
«Пребывание различных народов, в одной и той же местности, но в различные исторические эпохи, нельзя считать доказательством в пользу одноплемённости этих народов»
Есть исследователи, которые считают, что строителями дольменов был автохтонный этнос, то есть местный, и даже относящийся к северо-западной языковой семье Кавказа. Другие исследователи полагают, что строители дольменов пришли или приплыли с других местностей, принеся с собой технологии возведения мегалитических сооружений. Существует также устойчивая версия, что дольмены построены туземным населением Кавказа, которое относилось к индоевропейской языковой семье. Кто же был, на самом деле, строителем дольменов — пришельцы, которые за тысячелетия стали аборигенами Западного Кавказа или туземцы, которые уже здесь проживали? За период изучения дольменов возникло несколько версий о конкретном имени этноса строившего дольмены.
Западный Кавказ, где возникла культурно-историческая общность строителей дольменов, омывается водами Чёрного моря, которое неоднократно за свою геологическую историю отделялось от Средиземного моря и соответственно от Мирового океана. Последняя фаза развития бассейна Чёрного моря называется Новоэвксинская, она началась примерно 20-18 тыс. лет назад, по другим данным 18-14. В это время Чёрное море было отделено от Средиземного. Вода в Новоэвксинском озере была пресная, и его уровень был примерно на 100 м ниже современного уровня Чёрного моря. Сравните, современный уровень Каспийского моря-озера, по данным 2000 г., он составлял примерно —27,2 м ниже уровня Мирового океана, а его уровень = 0.
В результате тектонических подвижек земной коры, в 5 (7) тысячелетии до н.э., произошло глобальное землетрясение и образовался пролив, соединивший Средиземное и Чёрное моря. После образования пролива солёная вода хлынула в Чёрное море. Лишь около 5 тыс. лет назад, устанавливается уровень Чёрного моря близкий к современному [3].
Пролив, соединяющий Средиземное и Чёрное моря состоит из следующих частей [4, 5]:
- пролива Босфор, соединяет Мраморное и Чёрное моря, имеет длину 30 км, ширину от 0,75 до 3,8 км, глубина фарватера составляет от 33 до 80 м;
- пролива Дарданеллы, соединяет Мраморное море с Эгейским (часть Средиземного моря), имеет длину 120 км, ширину от 1,3 до 27 км, глубину на фарватере 29-153 м;
- Мраморного моря, его протяжённость с востока на запад, составляет около 180 км, наибольшая глубина 1273 (1355) м.
В одном из предположений о месте нахождения легендарной Атлантиды, говорится, что когда-то Чёрное море не соединялось с Мировым океаном, и его уровень был на 100 м ниже современного. На теперешнем шельфе Чёрного моря была суша, где располагалась северная часть Атлантиды, а её южная часть сейчас называется полуостров Малая Азия. Западная и северо-западная часть этой суши, которая не была заполнена водами Чёрного моря, по площади была больше и теплее по климату, чем северо-восточная и восточная часть, поэтому на западе населения было больше. Западное население Атлантиды могло легко по долине реки Дунай, проникнуть в Центральную и Западную Европу, а восточное в горы Большого Кавказа. А строили дольмены, и там и там, легендарные атланты (?). Вероятно, это были на самом деле индоевропейцы, то есть арии, прародители многих этносов Евразийского материка.
18-20 тыс. лет назад уровень Чёрного моря был ниже современного на 80-90 м. В интервале 12-15 тыс. лет назад, идёт интенсивная трансгрессия (наступление моря на сушу). Уже 7-8 тыс. лет назад уровень моря достигал отметки — 30 м, то есть был ещё ниже уровня мирового океана [35].
В результате прорыва вод Средиземного моря в Чёрное, часть ариев-атлантов, по-видимому, погибла, а оставшаяся в живых стала осваивать территории на окраине «Атлантиды». «Атлантиды» в бассейне Чёрного моря могло и не быть, но люди здесь проживали, так как геологи доказали, что уровень современного моря на самом деле был ниже почти на 100 м. Об этом свидетельствуют, например, и сохранившиеся на дне Чёрного моря древние русла дельты реки Дунай. В затопленной части моря, 6-7 тыс. лет назад, на берегах пресного Новоэвксинского озера, вероятно, располагались поселения и обрабатываемые человеком угодья. В результате образования пролива они были затоплены. Некоторые историки связывают этот период геологической истории Чёрного моря с Библейским Потопом.
Выжившие люди, ушли в горную часть Кавказа, Крыма и на западное побережье Чёрного моря. Поэтому плотность населения, особенно в горах Западного Кавказа и Крыма, после Потопа, значительно увеличилась. В начальный период здесь могло зародится сообщество с единой культурой, которое явилось основой для образования древней цивилизации с развитой металлургией и как следствие своей идеологией и зачатками государственности. Быть может, оставшиеся в живых люди стали строить каменные сооружения — дольмены в память о погибших в Потопе соплеменников. Такой ход истории может объяснить образование дольменной культур на берегу Чёрного моря (западное побережье, Крым и Кавказ). А разделение этого сообщества людей морем, которое увеличило пути сообщения, предопределило разобщение его на различные культуры.
За последние 6 тыс. лет, наблюдались и неоднократные понижения уровня моря на несколько метров ниже современного, а затем поднятия. Т.е. история формирования береговой линии Чёрного моря не закончилась. Так в период активной античной (греческой) колонизации берегов Чёрного моря примерно с VIII по V вв. до н.э., его уровень был почти на 5-7 м ниже современного.
Об этом свидетельствуют остатки древних городов оказавшиеся под водой в Черноморском бассейне. На участке Чёрного моря омывающего Западный Кавказ под водой оказались античные города Диоскурия, юго-западнее современного устья реки Кодори в Абхазии и Топсида, юго-западнее устья реки Туапсе в Краснодарском крае. Существование города Топсида, в период греческой колонизации, остаётся мифическим. Их возраст по данным историков восходит к V началу IV вв. до н.э. Или ещё пример, небольшой древнегреческий портовый городок Акра, располагался в самой южной части Керченского пролива у мыса Такиль на Керченском полуострове, засвидетельствован был в 1982 г. Он предположительно занимал площадь ~3,5 гектар, глубины моря поглотившие его достигают 4 м. Возраст городка датируют периодом VI — IV вв. до н.э. Возможно, на месте этих городов были более древние туземные поселения, например, киммерийцев, которые захватили эллины, дав им свои имена (?).
