1.8. Загадка дольменов: Для чего их строили?
«Изучение дольменов Западного Кавказа ведётся около двух столетий, но приходится признать, что тайна дольменов ещё не разгадана и на данный момент мы ещё не можем безусловно объяснить природы этого чуда»
Ответ на вопрос — для чего строились дольмены, не однозначен, как кажется на первый взгляд. Исследования археологов показали, что:
- найдены дольмены, в которых были десятки погребённых;
- обнаружено множество дольменов, без каких-то признаков погребения в них или жертвоприношения;
- есть дольмены, в которых обнаружены признаки ритуала захоронения без покойников, сейчас это называют кенотаф;
- есть примеры, когда в дольмене производился ритуал жертвоприношения животных, без признаков погребения человека;
- обнаружены не разграбленные дольмены, где были захоронены останки одного человека или двух, трёх;
- найдено немало дольменов в которых производились вторичные захоронения.
В 2009 г. археолог Трифонов В.А., пишет следующее «… судя по размерам, планировке и отделке некоторых дольменных комплексов, они выполняли функцию общественных сооружений — святилищ и даже храмов» [10]. Здесь он подразумевает так называемые «элитные» сооружения, например, комплекс в Джубге или комплекс Псынако-1 (у села Анастасиека) оба в Туапсинском районе. То есть, дольмены сооружались как религиозные центы, где поклонялись богам. В 2012 г. Трифонов В.А., высказывает мнение, поддерживаемое многими исследователями культуры строителей дольменов Кубани «В настоящее время археология располагает достаточным количеством достоверных данных, чтобы не сомневаться в погребальном назначении дольменов Северо-Западного Кавказа» [9]. Кроме приведённых версий, существует множество других по рассматриваемому вопросу, зачастую не имеющих обоснования и базирующихся только на богатой фантазии их авторов.
Чтобы определится с ответом на вопрос, поставленный в этом очерке, видимо, следует, рассмотреть вероятные и невероятные предположения, о том, для чего строились мегалитические сооружения – дольмены. Однозначного ответа на этот вопрос автор пока дать не может, т.к. есть и другие взгляды, мнения и предположения. Попытаемся среди множества ответов на этот вопрос, найти правдивые, которые могут оказаться истинными. Предположения приведены в произвольной последовательности.
1. Существует, например, фантастическая версия, что дольмены, являлись навигаторами, приёмниками и трансформаторами энергии Земли, и в них сфокусирована энергия звёзд (космоса). По мнению сторонников этой версии в дольменах происходила аннигиляция (буквально – превращение в ничто) человеческого тела и совершался переход его в иную форму. То есть дольмены были построены для перемещения в пространстве в другие миры. Как бы возникает вопрос, а почему первый полёт в космос был совершён лишь во второй половине ХХ в.? А другие миры для нас до сих пор не доступны!
2. Возможно, дольмены стали сооружать, подражая природным пещерам или гротам, служившим «простым» убежищем и жилищем древнему человеку. Дольмены могли быть надёжной защитой от хищников, особенно ночью, когда человек обычно спит. В таких сооружениях на ночлег могло расположиться от 3 до 7 человек. Кроме того, человек каменные дома мог разместить в более удобных для себя местах, чем пещера или грот. Поэтому многие дольмены до наших дней дошли пустыми, а находки там останков человека это последствие вторичного использования этих сооружений для погребения. Дольмен похож на жилище, и вероятно, на этом сходство заканчивается. В таком каменном сооружении, видимо, можно переночевать, но для жизни он был не предназначен и не приспособлен, как бы неприхотливы были люди того времени.
3. В Западной Европе сооружения похожие на западно-кавказские дольмены, называют коридорные гробницы, они на самом деле копируют пещеры и использовались для погребений. Доказано, что древний человек использовал пещеры не только как жилища, но и как места захоронения и культовых обрядов, в том числе и на Западном Кавказе.
Существует мнение, что дольмены и на Западном Кавказе стали сооружать в силу бытования традиции, по которой покойников необходимо было погребать в пещерах, которых стало не хватать. За то время, которое простояли дольмены, находилось много любителей, поживится тем, что там было, то есть грабителей. Видимо, это основная причина опустошённости дольменов. Если это были погребальные сооружения? То куда исчезли останки погребённых там тел? Ведь они ценности для грабителей не представляли. Вероятно, изъятие костных останков из погребальной камеры, носило у грабителей-завоевателей ритуальное значение.
