1.11. Почему прекратилось строительство дольменов?

«У всякой эпохи свои задачи…»

Традиция строить дольмены на Западном Кавказе из больших обработанных камней, возникла примерно 5 тыс. лет назад. «К концу 2 тыс. до н.э. строители дольменов полностью растворились среди окружающих племён» и прекращается строительство мегалитических сооружений. «К сожалению, точно определить время заката дольменной культуры пока не представляется возможным. Можно только предполагать, что примерно в 1400-1300 гг. до н.э. их перестали строить, причём строительство дольменов раньше прекращается на территории современной Абхазии, а затем в Прикубанье». [8] «Однако в одном месте Северного Кавказа, в верхней части долины реки Большой Зеленчук, левый приток реки Кубань, дольмены строились и в самом конце 2 тыс. до н.э.». Здесь они были обнаружены в долине реки Кяфар. В пределах Краснодарского края дольмены позже середины 2 тыс. до н.э. уже не строились. [8]

Дольмен у Сухумского музея, Республика Абхазия, привезён из села Верхняя Эшена в 1960 г.
Дольмен у Сухумского музея, Республика Абхазия, привезён из села Верхняя Эшена в 1960 г. (фото М.А. Кирокосьян, август 2015 г.)

В долине реки Кяфар расположены аланские каменные гробницы или склепы их ещё называют средневековые дольмены, кяфарские дольмены, дольменовидные склепы. Они имеют скромные размеры, но технологически обработаны лучше и как многие дольмены сделанные из плит, стоят на фундаменте. В аланское время эти гробницы были очищены и использованы для впускных захоронений. К впускным захоронениям относятся погребения совершённые в уже существующих дольменах. Тогда же их несколько реконструировали и стены украсили рельефными знаками, то есть обточили. Это произошло в VIII-XII вв., что дало повод, и сами дольмены относить к этому же времени. [9, 10, 12]

Бассейн реки Кяфар, рисунки ступенчатых фасадных плит дольменов
Бассейн реки Кяфар, рисунки ступенчатых фасадных плит дольменов, на одной из них рисунками (петроглифы)
Зарисовка Марковина В.И.
Зарисовка Марковина В.И. [8]

Как отмечал Марковин В.И., несомненно, что «дольменовидные гробницы» Кяфара это настоящие дольмены, сделанные из плит и используемые в более позднее время. По всей видимости, что дольмены долины реки Кяфар и других могильников Верхнего Прикубанья использовались для захоронения знатных лиц аланского времени. Настоящие же дольмены, из которых сделаны аланские каменные гробницы, можно отнести по возрасту к концу 2 тыс. до н.э., возможно, началу 1 тыс. до н.э. [10]

Марковин В.И. кяфарские дольмены, сравнил с дольменом № 2, расположенном у юго-восточного подножья горы Нексис (398 м) на гребне седловины с горой Дольмен (386,2 м) на территории городского округа Геленджик. Так как этот мегалит, как и кяфарские, имеет своеобразную ступенчатую с обеих сторон торцов фасадную плиту. [10] У горы Дольмен, напротив дольмена № 2, сооружён ещё один мегалит, сделанный из плит. По возрасту геленджикские несколько старше настоящих кяфарских дольменов, из которых были сделаны аланские гробницы. Дольмен № 2 знаменит тем, что на его внутренних стенках, двух боковых и задней, имеются зигзагообразные петроглифы. По конструктивным особенностям он относится к редким составным дольменам, сделанным из блоков и плит.