Сейчас участок суши, затопленный водами Чёрного моря, ограниченный глубинами 100 м, называют шельфом. Наибольшая ширина его находится в северо-западной части Чёрного моря, где она составляет более 200 км. Восточная часть у берегов Западного Кавказа и южная часть шельфа узкая и составляет по ширине всего несколько километров.
Шельф (от английского слова shelf буквально означающего «выступ, отмель, уступ») выровненная часть подводной окраины материков, переходящая в материковый склон, другими словами шельф это материковая отмель.
Примерная ширина современного шельфа Чёрного моря на участке Анапа-Очамчира.
Номер по порядку | Название места | Расстояние от берега в км |
---|---|---|
1 | Мыс Анапский | 21 |
2 | Мыс Мысхако | 5 |
3 | Мыс Толстый (Геленджикская бухта) | 8 |
4 | Устье реки Туапсе | 10 |
5 | Устье реки Псезуапсе | 9 |
6 | Устье реки Сочи | 9 |
7 | Устье реки Мзымта | 1 |
8 | Мыс Пицунда | 1 |
9 | Бухта Сухумская | 1 |
10 | Мыс Искурия | 1 |
11 | Бухта Очамчира | 9 |
В ХIХ в. предлагалось называть дольмены пеласгическими сооружениями, термин заимствован от названия этноса пеласги. Пеласги — народ или общность народов, населявших юг Балканского полуострова, его прибрежные острова и западное побережье Малой Азии до колонизации этих мест эллинами (греками). Пеласги или вернее их часть в 3-2 тыс. до н.э. могли прибыть на Западный Кавказ, а возможно и несколько раньше, и стать строителями дольменов. Но скорее всего, они представляли часть населения «Атлантиды», расселившись на юго-западном берегу Чёрного моря.
А вот, что пишет о строителях дольменов Щербина Ф.А. «Сложилось даже определённое мнение, что строителями дольменов были киммерияне, одна из отраслей арийской расы. Самое сооружение киммерийцами дольменов надо, разумеется, отнести к раннему периоду пребывания их в горах. Памятники, наверное, ставились только при погребении выдающихся чем-либо лиц – правителей, вождей, родоначальников, старейшин и пр.» [36].
Щербина Фёдор Андреевич (1849-1936 гг.) известный кубанский казачий историк, политик, основоположник российской бюджетной статистики.
Территория, где локализуется дольменная культура Западного Кавказа, входила в ареал проживания киммерийцев-индоевропейцев. В свете последних данных исторические киммерийцы, как предполагают, обитатели на территории Восточного, Западного и Северного Причерноморья, Крыму, Северном Кавказе, в средней части Большого Кавказа и частично в Закавказье. Дольмены обнаружены на Западном Причерноморье, Западном Кавказе, Крыму и в Закавказье — Армения, Грузия. Возможно, именно киммерийцы и были строителями дольменов или непосредственными потомками их строителей. Упоминание о киммерийцах исчезает в первой половине 1 тыс. до н. э., т.к. их якобы уничтожили (?) скифы. Не все киммерийцы были уничтожены и вытеснены скифами, основная масса их продолжала обитать на Северном Кавказе (Кубань), низовьях Дона и в горах Крыма, их соответственно называли по другому синды и тавры [9]. Лавров Л.И. указывает на очевидную связь таврских каменных ящиков с кавказскими дольменами.
Многие исследователи полагают, что мегалитические сооружения Крымского полуострова — результат влияния Кавказа и связаны с оседанием здесь кавказских племён. Археологические исследования крымских учёных эту гипотезу не подтверждают. Никакого «заимствования» не было, и что во второй половине 3 — начале 2 тыс. до н.э. Крым, входил в единую мегалитическую Причерноморско-Кавказскую культурно-историческую область или провинцию. Во 2 и 1 тыс. до н.э. на Керченском полуострове и равнинной части Крыма, обитали киммерийцы древнейшие племена, о которых нам известно от античных авторов и из более ранних клинописных текстов. [6, 34]
Надо полагать, что синдо-меоты и тавры были одними из последних представителей культуры, в основной массе, строителей дольменов на Западном Кавказе и в Крыму. Племена синдов и тавров считаются остатками ариев – киммерийцев, известны в середине 1 тыс. до н.э. О киммерийцах, синдах и таврах, смотреть также в очерке «Реконструкция».
В северном Причерноморье и Крыму открыто много погребений, относящихся к предскифскому времени, где-то к XI-VII в.в. до н.э. Краткое описание одного из них, в кургане у села Целинное Джанкойского района Республики Крым, приводится по данным Храпунова И.Н. «В кургане у села Целинное изучено захоронение с погребённым в скорченном положении на левом боку. На поясе лежал железный кинжал. Левой рукой погребённый сжимал оселок. В насыпи кургана обнаружен фрагмент киммерийской стелы сделанной из известняка. На ней рельефом изображён пояс, заткнутые за него кинжал и горит с луком, а также подвешенные оселок и крестообразный предмет неопределённого назначения» [32]. Горит — футляр для лука и стрел. К культуре тавров относятся погребальные сооружения в виде каменных ящиков в горной части Крыма. Вещи найденные в них имеют большое сходство с инвентарём могильников того же времени на Северном Кавказе.
Сысоев В.М., высказал предположение, что дольмены Западного Кавказа были сооружены «кельтическим племенем, представители которого перебывали почти во всех местностях Старого света, прилегающих преимущественно к Средиземному морю» [26]. Кельтские племена также относятся к представителям арийского этноса.