Эта версия не убедительна. Строили дольмены не взамен пещерам, а как одно из погребальных или почитаемых мест. Если взамен пещер, то «корытообразные дольмены должны быть типологически более близкими пещерам, чем плиточные гробницы. Если это так, то дольмены, высеченные в скалах, являются более древними. Однако изученные дольмены опровергают такое мнение» [5], так как корытообразные дольмены стали строить при угасании мегалитической культуры.
4. Приверженцы другой распространённой гипотезы считают дольмены гробницами (монументальное погребение) – усыпальницами (божий дом) – аналогами египетских гробниц фараонов. Они считают, что дольмены – воплощение той же идеи, что и гробницы, где через них магическим путём из-за загробного мира, происходит благоприятное влияние ушедших в иной мир на живых.
Есть разновидность этой версии, где дольмены представляются как простые древние могилы. «Пирамиды строили все для одного избранного, а дольмены – каждому». Но, по-видимому, строительство таких сооружений, как дольмены, только ради могил было не целесообразно, а индивидуально для каждого, просто невозможно. Например, есть свидетельства, что захоронения в одном дольмене могли производиться многократно, даже если останками заполняли весь пол дольмена то поверх, производились последующие погребения. Информация о таких дольменах, существуют давно, например, у Шамотульского А.И. [15] в 1967 г.
Смирнов А.М. выдвинул гипотезу о многоразовом использовании дольмена, одними и теми же людьми — родом или племенем. В дольмене производились захоронения, пока погребальная камера не переполнялась, после этого её освобождали. Впоследствии, в освобождённом дольмене, происходили новые, т.е. очередные, погребения в пустую камеру [7]. Подробнее об этом предположении смотреть в очерке «Особенности погребального обряда в дольменах».
5. Существует термин кенотаф, означающий с греческого языка буквально «пустая могила». Есть мнение, что некоторые дольмены строились в память о погибшем (умершем) и оставшемся на чужбине, и такие дольмены были пусты физически. Но как считали древние, душа умершего, находила покой в сооружённом для неё каменном доме, если в него положить, какие-то вещи не вернувшегося и, или его часть, например, фалангу пальца.
В 2003 г. исследователи Кондряков Н.В. и Кудин М.И., обследовали подкурганный дольмен без входного отверстия (лаза). Он находился в группе из 5 дольменов, расположенных в верховьях речки Цусхвадж (Цусхвадже), впадающей в Чёрное море в районе села Солоники. Описание этого дольмена приводится в очерке «Многообразие конструкций дольменов Западного Кавказа».
Исследователи обратили внимание, что камера его сходна и с составными дольменами, и с колодце-образными гробницами, найденными в районе посёлка Красная Поляна Адлерский район [2]. Краснополянские дольмены по существу составные. К сожаление автор статьи [2] о дольмене у реки Цусквадж, не указывает формы мегалита в плане, но сравнивает с колодце-образными гробницами. По тексту [2] при описании дольмена есть фразы «У передней стены камеры» или «к левой стене камеры», видимо, дольмен имеет в плане форму прямоугольника. Но если в нём нет лаза, как определить, где фасад, то есть передняя стена. А колодце-образные гробницы Красной поляны круглые в плане, поэтому их так назвали. Видимо, дольмен у реки Цусквадж ближе по конструктивным особенностям к мегалитам, сделанным из блоков и плит (составным).
«Однако, несмотря на то, что гробница казалась нетронутой, костных останков найдено не было. Гробница была кенотафом — символическим погребением». Среди немногочисленных фрагментов керамики «в центре камеры лежал великолепно сохранившийся бронзовый топор. [2]
Есть предположение, что дольмены-кенотаф, засыпались грунтом и камнями с целью его скрытия. Можно высказать и иную версию о назначении этого дольмена-кенотафа. Возможно, в нём не была изначально погребения, а дольмен был родовым или семейным святилищем (часовней), у которого поклонялись богам и предкам. По каким-то причинам род прервался, в камеру положили боевой топор этого семейства, а святыню (каменное сооружение) закопали. Информацию о кенотафе смотреть также в очерке «Особенности погребального обряда в дольменах».
