О происхождении адыгских (черкесских) племён
Цикл Экзоэтнонимы черкас и черкес в географических названиях Юга России состоит из четырёх очерков:
1. Описание топонимов с основой черкас и черкес;
2. О происхождение экзоэтнонима черкас;
3. О происхождении адыгских племён (эта статья);
4. О происхождении экзоэтнонима черкес.
История происхождения адыгских племён исследуется около 200 лет, но наиболее плодотворно она стала изучаться последние ~70 лет. Здесь следует отметить, что древняя история происхождения адыгских племён базируется в основном на легендах и приданиях. Но есть сторонники версии, что племена абхаза-адыгской языковой группы строили дольмены!? На протяжении значительного хронологического периода между эпохой бронзы и ранним средневековьем о них нет сведений. Но есть материальные свидетельства, что дольмены начали строить и строили индоевропейцы. Есть также сведения, что наиболее поздними среди строителей дольменов Западного Кавказа были аланы, относящиеся к индоевропейской языковой семье. Сейчас, по прошествии 5 тысяч лет, говорить, что дольмены строить абазины, абхазы, адыге и даже обобщённо, не разделившиеся, представители северо-западной языковой семьи Кавказа, нет никаких оснований. Подробнее о строителях дольменом можно прочитать на этом сайте в разделе «Загадочные дольмены», где рассматриваются многие вопросы связанные с культурой строителей дольменов. С конца IV до середины ХIII вв. бассейн реки Кубань до реки Псекупс включительно, где локализуются сейчас адыги, входил в состав Аланского царства. Верховье долины реки Псекупс граничило с Абхазским царством. А северо-восточнее Абхазского царства вдоль Чёрного моря размещались абазины (абаза).
«ХIII-ХIV вв., являются малоизвестным периодом истории жизни черкесского народа» [33], а более ранняя их история является гипотетичной. «Начиная с ХIV в. происходило непрерывное возрастание политической силы черкесов, в первую очередь - кабардинцев», «до переселения кабардинцев в бассейн реки Терека, происшедшего во второй половине ХIII в., о них нет никаких сведений» [28]. Переселение кабардинцев в долину Терека, произошло после разгрома алан монголами в ХIII в. В начале ХIV в. кабардинцы проживали в местах, которые они занимают и в настоящее время. А не ранее ХIV и не позднее ХVI вв., переселялись на северный склон Большого Кавказа и абазины, но отдельные их группы проживали на берегу Чёрного моря до середины ХIХ в. В начале ХIV в. в русской летописи есть данные «… под великими горами под яскмими и черкаскмими у града Титякова …» (1319 г.), где упоминаются этнические термины черкасы (то есть черкесы), а под термином ясы понимаются аланы. [18, 20, 33]
Ранняя история адыгов начиная с IХ-Х вв. не бесспорна. На Западном Кавказе в раннем средневековье, начиная с VIII в., засвидетельствованы племенные союзы зихов и касогов, которые принято считать предками современных адыгов (?). Зихские археологические памятники на Кубани известны с IV-VII в. В ХV в. приводится самое позднее упоминание этнонима зихи. С ХVI в. в источниках в пределах прежней Зихии упоминаются племена, называемые черкесами: так теперь называли зихов и касогов. [56] Итальянец Дж. Интериано, путешествовал по Кавказу в конце ХIV в., в своём описании, изданном в начале ХV в., писал «Жизнь зиков, именуемых черкасами», отмечая, что «зихами они зовутся на греческом языке, татары и турки зовут их черкасами, а сами они называют себя адыги». Данная цитата вызывает сомнение в достоверности перевода с итальянского языка, и непонятно какие греки назвали адыгов зихами. Зихи проживали в Восточном Причерноморье от Таманского полуострова до мыса Пицунда. Общеизвестно, что с IХ в. на месте, где локализуются зихи, проживали и обезы, то есть абазины. Видимо, зихи принимали участие в этногенезе абхаза-адыгской языковой группы (?).