Сысоев Василий Михайлович (1864-1933 гг.) известный кубанский археолог, краевед и общественный деятель.
Кельты известны в Европе с конца 2 тыс. до н.э. до начала 1 тыс. н.э. Большим влиянием среди кельтов пользовались друиды – каста жрецов. Предполагают, что название этноса кельт, означает «колдун». Ещё их называют древопоклонниками, а слово друид – означает «сын дерева». В ХIХ в. дольмены Западного Кавказа некоторые исследователи пытались называть друидическими постройками, этот термин не прижился. Существует ещё два названия кельтов, которое в основном использовали античные авторы, это galli и galatae, соответственно галлы и галаты. Как пишут сами античные авторы, что галлы именуют себя кельтами. Топонимические останцы галлов-кельтов остались на европейской части России, в связи, с чем о них говорится в этом очерке. Есть предположение, что киммерийский язык – один из кельтских. Быть может, киммерийцы, кельты, синды и тавры являлись «старшими сыновьями» ариев-индоевропейцев и, вероятно, были носителями дольменной культуры.
Индоевропейцы – общее название народов, говорящих на родственных языках, объединённых в одну из обширнейших языковых семей. Термин индоевропейцы служит для обозначения древнейшего этноса арийцев. Название арий (ариец) означает «благородный», «достойный», «дружелюбный» и др., происходит от санскритского арья, арус, аруа. К индоевропейцам относятся многие древние и современные народы: индийцы, иранцы, славяне, балты, германцы, армяне, албанцы, греки, кельты, италики, тохарцы и некоторые другие, к примеру, хетты, киммерийцы, фракийцы.
Есть мнение, что в 3 тыс. до н.э. по другим данным на рубеже 3-2 тыс. до н. э., из Малой Азии происходит вторжение хаттских племён кашков и абешла на Западный Кавказ. Где они слились с местным населением, образовав в результате ассимиляции или их консолидации (объединения) протоабхаза-адыгскую этническую общность, которая и была строителями мегалитов. Марковин В.И. отмечает, что теория кашков, т.е. их продвижение на Западный Кавказ пока ещё трудно разрешима, и не поддерживается большинством историков [11]. Это так же не подтверждается строительством этносом хаттов дольменов в Малой Азии. «Очень мало достоверного, в утверждении, что кашки-абешла ассирийских источников ХII-XI веков до н. э. являются предками кашаков и апсилов средних веков. Сопоставление историков и этнографов покоится на созвучии слов. Это сопоставление выглядит не более как народная этимология на научном поприще» [29].
Народная этимология – объяснение значения имён собственных по внешнему созвучию, по случайному фонетическому сходству, без учёта законов языкознания, географических и исторических условий и др., что приводит к их полному переосмыслению. Термин народная этимология синоним термину ложная этимология.
Некоторые исследователи также считают, что этнос хеттов — индоевропейцев также был на Кавказе и является древним прародителем адыгейцев, который оставил о себе след в виде дольменов (?). Как отмечают историки это очередная не аргументированная крайность.
По мнению ряда исследователей следует «что на Кавказе строители дольменов могли появиться только со стороны моря…». И строителями дольменов были «люди моря» или «народы моря», т.к. они проникали к местам, где строились дольмены, морским путём, в том числе и на Кавказ. Но кто они были и к какому этносу они относились? Эта версия возникла, после того когда ареалы распространения построек дольменов нанесли на карту Евразии, оказалось что мегалитические сооружения располагаются вдоль морских побережий или недалеко от них. Это предположение дало повод для выдвижения гипотезы, что дольменная культура зародилась в одном месте, а затем распространилась в другие места морским путём.
Европа со всех сторон окружена морями (внешними и средиземными) и имеет изрезанную береговую линию. Так расстояние между Балтийским (на севере) и Средиземным морями (на юге) в средней части, составляет всего около 900 км. Поэтому говорить о продвижении строителей дольменов вдоль берегов морей и строительстве вдоль них мегалитов, как основной версии возникновения этой культуры, будет не убедительно. Например, если сравнить расположение очагов дольменной культуры с древними государствами Ассирией, Древним Египтом, Финикией, Шумера и т.д., то они, как правило, образовывались на берегах морей и в долинах крупных рек. Поэтому ничего в этом странного нет, это даже является важной особенностью для зарождения и развития древних государств, цивилизаций или культур. Известны также мегалитические сооружения значительно удалённые от морских бассейнов, например, на Урале или Армении.
Почему строители дольменов, в основном, селились у берега моря? За, что их назвали «народы моря». Причин этому было несколько:
- берег моря относительно защищённая сторона, особенно если берега скальные и обрывистые;
- вдоль берега можно далеко уходить от своего жилища не опасаясь, что заблудишься, это хороший ориентир;
- море место рыбалки, одно из древнейших занятий человека;
- моря, как и реки, были важными природными транспортными путями;
- берег моря в сочетании с горами, являлся стратегически удобным местом размещения и владение им было очень выгодно.
Не следует забывать, что строители дольменов хорошо перемещались и по суши, т.к. строили они мегалиты, там, где находились подходящие строительные материалы, т.е. горные породы и удобные места. Западный Кавказ и Чёрное море идеальное место для зарождения здесь автохтонной дольменной культуры. Почему культура строителей дольменов Западного Кавказа локализовалась или возникла именно там, где сейчас расположены дольмены? Ряд причин этому указаны выше, кроме того ещё и по ниже следующему:
- прежде всего, мягкий благоприятный климат;
- берег незамерзающего моря со скалистыми берегами;
- выгодный сухопутный проход между Азией и Европой;
- развитая речная сеть, богатая рыбой. Бассейн реки Кубань изобиловал рыбой, самые ценные среди них осетровые. Черноморские реки также были богаты рыбой, здесь среди её многообразия выделялся черноморский лосось, проходная рыба Чёрного моря, на нерест поднималась в реки, достигала веса до 24 кг;
- богатейший лес, изобилующий съедобными растениями, ценной древесиной и многообразием животных. Те животные, что сейчас ещё сохранились на территории Кавказского государственного заповедника, водились по всей горной части Кубани;
- горы, где образовалось много осадочных горных пород легко поддающихся обработке при строительстве дольменов;
- замкнутые горные котловины удобные для автономного проживания, соединяющиеся с «миром» непроходимыми ущельями;
- наличие минералов удобных для добычи и получения из них металла;
- в целом местность, где локализуется культура строителей дольменов на Западном Кавказе — труднопроходимая.