6. Предполагают также, что дольмены, кроме всего прочего, исполняли роль внушительных пограничных знаков, определяющих право на земли предков [11]. Величественный вид таких сооружений мог сдерживать нашествие пришельцев, а священный характер их останавливал воинственных соседей. Возможно, чужестранных завоевателей это не всегда останавливало, и они выбрасывали останки предков побеждённых и помещали в дольмены своих покойников, погибших в бою. Тем самым завоеватели грубо, но значимо, нарушали права и обычаи побеждённых. Утверждая, тем самым, право на отвоёванную собственность и территорию, на которую они пришли. [4]
7. Быть может, некоторые дольмены использовались как алтари-жертвенники. Об этом говорят следы золы, обнаруженные археологами у отдельных дольменов. Видимо, дольмены в себе сочетали не одну функцию, а несколько, которые они приобретали со временем. На самом деле, некоторые дольмены не являлись гробницами, а строились как культовые сооружения для ритуала жертвоприношения. Примером такого сооружения может служить дольмен № 8 в урочище Шойкуском. Этот дольмен является одним из восьми в этой группе памятников, находящихся на склоне южной экспозиции хребта Мезецу, расположенного в Туапсинском районе Краснодарского края.
Урочище Шойкуское находится на абсолютной высоте около 700 м примерно в 4-х км на север от аула Большое Псеушхо. Урочище расположено в верховьях ручья Шаюк или Шеикопс, являющегося одним из истоков реки Бол. Псеушхо, бассейн реки Аше. Наименование урочища происходит от названия ручья. Дольмен № 8 сделан из крупнозернистых туффитов, которые являются основной горной породой, из которой сложен хребет Мезецу. Дольмен почти полностью засыпан грунтами древнего оползня. Наружные размеры, сделанные по выступающим на поверхность его частей, составляют: длину — 3,8 м, ширину — 2,8 м. Расчётный вес дольмена составляет около 12 тонн. Входное отверстие (лаз) находится с восточной стороны, его глубина составляет 30 см, а размеры равны 38 х 38 см. Пробка, закрывающая лаз, не найдена [12].
Внутреннее пространство мегалита на 80 % заполнено было суглинком и ритуальными предметами. Пол, восточная и южные стены сделаны (вырублены) в скальном обнажении. Западная и северная стены изготовлены из отдельных плит и приставлены к стенам скального обнажения. Перекрытием (крышей) дольмена, служит хорошо отшлифованная с обеих сторон массивная плита, которая плотно прилегает к торцам стен. Стены и пол с внутренней стороны так же хорошо обработаны [12].
Обращаем внимание на конструктивные особенности этого дольмена, они дополняют очерк «Многообразие конструкций дольменов». Дольмен № 8, наверное, следует отнести к комбинированному типу мегалитов, т.к. он в своей конструкции несёт элементы составного из больших плит и корытообразного сооружений. Подобного типа памятник, описан в группе дольменов на Цербелевых полянах в долине реки Белой, на восточном склоне хребта Азиш-Тау. Описание его смотреть во 2-й части публикации глава «К дольменам расположенным на территории Республики Адыгея».
Дольмен № 8 отнесён к раннему периоду дольменной культуры. Находки в нём составляют изделия только из камня, фрагменты керамики и кости животных. Изделий из меди или бронзы в нём не обнаружено. Кости находящиеся в дольмене принадлежат разным животным, но присутствуют в одном и том же наборе: бёдра, позвонки, рёбра, фрагменты черепов, т.е. для жертвоприношения использовались определённые части тел животных. Отсутствие в дольмене человеческих останков указывает на то, что мегалит не использовался как гробница, а был сооружён для культовых жертвоприношений. Этот ритуал в нём совершался многократно [12].
8. Есть предположение, что некоторые дольмены несут функцию календаря и астрономической обсерватории. Некоторые исследователи при наличии на внешней части крышки дольмена углублений, усматривают в них модель звёздного неба или его участок. Зачастую эти углубления образовались, скорее всего, в результате тысячелетнего выветривания, в осадочных горных породах. А вот петроглифы, нанесённые на некоторые дольмены, могли быть и календарями (?). Об углублениях на дольменах смотреть в очерке «Петроглифы и рисунки на каменных плитах дольменов».
