Тайна происхождения слова «черкасы»
Цикл Экзоэтнонимы черкас и черкес в географических названиях Юга России состоит из четырёх очерков:
1. Описание топонимов с основой черкас и черкес;
2. О происхождение экзоэтнонима черкас (эта статья);
3. О происхождении адыгских племён;
4. О происхождении экзоэтнонима черкес.
Экзоэтноним название этноса (народа), данное другими народами. Например, скифы экзоэтноним древнегреческого происхождения, их самоназвание сколоты. Экзоэтноним черкасы появился в русских летописях примерно в ХII начале ХIII вв. В X-XI вв. на Северном Кавказе проживали племена, в русских источниках известных под общим именем чёрных асов (черньаси или чорни аси). Так в Московском летописном своде под годом 1152, есть запись: «Все чрные клобукы, ещё зовутся черкасы» (?). Кроме того в ХI в. чёрными клобуками называли тюркских вассалов киевских князей, населяющих Поросье. Поросье историческая область Древней Руси, ограниченная реками с севера Стугна и с юга Росью, обе правые притоки реки Днепр. «Чёрные клобуки», то есть «чёрные шапки» получили от русских название за традицию носить чёрные войлочные шапки. Впоследствии от древнерусского слова черньаси - «чёрные аси», видимо, появляется название черкасы, название жителей Северного Кавказа или с уточнением «черкасы из Пъятигiръя».
Замысловский Егор Егоровича (1841-1896 гг.) российский учёный, историк, доктор наук, профессор Императорского Санкт-Петербургского университета. Под его редакцией был составлен и издан «Учебный атлас по русской истории», считающийся лучшим, выдержавший три издания в 1865, 1869 и 1887 гг. В тексте ниже приведены несколько карт из указанного атласа, научное значение атласа не утрачено до настоявшего времени.
До середины ХIII в. в районе Пятигорья и значительно западнее, локализуется этнос аланы, в русских летописях они назывались словом ясы (асы) и, видимо, в древнерусском сложном слове чернь + аси, вторая часть, является искажением слова ясы, то есть аланы. В словосочетание чёрные аси, вероятно, входит арийское слово аз, ази или ас, означающее «бог, господин, царь или народный герой». «История Алании — это история не только алан, предков современных осетин. В состав Алании, вначале союза, а затем государства, входили ряд народов Северного Кавказа, например, вайнахи и другие». При этом следует учесть, что в период с ХIII-ХIV вв. термины черньяси (асы) и черкасы (адыги) бытовали синхронно. Или в связи с утратой значимости алан стало преобладать название черкасы. Упадок аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием в ХIII в. После XIII в. предков кабардинцев Российские источники называют «веркасы (черкасы) пятигорские». В ХIV в. отмечена массовая миграция черкасов из Пятигорья в среднее течение долины реки Днепр (примерно между современным Киевом и Днепропетровском). Местность, где они поселились, получила название Черкасия или Земли запорожских черкасов. В России вплоть до ХVIII в. термин черкасы, употреблялся в качестве экзонима запорожских казаков и даже украинцев. И только к началу ХIХ в. в русских текстах слово черкасы, трансформировалось в слово черкесы.
В основу наименования города Черкассы, что на Днепре, входит экзоэтноним черкасы. От названия города стали называть черкасами и запорожских казаков, и украинцев. О происхождение экзоэтнонима черкасы приводятся различные версии. Поэтому, не затухают споры о его этимологии. Неоднозначность понимания значения экзоэтнонима черкасы и широкая география распространения топонимов в которые он входит, не только на территории Северного Кавказа, привносит элемент спорной загадочности в историю его происхождения. Но при этом следует понимать, что термин черкас или черкес не является самоназванием какого-то племени или племенной группы, а придуман народами проживающими по соседству с ними. Многие исследователи сопоставляют термины черкас и черкес.