Народы моря — группа средиземноморских народов, которые примерно в конце 3-го и начале 2-го тыс. до н.э., населяли северные и восточные берега Средиземного моря. Термин имеет египетское происхождение, так они называли в ХV-ХII вв. до н.э. неизвестные им народы, живущие за Средиземным морем. Этническая принадлежность «народов моря» имеет предположительный характер, в их состав египетские надписи включают: ахейцев, данайцев, дарданцев, фригийцев, филистимлян, пеласгов, ликийцев, этрусков и др.
С «народами моря» связано и государство Финикия, располагавшееся на восточном берегу Средиземного моря, в конце 3-го начале 2-го тыс. до н.э. на её территории стало складываться классовое рабовладельческое общество. В этногенезе финикийцев принимали участие «народы моря», обучившие их искусству мореходства. Финикию называли «страна мореплавателей», а её жителей «народ моря», т.к. финикийцы имели колонии практически по всему побережью Средиземного моря до Гибралтара. Финикийцы плавали и в Чёрное море. Но кто из «народов моря» был строителем дольменов Западного Кавказа, остаётся не решённым. Есть мнение, что «народы моря» были в основном выходцами с Балканского полуострова, родственные протофракийским племенам. Фракийцы древние индоевропейские племена 2-го тыс. до н.э., проживали в основном на востоке Балканского полуострова и на берегу Чёрного моря, есть мнение, что именно они там строили дольмены.
Приведём, следующее замечание Трифонова В.А., что «В условиях, когда современная археология пока не может ответить на вопрос о местном или пришлом происхождении дольменов Западного Кавказа, особый интерес приобретают знания о народах, населявших эту географическую страну в древности» [28].
Турчанинов Г.Ф., произвёл дешифровку текстов письменных артефактов и пришёл к выводу, что автохтонные жители Западного Кавказа, в далёком прошлом, именовали себя ашуйцами, а своё царство (союз) Ашуя. Ашуйские тексты он назвал древнейшим абхазо-абазино-убыхским письмом. Указанные этносы относились к одной из ашуйских (по-абхазски ашвуа) народностей, в которой различались племена. Многое из ашуйского языка сохранилось в современном абазинском языке [29]. Его гипотезы о протокавказской или ашуйской письменности признана не всеми лингвистами.
Местом возникновения текстов и дольменов, была Ашуя – древнее рабовладельческое государство, просуществовало с середины 3 тыс. до н. э. до начала нашей эры. Название страны Ашуя Турчанинов Г.Ф. переводит как «Помория», а жители ашуйцы – «поморяне», т.е. «живущие у моря» [29]. Эта страна занимала пространство у Чёрного моря приблизительно от реки Риони до устья реки Кубань, на севере и востоке её граница примерно совпадали с руслом реки Кубань. После распада царства (союза) на его месте остались абазины (абаза), абхазцы (апсилы), адыги (зихи) и убыхи (пёх).
«Погребённые в адамре (дольмене) ашуйцы были духовными наследниками майкопско-новосвободненской культуры, т.е. по мировосприятию были солнцепоклонниками. Их останки при погребении посыпались (освящались) красным суриком, реже жёлтой охрой, символизирующей свет и цвет солнца» [29]. Абхазцы до сих пор называют абазин — ашуйцы (ашуи) и воспроизводят, учитывая специфику абхазского языка, как – ашеуаа, аш уаа, ашвуа, что буквально означает «люди ашу», т.е. «люди, живущие у моря».
До ХIV в. предки современных абазин проживали на Черноморском побережье Кавказа (ЧПК), примерно от реки Бзыбь, устье которой расположено у мыса Пицунда (Абхазия) до реки Туапсе и даже северо-западнее вплоть до Геленджикской бухты, об этом свидетельствуют многочисленные топонимы абазинского происхождения. Есть сведения, что лингвистическая граница абазин в первой половине ХVI в. доходила до устья реки Кубань, т.е. до территории современного городского округа Анапа. Получается, что территория проживания абазин на участке от мыса Пицунды до мыса Анапского вдоль ЧПК составляла примерно 335 км и совпадала с юго-западной частью ареала распространения дольменов.
Абазина и абхазы имеют общих предков — племена абазгов, апсилов и др. В VII-VIII вв. на территории современной Абхазии и примыкающем к ней с севера побережью Чёрного моря вплоть до Туапсинского района включая, сложилась абхазо-абазинская общность. Не позднее Х в. выделилась древне-абазинская народность, формирующаяся на территории под названием Абазгия. По данным Лаврова В.И. абазины в течении ХIV-XVI вв. совершили переселение на северный склон Большого Кавказа с берега Чёрного моря. При этом часть абазинских племён, продолжала оставаться на побережье до 1864 г. На карте Кавказской области и земель горских народов (1825 г.) от Анапы вдоль Чёрного моря до реки Псоу, значится Большая Абхазия (Абазгия), это фактическое место проживания абазин.
На территории низкогорной и среднегорной части Западного Кавказа на берегу Чёрного моря, размещались также натухайцы и шапсуги, а за водоразделом Большого Кавказа от долины реки Адагум на восток шапсуги и далее абадзехи, бжедуги др. Давно отмечено, что этнонимы шапсуги и натухайцы в источниках ранее середины ХIX в. не упоминаются. Так «причислять шапсугов к адыгам начали с конца ХVIII начала ХIX вв.» [25]. В частности Лавров Л.И. придерживался мнения об абазинском происхождении шапсугов. До первой половины ХIX в. они обозначались абаза, самоназвание абазин. По его данным «значительная часть черкесских (адыгских) племён являются очеркешенными абазинами» [9].