9. Отмечено также, что многие дольмены фасадом (передней стенкой, где сделано отверстие или лаз) обращены в общее южное направление к пути движения солнца по небосводу. Есть даже утверждение, что во все дольмены, в день летнего солнцестояния, первый луч солнца попадает прямо в отверстие, освещая его внутри. То есть каждый дольмен в этот день ловит свой первый луч именно в той точке, на которую настроен. Поэтому дольмены, являются «Солярными (Солнечными) храмами». А кто проверял всё это? Кроме того, дольмены закрывались каменной пробкой. Но храмами они могли быть.
То, что у строителей дольменов Западного Кавказа солнце играло важную роль в верованиях – очевидно. Если уж луч солнца иногда проникал внутрь дольмена, то, по-видимому, древние люди входное отверстие, закрытое каменной пробкой, в условленный день открывали, чтобы осветить загробный мир предков, «вдохнув» в него Свет, т.е. Жизнь. И таким образом в нём (дольмене) происходило общение с предками ушедшими в другой мир.
Дело в том, что не все дольмены имеют южную (солнечную) ориентацию, т.е. обращены в сторону движения солнца по небосводу: восток, юго-восток, юг, юго-запад и запад. Встречаются мегалиты, ориентированные на северо-запад или на северо-восток и даже на север. Многие исследователи отмечают, что фасадная часть в дольменах обычно обращена в сторону пониженной местности и протекающих недалеко речек (ручьёв) или морю, т.е. открытому пространству, а ни как не на юг. Хотя южная (солнечная) ориентация у дольменов Западного Кавказа относится к преобладающей.
Замечено, что обычно вблизи от дольменов находится родник или протекает ручей. Есть дольмены, на которых начертан зигзагообразный орнамент (рисунок), который связывают с изображением воды. Считалось, что мегалиты, в т.ч. и дольмены, способны вызывать дождь, это предположение, видимо, относится к современным небылицам.
10. Некоторые считают, что дольмены служили чистилищами, откуда древние люди могли общаться с высшими силами. Поэтому служитель (жрец, шаман) дольмена проделывал в нём ритуал очищения души умерших. Для этого умершего помещали внутрь дольмена на определённое время. Туда также помещали и больных с целью оздоровления, т.к. дольмен обладал лечебными свойствами, которые якобы до сих пор сохранились (?).
Жрецы также использовали дольмены для того, чтобы их души и души их учеников пришли к Высшему Блаженству (парамааканде). В этом предположении дольмены называются самадхи — место встречи души с Богом. Основное же их назначение, по этой версии, это общение жрецов со знатными (почитаемыми) предками и с Высшими небесными силами. Изложенное в этом пункте также можно отнести к современным мистическим выдумкам.
11. Есть предположение и другого толка. Например, что дольмены – это хранилища зерна, своеобразные элеваторы, но только потаённые и спрятанные от врагов. Другие утверждают, что это камеры, что-то вроде камеры предварительного заключения для нарушителей обычаев племени, и в этом месте преступника нельзя было наказывать. Выживал он там, потому что ему родственники и друзья приносили еду. И там преступник, по-видимому, находился до лучших времён. В унисон этому предположению существует версия, что дольмены, могли быть просто тюрьмой для врагов. Из сказанного, можно заключить, что дольмены в некоторых случаях могли быть «элеваторами», ну а тюрьмой маловероятно.
12. В периодике встречается утверждение, что дольмены – дома ведьм, по современным понятиям, а по верованиям строителей дольменов это были, вероятно, жрецы или жрицы, т.е. служители той религии. Ведьма, ведун – однокоренные слова, они образованы от слова ведать, т.е. знать, иметь о чём-то сведение, знания. Ведьм или ведунов (понимать как жрец) перед смертью помещали в дольмен, где они после смерти находились некоторое время, чтобы сохранить внутри накопленные ими знания. Эта сказка, скорее всего, придумана каким-то творческим экскурсоводом.
13. Существует мнение, что обнаруженные в дольменах останки в сидячем положении, были не погребены! Жрецы или шаманы предчувствуя смерть сами входили в погребальную камеру, где некоторое время были живы, находясь в сидячем положении. Продуктов они не принимали, а для утоления голода и жажды употребляли растения галлюциногены, и впоследствии от истощения умирали. Да, в дольменах находили костяки в сидячем положении, но в каком состоянии они туда попали мы не узнаем ни когда! Возможно, и узнаем, но при условии если будет создана машина времени.
