О происхождении экзоэтнонима черкасы

Цикл Экзоэтнонимы черкас и черкес в географических названиях Юга России состоит из четырёх очерков:
1. Описание топонимов с основой черкас и черкес;
2. О происхождение экзоэтнонима черкас (эта статья);
3. О происхождении адыгских племён;
4. О происхождении экзоэтнонима черкес.

Экзоэтноним название этноса (народа), данное другими народами. Например, скифы экзоэтноним древнегреческого происхождения, их самоназвание сколоты. Экзоэтноним черкасы появился в русских летописях примерно в ХII начале ХIII вв. В X-XI вв. на Северном Кавказе проживали племена, в русских источниках известных под общим именем чёрных асов (черньаси или чорни аси). Так в Московском летописном своде под годом 1152, есть запись: «Все чрные клобукы, ещё зовутся черкасы» (?). Кроме того в ХI в. чёрными клобуками называли тюркских вассалов киевских князей, населяющих Поросье. Поросье историческая область Древней Руси, ограниченная реками с севера Стугна и с юга Росью, обе правые притоки реки Днепр. «Чёрные клобуки», то есть «чёрные шапки» получили от русских название за традицию носить чёрные войлочные шапки. Впоследствии от древнерусского слова черньаси - «чёрные аси», видимо, появляется название черкасы, название жителей Северного Кавказа или с уточнением «черкасы из Пъятигiръя».

Замысловский Егор Егоровича (1841-1896 гг.) российский учёный, историк, доктор наук, профессор Императорского Санкт-Петербургского университета. Под его редакцией был составлен и издан «Учебный атлас по русской истории», считающийся лучшим, выдержавший три издания в 1865, 1869 и 1887 гг. В тексте ниже приведены несколько карт из указанного атласа, научное значение атласа не утрачено до настоявшего времени.

Фрагмент карты периода ~862-1054 гг.
Фрагмент карты из «Учебного атласа по русской истории» [49] периода ~862-1054 гг. На карте значатся ясы (аланы), обезы (абазины) и косоги (касоги)
Фрагмент карты периода ~1300-1450 гг.
Фрагмент карты из «Учебного атласа по русской истории» [49] периода ~1300-1450 гг. На карте значатся ясы (аланы), обезы (абазины) и черкасы (адыги)

До середины ХIII в. в районе Пятигорья и значительно западнее, локализуется этнос аланы, в русских летописях они назывались словом ясы (асы) и, видимо, в древнерусском сложном слове чернь + аси, вторая часть, является искажением слова ясы, то есть аланы. В словосочетание чёрные аси, вероятно, входит арийское слово аз, ази или ас, означающее «бог, господин, царь или народный герой». «История Алании — это история не только алан, предков современных осетин. В состав Алании, вначале союза, а затем государства, входили ряд народов Северного Кавказа, например, вайнахи и другие». При этом следует учесть, что в период с ХIII-ХIV вв. термины черньяси (асы) и черкасы (адыги) бытовали синхронно. Или в связи с утратой значимости алан стало преобладать название черкасы. Упадок аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием в ХIII в. После XIII в. предков кабардинцев Российские источники называют «веркасы (черкасы) пятигорские». В ХIV в. отмечена массовая миграция черкасов из Пятигорья в среднее течение долины реки Днепр (примерно между современным Киевом и Днепропетровском). Местность, где они поселились, получила название Черкасия или Земли запорожских черкасов. В России вплоть до ХVIII в. термин черкасы, употреблялся в качестве экзонима запорожских казаков и даже украинцев. И только к началу ХIХ в. в русских текстах слово черкасы, трансформировалось в слово черкесы.

В основу наименования города Черкассы, что на Днепре, входит экзоэтноним черкасы. От названия города стали называть черкасами и запорожских казаков, и украинцев. О происхождение экзоэтнонима черкасы приводятся различные версии. Поэтому, не затухают споры о его этимологии. Неоднозначность понимания значения экзоэтнонима черкасы и широкая география распространения топонимов в которые он входит, не только на территории Северного Кавказа, привносит элемент спорной загадочности в историю его происхождения. Но при этом следует понимать, что термин черкас или черкес не является самоназванием какого-то племени или племенной группы, а придуман народами проживающими по соседству с ними. Многие исследователи сопоставляют термины черкас и черкес.