Абадзехский этнос, по данным Хан-Гирея, образовался из пришельцев, отделившихся от абхазских (абазинских) и черкесских колен [31]. Название абадзехов означает буквально «нижние абазины». Люлье Л.Я. писал, что «кабардинцы называли абадзехов, натухайцев, шапсугов общим именем абазе-чиль, что значит абазинские народы». Абадзехи, бжедуги и др. этносы среди самих же черкесов не признавались черкесами, а именовались абазинами [10].
На Западном Кавказе в раннем средневековье, начиная с VIII в., засвидетельствованы также племенные союзы зихов и касогов, которые принято считать предками современных адыгов. Зихи проживали в Восточном Причерноморье от Таманского полуострова до мыса Пицунда. Касоги расселялись восточнее зихов в горной части Западного Кавказа. Некоторые исследователи считают только зихов предками адыгов, а народ касоги имеет тюркское происхождение. [22, 23]
Следует сделать добавление и о том, что на участке ЧПК от долины реки Шахе до реки Хоста, проживал до 1864 г. ещё один этнос убыхи – адыгейское название этнической общности. Самоназвание этого народа апех или пех. «Из абхазо-адыгских языков более архаическую фонетическую систему сохранили абазинский, абхазский и убыхский языки» [29]. Некоторые исследователи считают убыхов частью абазин и шапсугов.
Фелицын Е.Д. приводит много интересного фактического материала по рассматриваемой тематике. Вот один из них «профессор Богданов А.П. произвёл в 1879 г. краниологические измерения Кавказских черепов человека и в том числе одного черепа, взятого из дольмена расположенного у станица Баговской (сейчас это Мостовской район Краснодарского края). По его заключению следует, что череп, взятый в Баговском дольмене по своему строению стоит ближе к абхазскому племени, чем к черкесскому» [30]. Термин краниология, происходит от греческих слов kranion – «череп» и loqos – «учение», раздел анатомии изучающий строение черепа человека и животных.
Абазины – самоназвание абаза, коренные жители Кавказа, сейчас проживают в основном в Карачаево-Черкесской Республике, а также в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике. Абхазы – самоназвание апсуа, проживают в Абхазии, автохтонное население Кавказа. Адыге — коренные жители Кавказа, самоназвание родственных по происхождению этносов Северного Кавказа адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Убыхи – этническая общность, самоназвание пёх, проживали в бассейнах рек Шахе, Сочи и Хоста. В 1864 г. практически все убыхи переселились в Турцию. [13]
Античные авторы на Черноморском побережье, где локализованы ашуи, указывают на проживание сильного племени (этноса) ахайи, ахеи или ахеяне, а местность (страну) называют Ахея а не Ашуя. У античных авторов встречаются довольно часто ошибки и путаница в написании названий разноязычных этносов Кавказа. По всей видимости, происходило это из-за языковых особенностей восприятия ими этих названий. И вероятнее всего, название этноса ахеи ими искажено и воспроизводится как ашуи, т.е. это одно и то же название. Этноним ахеяне Гадагатль А.М. переводить с адыгского как «приморяне» [1].
Ахеи (ахайи) этнос, по свидетельству историков, относился к меотским племенам. Локализуют этнос ахеи на берегу Чёрного моря, примерно на участке от Геледжикской бухты Краснодарский край до абхазского города Ачамчира расположенного в устье реки Галидзга. Примерно там же, где проживали в средние века абазины. Первые упоминания о племени ахайи относятся к началу 1 тыс. до н.э. и даже к концу 2 тыс. до н.э. По версии историков около V в. н.э. они слились с зихами.
Ахейцы (ахэи, ахэос) так называлось одно из эллинских племён, которое относится к «народам моря». Ахеи (ахайи) и ахейцы (ахэи) очень схожие названия разных этносов. Возможно, поэтому было искажено название этноса ашуйцы. Эллины самоназвание греков.
По мнению Трифонова В.А. «в вопросе об этнической принадлежности западно-кавказских строителей дольменов среди учёных уже долгое время существует почти полное согласие. Вероятнее всего, считает большинство исследователей, это были местные (автохтонные) народы, говорящие на абхаза-адыгских языках кавказской группы, т.е. предки современных абхазов, адыгейцев, кабардинцев и черкесов» [28].
Этой же версии придерживался и Лавров Л.И. «Если брать только кавказскую часть территории, на которой существуют дольмены, то она совпадает с исторической территорией абхазо-адыгской лингвистической группы и это является одним из важных аргументов в пользу предположения, что в эпоху бронзы народы этой группы жили общей культурной жизнью» [8]. А кто строил мегалиты Армении, Грузии, которые также расположены на Кавказе, или Крыма? Однозначно, что не представители указанной лингвистической группы.
Лавров Л.И. отмечал, что «Дольмены северо-западного Кавказа составляют одно целое с дольменами Крыма … На всей этой территории в эпоху бронзы существовало известное единство погребального обряда, а, может быть, и этническое родство» [8]. В ареале распространения западно-кавказских дольменов, скорее всего, проживали в прошлом различные племена, базирующиеся на единых верованиях. Эти верования были закреплены и древней этнической связью строителей крымских и кавказских дольменов, вероятнее всего, ариев-индоевропейцев (киммерийцев, меотов, синдов, тавров), а не других этносов.
При этом Лавров Л.И., приводит следующее «Употребляя термин «племена» применительно к адыгейцам последних веков, мы должны сделать оговорку. Не может быть и речи о сохранении адыгейцами первобытно племенного деления. В течение исторического развития адыгейцев состав племён и их названия неоднократно менялись. Одни племена исчезали, растворялись среди соседей, а другие возникали в результате обособления или смешения. … То, что в литературе принято называть адыгейскими племенами, на самом деле является территориально-политическим подразделением этого народа. … Так как политическая обстановка, вызвавшая к жизни группировку адыгского населения по «племенам», менялась, то менялись и сами «племена», которые то распадались, то объединялись. Поэтому, пользуясь по традиции старым названием «адыгейские племена», мы далеки от желания вкладывать в него понятие о естественном (генетическом) объединении родственных родов первобытного общества» [9].