14. Есть версия, что «в каменной глыбе высечена первобытная доменная печь, для выплавки железа», т.к. форма дольмена способствует этому процессу (?). Когда древние умельцы научились делать печи из глины, дольмены были оставлены и впоследствии они стали использоваться для погребений. Это предположение не может быть признано, т.к. в дольменах не сохранилось следов обжига, которые остались бы при выплавке любого металла. А в эпоху бронзы металлургия была развита, в том числе и на Западном Кавказе, но для этого использовались другие сооружения, что доказано археологами.
15. У вайнахов и осетин-алан встречаются средневековые некрополи — «города мёртвых», скопление каменных склепов. По одной из версий они были предназначены для помещения в них людей заболевших во время эпидемии (?). Таким образом, больные люди изолировались от остальных с целью избежать распространения болезней. И строители дольменов их использовали как изоляторы (?). Использование дольменов как изоляторов во время эпидемий в период эпохи бронзы маловероятно, как и использование средневековых склепов для этого. Вайнахи – этническая общность народов в основном Северного Кавказа: чеченцы, ингуши, акинцы, орстхойцы, бацбийцы, кисты, шаройцы.
16. В конце ХХ начале ХХI вв. появились различные экзотические религиозные течения. У них тоже была точка зрения на историю дольменов. Созданы они, чтобы донести нам информацию людей, которые тысячи лет назад оставляли её в дольменах, т.к. потеряли связь с «Великим Интеллектом Вселенной», что-то вроде неких «первобытных компьютеров». Есть даже утверждение, что дольмены это хронокапсулы, от греческого слова chronos – «время», созданные атлантами для хранения в них своего знания. Всё это «чистая» выдумка. Кроме приведённых здесь вымышленных предположений, сейчас с дольменами связывают ряд суеверных поклонений, лженаучных мистификаций, с которыми переплетается некий туристский бизнес – всё, что хотите, лишь бы платили и всё равно чем – рубли или доллары. Был даже придуман термин — мегалитический туризм.
17. Существует ещё несколько космических или фантастических версий о происхождении культуры строителей дольменов и назначении построенных ими каменных сооружений. Вот одна из них. Приблизительно 10 тыс. лет назад, а может и больше в нашей Солнечной системе была ещё одна планета, которая погибла. Люди с этой планеты, которые остались в живых, добрались до Земли на драконах. Поселившись на ней они стали строить детёнышам драконов каменные домики, которые мы сейчас называем дольмены. Поверьте есть люди, которые считают эту историю — правдой, пока учёные спорят об автохтонном, диффузионном или миграционном происхождении мегалитических технологий Западного Кавказа.
18. Возможно, одной из целей постройки дольменов и поклонению им древним человеком было желание через него общаться с предками, которые магически должны повлиять на их достаток. А достаток заключался в повышении деторождения, плодовитости домашних животных, увеличении урожайности, хорошей охоте и защите от стихий природы. Так, каменную пробку от входа (лаза) в дольмен, некоторые исследователи сравнивают с фаллосом. А сам каменный дом и лаз — это женский половой орган с камерой-маткой. Поэтому они в дольмене видели силу, способствующую обильному воспроизводству. [1, 4] Возможно это и так, но как это проверить?
19. «Мегалитические сооружения (во всяком случае некоторые из них) могли быть сложными техническими устройствами, а именно — генераторами акустических и, возможно, также электромагнитных колебаний» [14]. «В частности, не исключено, что дольмены могли работать и как радио передающие устройства …». «… можно предположить, ещё одну их важную функцию — сигнализаторов приближающегося землетрясения» [14]. Авторы этих идей утверждают также, что около 70% дольменов (точки) нанесённых на карта-схеме Марковина В.И. (1978 г.) совпали с геологическими разломами (линиями). «Это может служить подтверждением … предположения о том, что мегалитические сооружения, и в частности дольмены, были установками по накоплению или концентрации энергии Земли, …» [14].
Строить дольмены на месте геологических разломов невозможно, т.к. разломы представляют собой не только сдвиги, но и сбросы, и надвиги. Точнее сказать, что дольмены не строились на разломах, а тяготели к ним, т.к. там обнажились, в результате геологической деятельности, доступные для изъятия горные породы. А в местах удобных для строительства, т.е. выровненных, но недалеко удалённых от разломов, происходило возведение дольменов не как технических устройств, а как монументальных ритуально-культовых сооружений. Придумки высказанные авторами [14], что дольмены в зависимости от размеров и конструкции могли лечить или убивать своим излучением, генерировать и передавать что-то и куда-то, ни чем не подтверждаются.