Фасад составного дольмена № 2, имеющий ступенчатую конструкцию.
Фасад составного дольмена № 2, имеющий ступенчатую конструкцию, расположен у горы Нексис на территории городского округа Геленджик. Зарисовка Марковина В.И. [8]

На Западном Кавказе дольменов со ступенчатыми фасадными плитами больше не зафиксировано. Возможно, что дольмен № 2, имеющий своеобразную фасадную плиту, случайно похож на кяфарские дольмены. Так как расположены мегалиты примерно на расстоянии 273 км друг от друга. Можно предположить, что строители дольмена № 2 место для его сооружения и конструкцию, выбрали у горы Нексис не случайно. Так как с седловины, где он сооружён на запад и юго-запад, открывается панорамный вид на Геленджикскую бухту, Чёрное море и долину реки Мезыб с притоком Адерба, а на север на горные вершины хребта Коцехур. Дольмен этот, вероятно, построили люди бронзового века в память о своём проживании в этих местах, на закате дольменной культуры. По неведомым нам причинам строители, за традицию сооружать дольмены, были изгнаны с этих мест. Они ушли отсюда в верховья реки Кубань к истокам реки Большой Зеленчук в долину Кяфар, где нашли своё последнее убежище, где угасла (?) культура строителей дольменов. А форма ступенчатых фасадных плит кяфарских дольменов, которые они на новом месте продолжали строить, стала памятью об их родине, на берегу Чёрного моря. Быть может, это так и было.

Трагедии из-за веры происходили и происходят. Возможно, в этом кроется одна из причин прекращения строительства дольменов. Угасание дольменной культуры было процессом длительным и, видимо, не бескровным. Люди покидали обжитые пространства, как, к примеру, русские староверы, скрывались в чащобных местах или других странах, но сохраняли свою веру. Археологи, которые занимались изучением мегалитической культуры Западного Кавказа, почти не приводят сведений о причинах прекращения строить дольмены или упоминается об этом очень кратко. Надо полагать, что вопрос об этом не до конца понятен, как и многое другие в этой культуре.

Археолог Дмитриев А.В., например, лаконично, пишет, что «Где-то в середине 2 тыс. до н.э. дольмены прекращают строить. Их уже не используют, как святилища, а специально разрушают или используют для случайных захоронений. В некоторых районах камеры разрушенных дольменов превращают в костехранилища. В полуразрушенных дольменах больше всего находят погребений эпохи раннего железа — начала н.э. Хоронили в них и позже — вплоть до позднего средневековья» [2]. Далее он задаёт вопрос и отвечает на него в двух слова «Почему их перестали строить, а в некоторых случаях начали даже разрушать? Опять две возможные причины — смена населения или смена идеологии (религии)» [2].

Корытообразный дольмен у станицы Шапсугской, вид с боку.
Корытообразный дольмен у станицы Шапсугской, вид с боку. Полосы на стенке следы трещин, образовавшихся в результате внешнего воздействия (фото автора)

Есть мнение, что корытообразные и монолитные дольмены, стали делать на закате периода строительства дольменов. Некоторые исследователи их даже считают моделями, копирующими составные дольмены. Таким образом, возраст этих дольменов составляет 3,3-3,4 тыс. лет. Поэтому, наверное, корытообразных и монолитных дольменов было построено намного меньше чем плиточных, т.к. эпоха культуры строителей дольменов заканчивалась.

Разрушенный корытообразный дольмен в урочище Цыганков Аул долина реки Пшада.
Разрушенный корытообразный дольмен в урочище Цыганков Аул долина реки Пшада (фото автора)

Количество корытообразных дольменом, нарастает в Центральном районе локализации мегалитов Западного Кавказа. В этом районе находится наибольшее количество корытообразных дольменом, от их общего числа. Возможно, в Центральном районе культура строителей дольменов, просуществовала дольше всего. Смотреть «Картосхему районов локализации дольменов Западного Кавказа», где обозначены районы: 1. Северо-Западный; 2. Восточный; 3. Центральный; 4. Юго-Восточный. [5] К периоду угасания дольменной культуры количество желающих строить дольмены уменьшилось и поэтому, видимо, одной из причин строить дольмены из единого камня, послужила меньшая трудоёмкость на их сооружение.

Кроме того, быть может, дольмены сделанные из единого камня были необходимостью в период угасания этой традиции, т.к. они обладали большей герметизацией и делались для усиления «недоступности» к душам погребённых там людей. Найти подходящие огромные камни для сооружения корытообразного или монолитного дольмена сложнее, чем найти обнажение пластов горных пород, где можно взять плиты для строительства традиционного плиточного дольмена. Но строители дольменов всё-таки огромные камни находили, зачастую, в не очень удобных для строительства местах.