В 1954 г. Лавров Л.И. отмечал, что абазины, абхазы и адыги имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён. «Кстати, имя киммерийцев до сих пор, возможно, слышится в названии одного из адыгских этносов кIемгуй (кI читается как ч, прим. автора), в старое время произносившемся кIемыргуй (темиргоевцы)» [9]. Это версия ничем не поддерживается и наукой не признана, видимо, в то время (1945 г.), ещё не было известно, что киммерийцы, относятся к индо-европейцам.
По мнению Марковина В.И. «…представляется наиболее верным относить их постройку (дольменов, прим. автора) к древнему абхазо-адыгскому населению…» [12]. По его версии, строители дольменов — древние баски, случайно высадились на берегах Кавказа, с повторными заездами. Прабаски на Кавказ попали используя попутные морские течения с Пиренейского полуострова. Это привело их здесь к взаимным связям с племенами майкопской культуры. «Таким образом, прабаски и праадыги, вполне могли иметь контакты» [12], т.е., строители дольменов с Пиренейского полуострова стали строить мегалиты вдали от своей родины, привлекая к этому туземное население Западного Кавказа. Баски генетически близки народам Западной Европы — индо-европейцам. Кроме того, 5-7 тыс. лет назад в морях Средиземноморья (понимается бассейн Средиземного, Чёрного и Азовского морей) могла быть другая система морских течений отличная от современной. Смотреть также очерк «Происхождение мегалитических технологий».
Сторонники версии, что строителями дольменов были представители северо-западной кавказской языковой семьи, основываются, в основном, только на том, что эта языковая семья сейчас живёт в ареале расположения мегалитов. Этот довод имеет слабую аргументацию и отражает неточное представление об этническом происхождении строителей западно-кавказских дольменов. «Пребывание различных народов, в одной и той же местности, но в различные исторические эпохи, нельзя считать доказательством в пользу одноплемённости этих народов».
Установлено, что киммерийцы относились к индо-европейцам. Это также, сочетается с мнением Николаевой Н.А. [15-21] и многих других исследователей, что «правомерно считать индоевропейцев коренным населением Северного Кавказа, проживающими непрерывно в регионе, начиная с 3 тыс. до н. э. вплоть до современности», а значит и строителями дольменов. Тернавский Н.А. подчёркивает, что «памятники археологии, данные этнографии, топонимы, включённые в кавказские, тюркские и другие иноэтничные названия, свидетельствуют как о длительном проживании в древности индоевропейских народов, так и о путях миграции древних индоевропейцев в этом регионе» [27].
Наиболее вероятным, именем этноса строившего дольмены на Западном Кавказе, можно назвать племена ариев-индоевропейцев и их ближайших потомков киммерийцев, синдо-меотов и, видимо, алан. В Закавказье на территории Армении и Грузии строителями мегалитов были киммерийцы, в Крыму — киммерийцы и тавры, на западном берегу Чёрного моря – киммерийцы и фракийцы. Так как обоснованным, является мнение Николаевой Н.А. и других исследователей в том, что строителями дольменов были индоевропейские племена. «Археологические памятники 3-2 тыс. до н.э. на Северном Кавказе, имеющие индоевропейскую атрибуцию, достоверно известны». «А время появления северо-кавказцев на Северном Кавказе пока точно не определено, как неизвестны и археологические памятники, имеющие несомненную северо-кавказскую атрибуцию». Николаева Н.А. делает вывод, как она отмечает «единственно возможный», «… что следует говорить не о миграции отдельных племён-носителей диалектов древне-европейских языков — германцев, балтов, славян, кельтов, а о сдвиге … на Северный Кавказ части слабо дифференцированных «древне-европейцев» как ещё некоего целого» [15, 17]. Смотреть также очерк «О письменности в период строительства дольменов на Западном Кавказе».
Исследования археолога Резепкина А.Д., в урочище Клады (1979-1991 гг.), расположенном севернее станицы Новосвободной Майкопского района, выявили ряд археологических артефактов, послуживших основой для выделения новосвободненской археологической культуры. Происхождение этой культуры он связывал с культурой воронковидных кубков — мегалитическая культура датируемая 4-2,7 тыс. до н.э., она локализуется в основном в Северной и Средней Европе. В 2013 г. с помощью методов геномного анализа были изучены костные останки (челюсть с зубами) древнего человека, жившего более 5,5 тыс. лет назад, найденного в курганном могильнике урочища Клады. Данные анализа, указывают что он был индоевропейцем и, возможно, связан с культурой воронковидных кубков. Из этого, может, следовать, что строителями новосвободненских гробниц были индоевропейцы [14].
Можно сделать и следующее предположительное заключение, что строителями дольменов Западного Кавказа, т.е. инициаторами зарождения мегалитической культуры было автохтонное население, относящееся к протокиммерийцам. Сейчас, по прошествии 5 тысяч лет, говорить, что дольмены начали строить абазины, абхазы, адыге, убыхи и даже обобщённо, не разделившиеся, представители северо-западной языковой семьи Кавказа, нет никаких оснований. Но есть сведения, что наиболее поздними среди строителей дольменов Западного Кавказа были аланы, которые построили составные дольменовидные гробницы в верховьях реки Кубань. Аланы относятся к индоевропейской языковой семье.
На территории Западного Кавказа в эпоху бронзы, можно выделить 4 обособленных района концентрации дольменов, пояснения смотреть в очерке «Реконструкция», где приведена «Картосхема районов локализации дольменов Западного Кавказа». Вот эти районы: 1. Северо-Западный; 2. Восточный; 3. Центральный; 4. Юго-Восточный [7]. К выделенным районам сосредоточения западно-кавказских дольменов, можно также добавить ещё три, расположенные за пределами Кубани (Западного Кавказа): 5. Закавказье, Армения и Грузия; 6. Крым; 7. Северо-восточная часть Балканского полуострова (Болгария и Турция). Это образование можно назвать Кавказа-Черноморская историческая область. Ареал проживания киммерийцев, в целом, совпадает с выделенной областью сосредоточения дольменов.