А карта Марковина В.И. (1978 г.) с дольменами, которые нанесены точками на основу, имеет огромную генерализацию и очень мелкий масштаб. И при сравнении её с тектонической картой, такого же мелкого масштаба, где нанесены разломы, конечно будет казаться, что дольмены построены на «трещинах». Чего на самом деле не может быть!
20. Есть мнение, что «Сами дольмены, …, создавались, как культовые сооружения. Хоронили ли в них изначально? Не известно. Думаем, нет». «Возможно дольмен создавался вновь организующимся племенем или выделившимся родом и символизировал инициацию этого рода, неся духовную и идеологическую нагрузку в социуме» [16].
Инициация (термин происходит от латинского слова initiatio — «совершение таинства или посвящение»), в данном случае, вероятно, понимается как обряд знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы.
Авторы этой версии, сооружение дольменов, сравнивают по значимости со средневековыми постройками башен богатых семей Болоньи в Италии и средневековыми родовыми оборонительно-сторожевыми башнями у вайнахов, а также осетинскими родовыми оборонительными башнями периода с раннего до позднего средневековья. Эти башни у северо-кавказцев были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода. Они почитались как святыни.
Дольмены Западного Кавказа начали строить очень давно, около 5 тыс. лет назад, за этот период здесь сменились несколько исторических эпох, влиявших на изменения социальных условий. Некоторые дольмены были использованы как впускные погребения, это подтверждено археологами. Возможно, за такой промежуток времени эти памятники, использовались в разное время для разных целей и неоднократно. И видимо они являлись: родовыми или семейными святыни, своеобразные часовни; гробницами для избранных и почитаемых членов рода; семейными склепами или костехранилищами; а монументальные дольмены имели функции храмов; а у некоторых дольменов, возможно, была функция общественного амбара – хранилища зерна.
В заключении очерка приводятся три мнения известных исследователей дольменной культуры, которое они опубликовали в разное время:
первое из них, мнение Фелицына Е.Д., опубликовано ещё в 1904 г. «Число дольменов в группе весьма различно и не даёт никаких оснований к отысканию в этом отношении какого-либо правила. Можно только предполагать, что каждая группа принадлежала известной фамилии или роду и является собою нечто в роде «фамильной усыпальницы» или «фамильными гробницами». «… западно-кавказские дольмены служили гробницами и это было специальное их назначение, в чём наглядно убедила меня раскопка 116 памятников этого рода». «Постоянно повторяющийся факт совместного нахождения нескольких костяков в одном и том же дольмене свидетельствует также, что западно-кавказские дольмены были семейными гробницами» [13];
следующее из них, приведено кавказоведом Лавровым Л.И. в 1978 г. «Полезные сведения … содержатся в результатах обследования дольменов Северо-Западного Кавказа. Их строительство падает на 3-2 тыс. до н.э. Так как свыше 96% всех раскопанных дольменов включало не более трёх погребений, то можно заключить, что такие монументальные сооружения служили не родовыми, а семейными усыпальницами. … Однако, с другой стороны, дольмены свидетельствуют и о крепости родовых уз, связывающих отдельные семьи. Во-первых, постройка дольменов была под силу лишь большому коллективу, каковым мог являться только род. …, поэтому их нужно рассматривать как родовые кладбища» [3];
и третье мнение археолога Трифонова В.А., приведено в 2012 г. по результатам археологических раскопок дольмена Колихо «Половой и возрастной состав погребённых говорит об отсутствии какой-либо селекции по этим признакам, и если допустить, что всех захороненных в дольмене при жизни связывали родственные отношения, …, то результаты радиоуглеродного датирования позволяют сделать некоторые предварительные расчёты относительно размера и типа социальной группы, которой мог принадлежать дольмен Колихо. Такой коллектив родственников …, вероятнее всего, представлял семью, а сам дольмен был семейным склепом». Он делается следующее заключение о назначении дольменов «Теперь мы точно можем сказать, для чего строили эти каменные сооружения. Это были семейные усыпальницы, в которых хоронили членов одной семьи» [9].