Картосхема районов локализации дольменов Западного Кавказа
Картосхема районов локализации дольменов Западного Кавказа [5]

В долине реки Абин в нескольких километрах южнее от станицы Шапсугской Абинского района есть урочище Мастерская Дольменов [4, 6]. Здесь находятся не достроенные дольмены, вероятно, один должен быть монолитам. Урочище так названо потому, что немного северо-восточнее и на 1,4 м ниже заготовки для монолитного дольмена, хорошо видна ещё одна заготовка, где оконтурена стена дольмена и тоже не законченная.

Урочище Мастерская Дольменов. Заготовка монолитного дольмена, возможно, корытообразного.
Урочище Мастерская Дольменов. Стена дольмена, возможно, корытообразного.
Урочище Мастерская Дольменов. Заготовка монолитного дольмена (первое фото) и, видимо, (второе фото) стена дольмены, возможно, корытообразного (фото автора)

Почему заготовки остались не доделанными и не использованы? Причин этому может быть несколько. Прежде всего, возможно, неудачно была выбрана каменная глыба для монолитного дольмена, которая при дальнейшей обработке могла бы просто разрушиться. Можно предположить, что здесь была мастерская по обучению мастеров каменотёсов, будущих создателей дольменов. Но может быть и по другим причинам! Некоторые историки, краеведы и экскурсоводы вопрос о прекращении строительства дольменов, ставят «ребром». Дольмены на Западном Кавказе строились, предположительно, ~1,5 тысяч лет, а потом вдруг прекратилось их строительство! Почему? Это тайна!

Прекращение строительства дольменов, видимо, произошло не за один год и даже, может не за десятилетия. Но можно предполагать, что строительство дольменов, произошло внезапно или очень быстро. А уже построенные, использовались, пока не произошла смена поколений. Косвенным подтверждением о быстром прекращении строительства дольменов могут служить сохранившиеся недостроенные дольмены. Например, недалеко от Солохаульской группы дольменов, расположенной в долине реки Шахе, в Лазаревском районе, обнаружен недостроенный мегалит. Плита перекрытия недостроенного дольмена, имеет расчётную массу около 18 тонн, покоится примерно в 10 м от места, где из блоков уже начали возводить вертикальные стены погребальной камеры и около лежат ещё несколько блоков, которые не были установлены. [1, 7]

Угасание культуры строителей дольменов на Западном Кавказе могло происходить по нескольким причинам. И эти причины кроются в изменении социальных условий жизни и возникновении экстремальных природных явлений, которыми была полна история. Можно высказать следующие предположения по этому вопросу:

1. Могла произойти эпидемия (повальная болезнь среди людей), унёсшая большую часть населения дольменной культуры, а оставшиеся растворились среди других народов, утратив традицию строить дольмены. Например, у этноса махошевцы, существовало убеждение (?), что в дольмены заключены тела умерших от какой-то заразной болезни, которая может истребить и их народ. Поэтому эти сооружения трогать нельзя.

2. Могли произойти повторяющиеся катастрофические паводки в большинстве долин рек Закубанья и Причерноморья, в результате которых погибла большая часть населения дольменной культуры. Примерами таких бедствий могут служить современные катастрофически-разрушительные наводнения, происшедшие:

  • в долинах рек Аше, Псезуапсе, Пшиш, Туапсе с 31 июля на 1 августа 1991 г. Например, в месте слияния рек Пшенахо и Чилипси (долина реки Туапсе) подъём уровня воды составил около 11 м, стихия унесла почти 50 жизней;
  • в августе 2002 г. в районе Новороссийска во время паводка число жертв составила 59 человек;
  • в городе Крымск с 6 на 7 июля 2012 г., подъём уровня воды на реке Адагум достигал 7 м, погибло около 170 человек.