Скорее всего, что образовалась и развивалась культурно-историческая общность строителей Кавказа-Черноморских дольменов в обширной местности. Эта общность, видимо, из-за удалённости занимаемых территорий, разделилась на несколько обособленных культурных очагов, базирующихся на основе единства верований и традиций. Поскольку есть материальные свидетельства, что дольмены начали строить и строили индо-европейцы (арии или прокиммерийцы), то логично их будет считать родоначальниками культуры строителей Кавказа-Черноморских дольменов. К которым, видимо, в заключительном этапе, присоединились и другие этносы, пришедшие в эту местности. Как конкретно называли себя строители дольменов, скорее всего, останется неизвестным.
Постскриптум. Кто же строил дольмены? В 2014 г. публикуется статья «Секвенирование полного митохондриального генома древнего человека, представителя Новосвободненской культуры, …» [14]. В ней описан результат геномного анализа, который, позволил отнести изученный образец к митохондриальной гаплогруппе V7, широко распространённой у современных жителей Европы.
Секвенирование — общее название методов, которые позволяют установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК. Митохондриальная ДНК (мтДНК), как правило, наследуется по материнской линии. Геном — совокупность наследственного материала, заключённого в клетке организма. Гаплогруппа — группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками. Гаплотип — совокупность различных форм одного и того же гена.
В последнее время опубликовано ещё ряд данных связанных с расшифровкой ДНК (Дезоксирибонуклеи́новая кислота́, её молекула хранит биологическую информацию в виде генетического кода) останков древнего человека. Но археологи не спешат делать выводы. И они правы, так как поспешность может привести к неверным выводам. В 2017 г. публикуется статья «Анализ митохондриальной ДНК, выделенной из человеческих останков дольменного памятника Шушук» [33]. В статье представлены результаты анализа мтДНК 10 образцов (человеческие зубы), обнаруженные в 4-х дольменах могильного комплекса Шушук (Тумасово), расположенного примерно в 8 км восточнее посёлка Каменномостского (Майкопский район Республики Адыгея). Смотреть таблицу [33]:
Антропологический материал из могильника Шушук:
митохондриальные (по материнскому типу) гаплотипы (группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка) древних людей.
Номер образца | Источник | Митохондриальный гаплотип |
---|---|---|
1 | Дольмен №5 | U5a1b1 |
2 | Дольмен №5, скелет №2 | J1b1a1 |
3 | Дольмен №5, скелет №5 | R7a’b |
4 | Дольмен №6 | R7a’b |
5 | Дольмен №6 | R7a’b |
6 | Дольмен №6, скелет №2 | R7a’b |
7 | Дольмен №9 | M8/N |
8 | Дольмен №9, скелет №2 | G1b |
9 | Дольмен №10 | R7a’b |
10 | Дольмен №10 | R7a’b |
Митохондриальные группы характерные для образцов, обнаруженных в дольменах могильника Шушук (название получил от имени реки Шушук, правого притока реки Дах, бассейн реки Белая), относятся к позднебронзовому периоду (1-я половина II тыс. до н.э.), «отличаются от описанных ранее для представителей майкопской и новосвободненской культур (2014, 2016 гг.)» [14, 33]. В изученных образцах преобладает гаплотип R7a’b, что предполагает родство (по материнской линии) между людьми, проживающими в позднебронзовое время и захороненные в дольменах могильника Шушук. Гаплогруппа R7 чаще всего встречается у жителей полуострова Индостан и родственна гаплогруппе R1 наиболее распространённой во всей Европе (например, у русских 52%) и центральной Азии (например, в Пакистане 60,1%). Переднеазиатская «Гаплогруппа J1 встречается у коренного населения Республики Адыгея (0-5%)», наиболее распространена на Аравийском полуострове. Гаплогруппа U5 старейшая гаплогруппа чаще всего встречается на севере Европы, с низкой частотой встречается в остальных частях Европы, на Ближнем Востоке и Африки, а также у представителей катакомбной и ямной археологических культур. Гаплогруппа G1 распространена на севере Среднего Востока особенно в Иране и Казахстане, встречается незначительно в Турции, ОАЭ, Пакистане и Саудовской Аравии. Небольшая гаплогруппа M8, распространена в восточной Азии. «Окончательный ответ о генетическом наследии Адыгеи может предоставить полногеномный анализ древних людей, захороненных в могильнике Шушук, и сравнение этих генетических данных с этногенетическими картами, построенными для современного населения Евразии» [24].
В 2019 г. международный авторский коллектив публикует статью «Данные древнего человеческого генома за 3000-летний интервал на Кавказе, соответствуют экогеографическим регионам» [2]. Публикация посвящена результатам полученным от изучения 45 геномов человека Северного Кавказа, живших в период 6500-3500 лет назад (4,5-1,5 тыс. лет до н.э.) в степной и горно-лесной зонах. Костные останки, показали, что различные группы населения Кавказа, несмотря на труднопроходимый горный рельеф, имеют в общем генетическое сходство, а резкая генетическая граница, проходит в степной зоне севернее Кавказа. Результаты анализа, приведены на ниже следующих диаграммах [2]:
Пресс-служба Института истории материальной культуры Российской Академии Наук (ИИМК РАН), приводит мнение археолога Виктора Трифонова, сотрудника отдела Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН, одного из российских участников указанного международного проекта: «По мнению генетиков, около 7000 лет назад (конец VI тыс. до н.э) северные склоны Кавказского хребта были заселены выходцами с юга, и с той поры, судя по результатам анализов, население здесь оставалось генетически однородным, как минимум, до второй половины II тыс. до н.э. Оказалось, что население, представляющее на Северном Кавказе различные археологические культуры и эпохи, в том числе, и самые яркие из них — майкопскую и дольменную, разделяет общие генетические признаки. Археологи и генетики установили, что на Кавказе в эпоху бронзы культурное разнообразие превосходило генетическое. Результаты генетических анализов не поддерживают ни одну из археологических гипотез, постулирующих сверхдальние миграции населения из Западной Европы на Кавказ и связанное с ними появление мегалитических гробниц или дольменов. Нам ещё предстоит понять, как в пределах генетически однородного региона формировались различные культурные области».