Есть версия, что черкасами называли запорожских казаков великороссы и татары. Казаки-черкасы упоминаются в русской летописи 1445 г. Коков Дж.Н. приводит следующие, несколько категоричные, данные: «Не только запорожские казаки всегда назывались черкасами, но вся нынешняя Малороссия не имели другого названия, как черкасской, или позже во всех актах и грамотах монархов российских даже до конца царствования Екатерины II» [24, 25]. Есть мнение, что это происходило, из-за того, что казаки прибывшие с Кавказа, назывались черкасами, где на северном склоне Большого Кавказа проживали черкасы или черкесы. Следует отметить, что в XVI-XVII вв. среди княжеских родов бесленеевцев, жанеевцев и кабардинцев была распространена фамилия Черкасских. В данном случае экзоэтноним черкасы превратили в антропоним. Или у донского историка Саверьева Е.П. есть достаточно загадочные сведения, например, «Казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами себя называют черкасами. Что не мешает нынешним донцам быть сынами славянских предков» [43]. Это мнение не имеет обоснования, так как название черкасы перенесли на Дон переселенцы с города Черкассы, что на Днепре.
Багновская Неля Михайловна доктор исторических наук, профессор РЭУ имени Плеханова Г.В., рассматривает появление и бытование термина «черкасы» для среднего Приднепровья «… и делает вывод, что для условий ХVII в. термин «черкасы» является региональным экзоэтнонимом …» [3]. C конца XVI в. на службе в пограничных городах Русского государства появились черкасы. Со второй половины XVII в. до 20-х гг. XVIII в. продолжается заселение юго-западной окраины Русского государства черкасами. Черкасами, начиная с XIV в., в восточнославянских летописях называли бывших касогов (современные адыги). Украинская топонимия сохранила сведения об исторических связях народов Кавказа с территориями, которые сейчас входят в состав современной Украины. Некоторые исследователи даже высказывали мнение об адыгском происхождении украинского казачества, что не выдерживает критики, так как казачество было продуктом внутреннего развития русского общества XIV-ХVI вв. Недавние работы Медико-генетического научного центра РАМН подтвердили сходство ДНК протестированных украинцев с южными белорусами, западными и северными русскими, а также южными славянами [3].
Багновская Н.М приводит данные, что в среднем Приднепровье экзоэтноним черкасы упоминается под 1152 г. (?) в Московском летописном своде конца ХV в. В это время упоминались ещё чорни аси (видимо аланы, прим. автора), а не черкасы. В русских летописях этноним касоги последний раз упоминается в 20-х годах XIII в., а уже с начала XIV в. на страницах летописей появляется этноним черкасы, а также топоним «горы Черкасьскыи» (1318-1319 гг.). В восточных (персидских, арабских и других) источниках слово и словосочетание с корнем черкес появляются со второй половины XIII-XIV вв. В западноевропейских мемуарах этнонимы чиркасы и чекисы упоминаются с 40-50-х годов XIII в. В армянских источниках конца XIII в. уже знают черкесов. В монгольской хронике 1240 г. среди народов, завоёванных Чингисханом, названы и серкесути, которых не без оснований считают черкесами. Таким образом, «этноним» черкасы — черкесы относительно территории Северного Кавказа впервые упоминается под 1240 г. По мнению исследователей, в русские летописи «этноним» черкасы вместо древнерусского касоги попал опосредованно — через западно-европейцев, чем и объясняется его запоздалое употребление лишь в начале XIV в. Русские летописи в XIII в. продолжают именовать будущих адыгов касогами, но на рубеже столетия постепенно в них появляется новый экзоэтноним «черкесы». [3]
Подавляющее большинство исследователей связывают появление названия черкасы на Днепре с черкесскими переселенцами. Первых черкасов называли также казаками. «Бывшие природными черкасами со временем перевелись, так как основная их масса жила без семейств по обычаю казачьему, а на место их заступили малороссияне, но название «черкасы» удержалось за ними, а потом было перенесено на всех, живших под их зависимостью и влиянием». Многие исследователи в целом разделяют это мнение, считая, что часть черкасов, переселившись с Кавказа в Поднепровье, передала своё этническое название некоторым географическим объектам и среди них городу Черкасы на Днепре. Со временем прямо или опосредовано, возможно, через название города-крепости Черкасы, как значительного центра казачества — всему запорожскому казачеству, среди которого собственно черкасы давно растворились, присвоили их имя. О социальной окраске исторического названия черкас свидетельствуют источники XVI в. - это своеобразный вольный воин, казак. В это время почти ни одна война и военное столкновение не обходились без участия черкас. Для условий XVII в. термин черкасы являлся региональным экзоэтнонимом с ярко выраженными социальными особенностями. [3]
Экзоэтноним (слова не употребляющиеся автохтонным населением) черкас (черкасы) в Российских документах, вошёл во многие географические названия. К концу ХVIII в. стал больше употребляться экзоэтноним черкес, а в советский период истории России он стал использоваться для географических названий. Экзоэтнонимы черкасы и или черкесы, не употреблялись автохтонным населением Северо-Западного Кавказа для самоназвания, но использовались по отношению к ним внешними сообществами. Давно замечено, что этноним - наименование народа, нации, племени не всегда совпадает с самоназванием. Принято считать, что слово адыге самоназвание адыгского народа, а черкес иноназвание (экзоэтноним).