Фрагмент карты периода ~1450-1613 гг.
Фрагмент карты из «Учебного атласа по русской истории» [49] периода ~1450-1613 гг. На карте значатся Пятигорские черкасы (кабардинцы), абхазы (точнее обезы) и черкасы (адыги)

Есть версия, что черкасами называли запорожских казаков великороссы и татары. Казаки-черкасы упоминаются в русской летописи 1445 г. Коков Дж.Н. приводит следующие, несколько категоричные, данные: «Не только запорожские казаки всегда назывались черкасами, но вся нынешняя Малороссия не имели другого названия, как черкасской, или позже во всех актах и грамотах монархов российских даже до конца царствования Екатерины II» [24, 25]. Есть мнение, что это происходило, из-за того, что казаки прибывшие с Кавказа, назывались черкасами, где на северном склоне Большого Кавказа проживали черкасы или черкесы. Следует отметить, что в XVI-XVII вв. среди княжеских родов бесленеевцев, жанеевцев и кабардинцев была распространена фамилия Черкасских. В данном случае экзоэтноним черкасы превратили в антропоним. Или у донского историка Саверьева Е.П. есть достаточно загадочные сведения, например, «Казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами себя называют черкасами. Что не мешает нынешним донцам быть сынами славянских предков» [43]. Это мнение не имеет обоснования, так как название черкасы перенесли на Дон переселенцы с города Черкассы, что на Днепре.

Фрагмент карты периода ~1796-1865 гг.
Фрагмент карты из «Учебного атласа по русской истории» [49] периода ~1796-1865 гг., где значатся черкесы

Багновская Неля Михайловна доктор исторических наук, профессор РЭУ имени Плеханова Г.В., рассматривает появление и бытование термина «черкасы» для среднего Приднепровья «… и делает вывод, что для условий ХVII в. термин «черкасы» является региональным экзоэтнонимом …» [3]. C конца XVI в. на службе в пограничных городах Русского государства появились черкасы. Со второй половины XVII в. до 20-х гг. XVIII в. продолжается заселение юго-западной окраины Русского государства черкасами. Черкасами, начиная с XIV в., в восточнославянских летописях называли бывших касогов (современные адыги). Украинская топонимия сохранила сведения об исторических связях народов Кавказа с территориями, которые сейчас входят в состав современной Украины. Некоторые исследователи даже высказывали мнение об адыгском происхождении украинского казачества, что не выдерживает критики, так как казачество было продуктом внутреннего развития русского общества XIV-ХVI вв. Недавние работы Медико-генетического научного центра РАМН подтвердили сходство ДНК протестированных украинцев с южными белорусами, западными и северными русскими, а также южными славянами [3].

Багновская Н.М приводит данные, что в среднем Приднепровье экзоэтноним черкасы упоминается под 1152 г. (?) в Московском летописном своде конца ХV в. В это время упоминались ещё чорни аси (видимо аланы, прим. автора), а не черкасы. В русских летописях этноним касоги последний раз упоминается в 20-х годах XIII в., а уже с начала XIV в. на страницах летописей появляется этноним черкасы, а также топоним «горы Черкасьскыи» (1318-1319 гг.). В восточных (персидских, арабских и других) источниках слово и словосочетание с корнем черкес появляются со второй половины XIII-XIV вв. В западноевропейских мемуарах этнонимы чиркасы и чекисы упоминаются с 40-50-х годов XIII в. В армянских источниках конца XIII в. уже знают черкесов. В монгольской хронике 1240 г. среди народов, завоёванных Чингисханом, названы и серкесути, которых не без оснований считают черкесами. Таким образом, «этноним» черкасы — черкесы относительно территории Северного Кавказа впервые упоминается под 1240 г. По мнению исследователей, в русские летописи «этноним» черкасы вместо древнерусского касоги попал опосредованно — через западно-европейцев, чем и объясняется его запоздалое употребление лишь в начале XIV в. Русские летописи в XIII в. продолжают именовать будущих адыгов касогами, но на рубеже столетия постепенно в них появляется новый экзоэтноним «черкесы». [3]

Фрагмент генеральной карты Российской империи 1799 г.
Фрагмент генеральной карты Российской империи 1799 г., где вдоль берега Чёрного моря значится Большая Абаза

Подавляющее большинство исследователей связывают появление названия черкасы на Днепре с черкесскими переселенцами. Первых черкасов называли также казаками. «Бывшие природными черкасами со временем перевелись, так как основная их масса жила без семейств по обычаю казачьему, а на место их заступили малороссияне, но название «черкасы» удержалось за ними, а потом было перенесено на всех, живших под их зависимостью и влиянием». Многие исследователи в целом разделяют это мнение, считая, что часть черкасов, переселившись с Кавказа в Поднепровье, передала своё этническое название некоторым географическим объектам и среди них городу Черкасы на Днепре. Со временем прямо или опосредовано, возможно, через название города-крепости Черкасы, как значительного центра казачества — всему запорожскому казачеству, среди которого собственно черкасы давно растворились, присвоили их имя. О социальной окраске исторического названия черкас свидетельствуют источники XVI в. - это своеобразный вольный воин, казак. В это время почти ни одна война и военное столкновение не обходились без участия черкас. Для условий XVII в. термин черкасы являлся региональным экзоэтнонимом с ярко выраженными социальными особенностями. [3]

Экзоэтноним (слова не употребляющиеся автохтонным населением) черкас (черкасы) в Российских документах, вошёл во многие географические названия. К концу ХVIII в. стал больше употребляться экзоэтноним черкес, а в советский период истории России он стал использоваться для географических названий. Экзоэтнонимы черкасы и или черкесы, не употреблялись автохтонным населением Северо-Западного Кавказа для самоназвания, но использовались по отношению к ним внешними сообществами. Давно замечено, что этноним - наименование народа, нации, племени не всегда совпадает с самоназванием. Принято считать, что слово адыге самоназвание адыгского народа, а черкес иноназвание (экзоэтноним).