Виктор Анатольевич Трифонов об этом, рассказал и порталу Юга.ру. Он отметил, что учёные нашли общие генетические признаки у представителей майкопской и дольменной культуры. Однако необходимо продолжать исследования, чтобы получить более полную картину формирования этих культур. «Во-первых, люди с этими генетическими признаками, вероятно, появились на Северо-Западном Кавказе ещё до возникновения майкопской и дольменной культур — как минимум примерно за 500 лет до этих событий. Во-вторых, при относительно однородном генетическом составе древнего населения эпохи бронзы пока невозможно однозначно ответить на вопрос о количестве волн возможных переселений из Западной Азии на Кавказ. В-третьих, до сих пор остаются неизвестными генетические характеристики населения Западного Кавказа на протяжении значительного хронологического периода между эпохой бронзы и ранним средневековьем» — рассказал археолог Трифонов В.А. (Сайт: Юга.ру 18.03.19 г.).
Использованная литература и источники
- Гадагатль А.М. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп, 1997.
- «Данные древнего человеческого генома за 3000-летний интервал на Кавказе соответствуют экогеографическим регионам». Большая группа авторов. Журнал Nature Commnications от 4 февраля 2019 г., номер статьи 590 (2019).
- Зенкович В.П. Берега Чёрного и Азовского морей. М., 1958.
- КГЭ. Т. 1, М., 1960.
- КГЭ. Т. 3, М., 1962.
- Клюкин А.А., Корженевский В.В., Щепинский А.А. Казантип: Путеводитель. Симферополь, 1987.
- Ковешников В.Н. О районах концентрации Кубанских дольменов:
- IХ Твердовские чтения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (туризм, краеведение, рекреация, экология, образование). Краснодар, 2017;
- Краеведение на Кубани: проблемы, поиски, решения. Коллективная монография. Выпуск 1. Краснодар, 2017.
- Лавров Л.И. Дольмены северо-западного Кавказа. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Лавров Л.И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009.
- Люлье Л.Я. Черкесия (историко-этнографические статьи). 1857. Репринтное издание, 1990.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Марковин В.И. Испун – дом карлика. Краснодар, 1985.
- Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
- Недолужко А.В., Булыгина Е.С., Соколов А.С., Цыганкова С.В., Груздева Н.М., Резепкин А.Д., Прохорчук Е.Б. Секвенирование полного митохондриального генома древнего человека, представителя новосвободненской культуры, указывает на её возможную связь с культурой воронковидных кубков. Журнал Acta Natyrae. М., 2014.
- Николаева Н.А. Европа и Кавказ: культурно-исторические параллели. Вестник Томского государственного педагогического университета № 11. Томск, 2011.
- Николаева Н.А. Индоарии на Северном Кавказе (III тыс.). Вестник № 1 МГОУ серия «История и политические науки». М., 2007.
- Николаева Н.А. Индоевропеизация Кавказа (по данным лингвистики, археологии). Вестник Томского государственного университета № 4 (16). Томск, 2011.
- Николаева Н.А. Индоевропейцы на Северном Кавказе в III-II тыс. до н.э. по данным лингвистики и археологии. Индоевропейское языкознание и классическая филология — ХVI. Материалы международной конференции (памяти И.М. Тронского). СПб, 2012.
- Николаева Н.А. Проблемы исторической реконструкции в археологии, калиброванные даты и новые решения майкопской проблемы. Вестник № 1 МГОУ серия «История и политические науки». М., 2009.
- Николаева Н.А., Сафронов В.А. Происхождение дольменной культуры Северо-Западного Кавказа. Сообщения, выпуск 7. Научно-методического совета по охране памятников культуры. М., 1974.
- Николаева Н.А. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в III-II тыс. до н.э. по данным археологии, лингвистики и мифологии. КСИА, вып. № 223. М., 2009.
- Пьянков А.В. Князь Инал и предки адыгов. VIII Твердовские чтения. Краснодар, 2016.
- Пьянков А.В. Народ касоги и страна Каса. ХХIII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. М., 2004.
- Резепкин А.Д. Дольмены могильника Шушук. Спектральный анализ металла, хронология. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 5., 2019.
- Сивер А.В. Шапсуги. Этническая история и идентификация. Нальчик, 2002.
- Сысоев В.М. Археологические экскурсии по Закубанью в 1892 году. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
- Тернавский Н.А. Индоевропейские изоглоссы в топонимике Кавказа. Лавровский сборник: материалы 24 и 25 Среднеазиатско-Кавказских чтений 2010-2011 гг. СПб, 2011.
- Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения? Дольмены современники (свидетели) древних цивилизаций. Сборник. Краснодар, 2001.
- Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М. 1999.
- Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
- Хан-Гирей. Записки о Черкесии. С. Петербург, 1836 (Нальчик, 1992).
- Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь, 2005.
- Шарко Ф.С., Булыгина Е.С., Цыганкова С.В., Резепкин А.Д., Недолужко А.В. «Анализ митохондриальной ДНК, выделенной из человеческих останков дольменного памятника Шушук». V (ХХI) Всероссийский археологический съезд. Сборник научных трудов. Барнаул, 2017 г.
- Щепинский А.А. Красные пещеры: Долгоруковская яйла. Симферополь, 1987.
- Щербаков Ф.А., Куприн П.Н., Моргунов Ю.Г. Позднечетвертичный этап развития Чёрного моря. АН СССР Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. № 49. М., 1979.
- Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. Т. 1. Екатеринодар, 1910.