Предполагают так же, что слово черкасы образовано от словосочетания черкаф-цы — русский термин заимствованный татарами и буквально означает «люди церкви». Другими словами черкасы — это православные христиане не славянского происхождения, данное заключение не бесспорно и больше напоминает переосмысление термина черкас или черкес. В словаре современных говоров Дона есть слово черкасин, так называют низовых казаков на Дону, а черкаса называли жителей Черкасского городка (сейчас это станица Старочеркасская). Низовыми называют казаков, живущих в низовьях реки Дон [5]. Этимология населённых пунктов и слов в Ростовской области с основой черкасы, связана с переселенцами из города Черкассы, основанного на реке Днепр. Терминами черкасы или черкесы, внешне отличных по строению, называли одни те же племена на Северо-Западном Кавказе, и это в целом не вызывает споров. Например, ещё Броневский С.М. писал «Черкесы или черкасы … . … сами себя называют адиге … . … Турки называют их черкес, россияне и грузины черкесами, а осетины - казахами» [9].
Никонов В.А. приводит следующие данные о городе Новочеркасск «на это место переведены жители донской станицы Черкасская, которая возникла в начале ХVI в. с переселением на русскую территорию черкесов из турецких владений на Сев. Кавказ» [39]. То есть у Никонова В.А. допущена неточность, так как станица Черкасская образована переселенцами с Днепра, которых называли черкасы. А вот, что он пишет о возникновении названия города Черкасы на Днепре, «Возник в ХIV в. как поселение казаков, которых называли черкасы, черкесы. Это наименование произошло из этнонима черкесы, часть которых переселилась в ХIII в. с Сев. Кавказа на Днепр. По ним и русские, селившиеся в этой полосе, назывались в Московской Руси черкасами» [40] По сведениям Поспелова Е.М. укреплённый городок Черкасы на Днепре, возник в ХIII в. на месте размещения группы черкесов переселившихся сюда с Северного Кавказа. Образовавшееся смешанное население называли черкасами, отсюда и название города. Станица Черкасская, а затем и город Новочеркасск названы именем переселенцев с Днепра, прибывших на Дон в ХVI в., тогда переселенцев именовали черкасы. [41, 42]
Коваль А.П. основную версию образования топонима Черкаси (Черкассы), выводит от древнерусского слова черньаси - «чорнi аси» («чорнi клобуки»), то есть «чёрные шапки» [21]. Эти данные, видимо, не имеют отношения к образованию топонима Черкассы и к черкасам, но на Руси «чёрных клобуков» как и казаков назвали черкасами. Так как поселившиеся в Поросье и на землях Переяславского княжества торки вошли в вассальное объединение тюркских племён под названием чёрные клобуки, и в их составе принимали участие в защите границ Руси от половцев и в военных походах русских князей. Во время нашествия Батыя в 1240 г. Поросье было разорено. Многих торков татаро-монголы переселили на Волгу, а остаток торкских колонистов ассимилировался с местным славянским населением.
То́рки — часть средневековых тюрков-огузов, кочевавших в причерноморских степях в X—XIII вв. между Днепром и Доном. Поросье — историческая область Древней Руси расположена южнее Киева, ограничена с юга рекой Рось (346 км) и с севера рекой Стугна (68 км) правых притоков реки Днепр. Чёрные клобуки («чёрные шапки») — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI в. В основном это было тюркское население Приднепровья. Черка́сы — экзоэтноним XVI—XVII вв., термин использовался среди русскоязычного населения к жителям Северного Кавказа и Причерноморья, в частности к адыгам их называли черкасы горские и также называли славян в основном днепровских казаков-христиан. В Российском государстве термин черкасы встречается в официальных документах до конца XVIII в. Разница в написании терминов черкасы или черкесы сохранилась лишь на современных картах. Этимологию экзоэтнонима черкасы следует искать в слове черкесы [23].
Список использованных источников и литературы приведён в 4-й части очерка