Людские потери во время стихийных бедствий, подорвали существующий уклад, приведший к упадку сообщества строителей дольменов, так как уцелевшее население не смогло чисто физически продолжать трудоёмкую постройку дольменов.

3. К концу 3 началу 2 тыс. до н.э. наблюдалось медленное угасание ряда земледельческих цивилизаций. Вероятно, это было связано с неустойчивым — экстенсивным характером земледелия, которое привело к снижению урожайности. [3] К этому времени численность населения, в поселениях, была велика. О чём могут свидетельствовать большие скопления дольменов, например, в долинах рек Абин, Аше, Белой, Кизинчи, Мезыб, Пшада, Пшенахо и др.

В большинстве случаев древним земледельцам не удалось решить задачу повышения урожайности, что привело к регулярным неурожаям. А это означало голод для людей и бескормицу для скота, повлёкшие к смене хозяйственной деятельности общества. Стала наиболее рациональной формой деятельности человека — кочевание. Часть населения ушло с гор на равнины Закубанья и Прикубанья, заниматься скотоводством, а впоследствии и земледелием. Переход к кочевому образу жизни изменил психологию человека, что отразилось на быте и материальной культуре, отсюда и другие боги, обычаи и ритуалы.

Уменьшение трудоспособного населения в местах строительства дольменов, привело к изменению образа жизни этих людей. Началось угасание традиции строить дольмены, изменившее и верования. Вероятно, некоторые строители дольменов, сдвинулась восточнее вдоль северного склона Большого Кавказа, к центральной части горной системы, где имелись богатые месторождения полезных ископаемых. Здесь население продолжило заниматься металлургией, в том числе производить и железо.

4. Возможно, дольменная культура прекратила своё «тысячелетнее шествие» и в связи с началом эпохи железа. Железные орудия и оружие поменяли многое в образе жизни народов того времени. Одно только владение железным оружием давало огромное превосходство племён владеющих им над теми, кто его ещё не знал. И со временем это превосходство только увеличивалась. Видимо, зарождение эры железа, стало важной причиной, приведшей к угасанию культуры строителей дольменов бронзового века и дало толчок началу нового этапа в истории Западного Кавказа.

По общепринятым данным ранний железный век на Северо-Западном Кавказе начинается с начала 1-го тыс. до н.э. Но хетты-индоевропейцы выплавляли железо примерно с 1500 г. до н.э. и даже раньше. Их культура локализуется на полуострове Малая Азия в период (?) 2000/1800 — 1180/1000 (?) гг. до н.э. Ареал проживания хеттов, непосредственно соприкасался с Кавказом, а берег Чёрного моря был естественным путём взаимосвязей с Западным Кавказом в том числе и торговых.

Высказываются и другие предположения по вопросу прекращения строительства дольменов:

  • например, что на прекращение строить дольмены, повлияла естественная миграция народов, т.е. произошла выселка самого активного населения дольменной культуры примерно 3,5 тыс. лет назад. Как, возможно примерно 5-6 тыс. лет назад на Кавказ из Европы, прибыли строители дольменов (?). А через 1,5 тыс. лет, по каким-то неведомым нам причинам, строители дольменов покинули Кавказ и продолжили свою миграцию. Эта версия, возникла прежде всего потому, что дольмены Западной Европы, считаются древнее западно-кавказских, их там начали строить около 6 тыс. лет назад. А дольмены Индии стали возводится только с конца 2 тыс. до н.э. То есть строители дольменов перемещались из Европы на Кавказ, а затем через время в Индию. Эта версия не убедительна. Археологическим управлением Индии, установлено, что в Индии есть дольмены сооружённые 5 тыс. лет назад (3 тыс. до н.э.), чем опровергается версия, что дольмены там стали строить позже чем на Кавказе;

  • или есть мнение, что традиция строить дольмены в Крыму, появилась после угасания дольменной культуры Западного Кавказа. Это произошло под влиянием неизвестных воинственных племён, которые не поддержали традицию хоронить своих соплеменников в каменных сооружениях. А племена дольменной культуры с Кавказа ушли в Крым. Это предположение также ни чем не подтверждается. Так как кеми-обинская культура (вторая половина 3-начало 2 тыс. до н.э.), когда строили крымские дольмены, существовала синхронно западно-кавказской дольменной культуре. Как считают археологи, они имеют генетические связи и кавказское происхождение. Дольмены в Крыму начали строить за долго до угасания дольменостроения на Западном Кавказе;