Черкесы. Иллюстрация из журнала The Penny Magazine
Черкесы. Иллюстрация из журнала The Penny Magazine, 1838 г. (https://lenta.ru/)

Предполагают так же, что слово черкасы образовано от словосочетания черкаф-цы — русский термин заимствованный татарами и буквально означает «люди церкви». Другими словами черкасы — это православные христиане не славянского происхождения, данное заключение не бесспорно и больше напоминает переосмысление термина черкас или черкес. В словаре современных говоров Дона есть слово черкасин, так называют низовых казаков на Дону, а черкаса называли жителей Черкасского городка (сейчас это станица Старочеркасская). Низовыми называют казаков, живущих в низовьях реки Дон [5]. Этимология населённых пунктов и слов в Ростовской области с основой черкасы, связана с переселенцами из города Черкассы, основанного на реке Днепр. Терминами черкасы или черкесы, внешне отличных по строению, называли одни те же племена на Северо-Западном Кавказе, и это в целом не вызывает споров. Например, ещё Броневский С.М. писал «Черкесы или черкасы … . … сами себя называют адиге … . … Турки называют их черкес, россияне и грузины черкесами, а осетины - казахами» [9].

Кабардинский уздень и кабардинский князь
На левом рисунке кабардинский уздень (означает - свободный), представитель феодального сословия или дворянин. На правом рисунке кабардинский князь (https://belygorod.ru/). Автор рисунков Корнеев Е.М. (1780 (1782)-после 1839 гг.) русский гравёр, художник и путешественник. Рисунки сделаны в начале ХIХ в., около 1802-1806 гг.

Никонов В.А. приводит следующие данные о городе Новочеркасск «на это место переведены жители донской станицы Черкасская, которая возникла в начале ХVI в. с переселением на русскую территорию черкесов из турецких владений на Сев. Кавказ» [39]. То есть у Никонова В.А. допущена неточность, так как станица Черкасская образована переселенцами с Днепра, которых называли черкасы. А вот, что он пишет о возникновении названия города Черкасы на Днепре, «Возник в ХIV в. как поселение казаков, которых называли черкасы, черкесы. Это наименование произошло из этнонима черкесы, часть которых переселилась в ХIII в. с Сев. Кавказа на Днепр. По ним и русские, селившиеся в этой полосе, назывались в Московской Руси черкасами» [40] По сведениям Поспелова Е.М. укреплённый городок Черкасы на Днепре, возник в ХIII в. на месте размещения группы черкесов переселившихся сюда с Северного Кавказа. Образовавшееся смешанное население называли черкасами, отсюда и название города. Станица Черкасская, а затем и город Новочеркасск названы именем переселенцев с Днепра, прибывших на Дон в ХVI в., тогда переселенцев именовали черкасы. [41, 42]

Коваль А.П. основную версию образования топонима Черкаси (Черкассы), выводит от древнерусского слова черньаси - «чорнi аси» («чорнi клобуки»), то есть «чёрные шапки» [21]. Эти данные, видимо, не имеют отношения к образованию топонима Черкассы и к черкасам, но на Руси «чёрных клобуков» как и казаков назвали черкасами. Так как поселившиеся в Поросье и на землях Переяславского княжества торки вошли в вассальное объединение тюркских племён под названием чёрные клобуки, и в их составе принимали участие в защите границ Руси от половцев и в военных походах русских князей. Во время нашествия Батыя в 1240 г. Поросье было разорено. Многих торков татаро-монголы переселили на Волгу, а остаток торкских колонистов ассимилировался с местным славянским населением.

Фрагмент карты периода ~ХI-ХIII вв.
Фрагмент карты из «Учебного атласа по русской истории» [49] периода ~ХI-ХIII вв., где значатся черные клобуки или торки

То́рки — часть средневековых тюрков-огузов, кочевавших в причерноморских степях в X—XIII вв. между Днепром и Доном. Поросье — историческая область Древней Руси расположена южнее Киева, ограничена с юга рекой Рось (346 км) и с севера рекой Стугна (68 км) правых притоков реки Днепр. Чёрные клобуки («чёрные шапки») — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI в. В основном это было тюркское население Приднепровья. Черка́сы — экзоэтноним XVI—XVII вв., термин использовался среди русскоязычного населения к жителям Северного Кавказа и Причерноморья, в частности к адыгам их называли черкасы горские и также называли славян в основном днепровских казаков-христиан. В Российском государстве термин черкасы встречается в официальных документах до конца XVIII в. Разница в написании терминов черкасы или черкесы сохранилась лишь на современных картах. Этимологию экзоэтнонима черкасы следует искать в слове черкесы [23].

Список использованных источников и литературы приведён в 4-й части очерка