И так, за последние 110 лет (учтено время издания указанных публикаций), изучения феномена культуры строителей дольменов, среди учёных устойчиво поддерживается мнение, что эти памятники использовались как «фамильные усыпальницы», «семейные гробницы», «семейные усыпальницы», «семейные склепы», что фактически одно и то же. Родство погребённых в дольменах у исследователей, приведено как предположительное. Предположение основывается лишь на том, что погребения делались в одном дольмене и поэтому он является семейным (фамильным) склепом-усыпальницей. Возникает вопрос, а почему семейным? К сожалению, данных по тестированию на ДНК не приводится!
В России впервые полное исследование ДНК древнего человека новосвободненской культуры было проведено в 2013 г. Данные анализа костных останков этого человека, указывают на их, возможную, связь с культурой воронковидных кубков (4-2,7 тыс. лет до н.э.), носителями которой были индо-европейцы, проживающие в Западной Европе [6]. Когда станет совершеннее и доступнее анализ ДНК останков из дольменов, надо полагать, можно будет определить их этническую принадлежность и узнать точно родственники ли там похоронены или нет. При условии, что будут в наличии необходимые для этого образцы. Так как, возможны, захоронения в одной гробнице и не родственных членов того далёкого для нас общества. Причин этому может быть несколько: жертвоприношение, гибель от врагов или хищников, природные стихийные бедствия, эпидемии и др. Возможен, вариант, что в дольменах хоронили избранных, по не выявленным для нас причинам и необязательно родственников.
Наиболее вероятной причиной, повлиявшей на необходимость строительства дольменов, можно назвать, идеологическую, подразумевающую совместную занятость семьи (семей) или рода, а, возможно, и племени или племён на создании (строительстве) общих монументальных святынь, которые были храмами и (или) мавзолеями. Относительно небольшие мегалиты превращали в семейные склепы. Как использовались эти святыни, сейчас можно лишь догадываться. Считать все дольмены только могилами или костехранилищами будет не убедительно. При этом следует учитывать, что на территории Западного Кавказа в горной части, начиная с 3 тыс. до н.э., описано четыре основных варианта погребения: дольменные, пещерные, кувшинные [8] и подземные погребения в каменных ящиках, напоминающие захоронения в деревянных гробах [9].
Использованная литература и источники
- Кудин М.И. Дольмены и ритуал. Сочинский краевед, выпуск 4. Сочи, 1999.
- Кудин М.И. Новое в археологии Сочи: бронзовый топор из дольмена р. Цусквадже. Сочинский краевед, выпуск 12. Сочи, 2004.
- Лавров Л.И. Особенности социальных отношений на докапиталистическом Кавказе. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
- Марковин В.И. Очерк изучения дольменов Прикубанья и Причерноморья. Сборник материалов по археологии Адыгеи, том III. Майкоп, 1972.
- Недолужко А.В., Булыгина Е.С., Соколов А.С., Цыганкова С.В., Груздева Н.М., Резепкин А.Д., Прохорчук Е.Б. Секвенирование полного митохондриального генома древнего человека, представителя новосвободненской культуры, указывает на её возможную связь с культурой воронковидных кубков. Журнал Acta Natyrae. М., 2014.
- Смирнов А.М. Пустой дольмен утрата источника или норма погребальной практики. Археология и культурная антропология, сокращённо Stratum plus, научный журнал. Кишенёв, № 2, 2010.
- Соловьев Л.Н. Погребения дольменной культуры в Абхазии и прилегающей части Адлерского района. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
- Трифонов В.А., Зайцева Г.И., Плихт Х., Бурова Н.Д., Семенцов А.А., Ришко С.А. Первые радиоуглеродные даты альтернативных форм погребального обряда «дольменной» культуры на Северо-Западе Кавказа. Материалы международной конференции, посвящённой 110-летию М.П. Грязнова. Том. 2. СПб, 2012.
- Трифонов В.А. Спасение дольмена из Колихо. Научно-популярный журнал «Достояние поколений» № 3. М., 2009.
- Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения? Дольмены современники (свидетели) древних цивилизаций. Сборник. Краснодар, 2001.
- Труды Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева. Выпуск 1. Период древности и средневековья. Туапсе, 2004.
- Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
- Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев, 1992.
- Шамотульский А.И. Дольмены Черноморского побережья Кавказа. Туапсе и Туапсинский район. Сборник. Краснодар, 1967.
- Шариков Ю.Н., Комиссар О.Н. Древние технологии дольменов Кавказа. Краснодар, 2008.