  • есть предположение, что «Внезапное прекращение строительства дольменов, отмеченное незавершёнными памятниками, свидетельствует о вытеснении или покорении (ассимиляции) носителей дольменной культуры иными племенами. Возможно, эти события связаны с вытеснением в горы племён северокавказской культуры степняками — представителями срубной и катакомбной культуры (Марковин, 1994. С. 272, 277)» [7]. Марковин В.И. (1994 г.) приводит следующие данные «Поздний этап эпохи средней бронзы изучен наиболее слабо, что связано с определённой сложностью интерпретации материалов. Так, в Прикубанье, как видно внедрение степных племён (в первую очередь носителей катакомбной — предкавказской культуры) нивелирует местные черты. …, когда на значительной части бассейна р. Кубань с её притоками оседают жители степей. В местных погребениях появляются инородные черты, характерные для пришлых племён. … Очевидно, … культура местных племён, населяющих бассейн р. Кубань частично растворилась в среде степных пришельцев». [9] Далее он добавляет «Можно думать, что в горах и значительной части предгорий характер местной культуры мало изменился под влиянием степных кочевников. Однако в тех районах, где они смыкаются с равниной, несомненно племена катакомбной — предкавказской культуры пытались ассимилировать местное население». [9] Дольмены строились в горно-лесной зоне до абсолютных высот ~1000 м и «… характер местной культуры мало изменился под влиянием степных кочевников» представителей катакомбной общности.

Если, рассматриваемый вопрос в этом очерке, поставить несколько иначе. Прекращалось ли строительство погребальных каменных сооружений на Кавказе? Ареал мегалитов Закавказья (Армения и Грузия), Западного Кавказа, Крыма и Западного Причерноморья (Болгария и Турция) логично тянется почти на 2000 км, прерываясь на высоких водоразделах гор и морем. В середине этого ареала на Западном Кавказе и Крыму каменные погребальные сооружения широко распространены и имели общие черты, а их общности были взаимосвязаны. Эти каменные сооружения археологи назвали по-разному, так как строились они в периоды различных культурно-исторических общностей на протяжении почти 4 тыс. лет: мегалитические гробницы, дольмены, склепы, ящики. Многие археологи, являются сторонниками мнения, что на Западном Кавказе общности периода строительства погребальных сооружений из больших камней (майкопская, новосвободненская, дольменная), имели взаимосвязь и преемственность. Непосредственных наследников строителей дольменов, относят к периоду поздней бронзы (1200-1100 гг. до н.э.). В этот период происходит переиспользование дольменов для впускных погребений. Археологический материал этого периода имеет признаки перехода от дольменной общности к протомеотской раннего железного века. Менялись культуры, смешивались этносы, изменялись постепенно технологии строительства дольменов и ритуал погребения. С течением времени погребальные сооружения стали делать из небольших не обработанных плоских кусков горных пород, заменённых деревом. Быть может так, в общих чертах, постепенно и закончился длительный период строительства погребальных сооружения из больших камней. И не следует забывать, что в Крыму и на Северном Кавказе продолжали, строить каменные погребальные сооружения и позже эпохи бронзы. Таврские каменные ящики, в основном, датируются VI-V вв. до н.э. А средневековые склепы вайнахав и осетин, особенно с плоскими крышами, похожи на дольмены.

К этому, видимо, следует добавить «Однако именно вопрос об универсальности дольменного, и, шире, коллективного обряда погребения в «дольменной» культуре остаётся открытым, т.к. пока неясно, все ли смертные проходили через этот обряд в эпоху строительства дольменов или он был относительно избирательным?» [15]. То есть всех ли хоронили тогда в дольменах? Нет не всех, например, в могильнике Гнокопсе (долина реки Агой), относящегося к культуре строителей дольменов, хоронили в «каменных ящиках», сделанных из небольших не обработанных плоских кусков горных пород, отдалённо, по форме, напоминающих деревянные гробы. «Вероятнее всего, одновременная практика нескольких форм погребения в пределах территории распространения дольменов является нормой, … … Сейчас трудно ответить на вопрос о времени появления основных разновидностей погребального ритуала «дольменной» культуры. … Индивидуальные погребения не являются результатом эволюции коллективных и поэтому могли сосуществовать с ними на протяжении всей «дольменной» эпохи и даже позднее» [15]. Таким образом, традиция индивидуальных (каменный ящик) и коллективных (дольмен) погребений в период строительства дольменов, вероятно, сосуществовали изначально одновременно с конца 4 тыс. до н.э. Оба варианта погребений сохранялись до конца 2 тыс. до н.э. и даже отразились на погребальном обряде следующей археологической эпохи [15]. В Абхазии кроме дольменных погребений были обнаружены пещерные и кувшинные, этого периода [13]. Надо полагать, что похожие захоронения бронзового века были и в других районах ареала распространения дольменов Западного Кавказа, только они не сохранились или не найдены. При этом необходимо учитывать и то, что во все периоды истории вождей хоронили в мемориальных сооружениях значительно отличающихся от скромных захоронений простых смертных.

Таврские каменные ящики Крымского полуострова
Таврские каменные ящики Крымского полуострова [16]

Может возникнуть и вопрос, почему дольмены Крыма и Закавказья выглядят внешне однообразно и проще Кубанских? Но их простота и однообразие была вынужденной, так как они строились соответственно или из очень мягких и хрупких (известняк в Крыму) или твёрдых (магматических в Закавказье) горных пород.

Использованная литература и источники

  1. Галищева Е. В., Глазов К. А. Новые данные по Солохаульской дольменной группе. Труды сочинского отделения РГО. Выпуск № 4. Сочи, 2007.
  2. Дмитриев А.В. Каменные исполины Черноморья. Дольмены современники (свидетели) древних цивилизаций. Сборник. Краснодар, 2001.
  3. Долуханов П.М. История средиземных морей. М., 1988.
  4. Ковешников В.Н. Древнейшая карта местности на стенках Царского дольмена.
  5. Ковешников В.Н. О районах концентрации Кубанских дольменов:
    • IХ Твёрдовские чтения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (туризм, краеведение, рекреация, экология, образование). Краснодар, 2017;
    • Краеведение на Кубани: проблемы, поиски, решения. Коллективная монография. Выпуск 1. Краснодар, 2017.
  6. Ковешников В.Н. Путешествие по красавице Кубани. Краснодар, 2012.
  7. Кудин М.И. Недостроенные памятники и строительная эволюция дольменов Кавказа. Третья Абхазская международная археологическая конференция. Материалы. Сухум, 2013.
  8. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
  9. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. Северокавказская культурно-историческая общность. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. М., 1994.
  10. Марковин В.И. Очерк изучения дольменов Прикубанья и Причерноморья. Сборник материалов по археологии Адыгеи, том III. Майкоп, 1972.
  11. Марковин В.И. Составной дольмен у села Адербиевка и дольменовидные гробницы в бассейне р. Кяфар. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 142. М., 1975.
  12. Марковин В.И. Составные дольмены с ложным сводом на Западном Кавказе. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 134. М., 1973.
  13. Соловьев Л.Н. Погребения дольменной культуры в Абхазии и прилегающей части Адлерского района. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
  14. Трёхбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года. Краснодар, 1997.
  15. Трифонов В.А., Зайцева Г.И., Плихт Х., Бурова Н.Д., Семенцов А.А., Ришко С.А. Первые радиоуглеродные даты альтернативных форм погребального обряда «дольменной» культуры на Северо-Западе Кавказа. Материалы международной конференции, посвящённой 110-летию М.П. Грязнова. Том. 2. СПб, 2012.
  16. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь, 2005 г.