Лавров Л.И. делает вывод, что «… адыги как особая народность с единым языком в основных чертах сложилась к Х в.» [28, 29], «Единым народом считали адыгов и авторы русских летописей, которые начиная с Х в. и до середины ХIII в. называют их косогами» [29]. По мнению Лаврова Л.И. «Употребляя термин «племена» применительно к адыгейцам последних веков, мы должны сделать оговорку. Не может быть и речи о сохранении адыгейцами первобытно племенного деления. В течение исторического развития адыгейцев состав племён и их названия неоднократно менялись. Одни племена исчезали, растворялись среди соседей, а другие возникали в результате обособления или смешения. … То, что в литературе принято называть адыгейскими племенами, на самом деле является территориально-политическим подразделением этого народа. … Так как политическая обстановка, вызвавшая к жизни группировку адыгского населения по «племенам», менялась, то менялись и сами «племена», которые то распадались, то объединялись. Поэтому, пользуясь по традиции старым названием «адыгейские племена», мы далеки от желания вкладывать в него понятие о естественном (генетическом) объединении родственных родов первобытного общества». [32]
Косоги (касоги) название в русских летописях, как считают современные историки, средневековых адыгов, проживавших в Закубанье, впервые упоминаются примерно в середине Х в. Касоги расселялись восточнее зихов в горной части Западного Кавказа и сюда они пришли с Малой Азии. Видимо, затем с этих мест они переселились в долину Терека, где они стали называться кабардинцы (?). Осетины до сих пор кабардинцев называют — кæсгон, или как отмечал Лавров Л.И. кесек, то есть касоги [29]. Некоторые исследователи считают только зихов предками адыгов, а народ касоги имеет тюркское происхождение и населили они эти места прибыв из Центральной Азии. Вопрос о родстве зихов и касогов с адыгами не бесспорен, а были ли они на самом деле предками адыгов, остаётся открытым. Анализ ДНК показал, что адыги, вероятнее всего, выходцы с Передней Азии.
О происхождении адыгов предлагались различные версии, вплоть до фантастических. Например, исследователи приводят ошибочную информацию, что черкесы, происходят от меотов или даже киммерийцев и хеттов или хаттов, и тому подобное. Другие рассказывают легенды об аравийском, египетском или индийском происхождении адыгов, откуда они мигрировали на Западный Кавказ в раннем средневековье. Третьи приводят придания, что родоначальником всех черкесов (адыгов), является князь Инал, такой версии придерживаются бесленеевцы, кабардинцы, темиргоевцы, хатукайцы и хегайки, которых признавали настоящими адыгами. Основным народом, принявшим участие в формировании современных черкесов, считаются бесленеевцы, бесленейские черкесы, субэтническая группа адыгского народа.
Что интересно, написаны статьи и книга с названием «Меоты — предки адыгов», такие публикации несут устаревшую и необоснованную информацию, и несколько не корректны. Меоты проживали в западной части Краснодарского края начиная с 1 тыс. до н.э. и, видимо, значительно раньше. На основании археологических материалов установлено, что с VII в. до н.э. по III в. н.э. большой массив оседлых родственных племён меотов занимал территорию Приазовья, нижнего и среднего течения реки Кубань. На территории Кубани проживали следующие меотский племена: дандарии, синды, керкеты, зихи, фатеи, псессы, агры, ахаи, тореты, досхи, обидеакены, ситтакены, аррехи, гениохи, фикеры, галлисерны, серреяхи, скизгниссы, темеоты, астуриканы. [19, 44] По мнению академика Трубачёва О.Н. меоты говорили на реликтовом языке индо-арийской группы, так же как и тавры в Крыму. Самоназвание меотов, происходит от арийского слова maitae - «материнские», образованного от термина maita - «дитя матери» и является отголоском материнского культа [46, 47]. Выводы Трубачёва О.Н. впоследствии были подтверждены ДНК анализом.
«Анализ генетического разнообразия показал, что генофонд меотов составляют линии мтДНК, относящиеся ко всем основным западно-евразийским кластерам (N, R0, JT, UK). … анализ …, указывает на глубокую древность генофонда меотов, сравнимую со временем существования индоевропейской общности. Генетические расстояния свидетельствуют о значительном удалении меотов от индоиранских, … народов и, в то же время, сближении с пулом народов Европы. … .» «… являясь древними насельниками южнорусских степей, меоты не могли не оказать генетического влияния на народы Кавказа. Анализ генетических расстояний между меотами и кавказскими этносами показал, что меоты, проявляя генетическую близость к ряду коренных кавказских народов, тем не менее, особенно не сближаются ни с одним из них. Полученные данные позволяют считать меотов коренным и очень древним населением южнорусских степей» [38].
Дело в том, что не все горские народы, которые себя называли адыгами и сейчас принято считать адыгейцами, кабардинцами и черкесами, ведут свою родословную от князя Инала. Так как различные мифы и придания есть почти у каждой крупной племенной группы адыгов. Например Хан-Гирей, Люлье Л.Я., Дьячков-Тарасов А.Н., Лавров Л.И и другие исследователи пишут, что абадзехи составились из обществ абазин и черкесов. Так Дьячков-Тарасов А.Н. о возникновении абадзехов приводит следующее «Анализ сказаний о первоначальной судьбе абадзехского племени приводит к следующему выводу в глуши Кавказских гор, каковой и была долина Тубе (верхнее течение реки Пшеха, прим. автора) приютилась кучка разноплемённых беглецов: здесь были представители и абхазского племени, и кабардинского, и убыхского, были даже выходцы из Крыма. … Что касается языка, то язык покоряемых адыгов уничтожил «смесь языков», царивших в горсти завоевателей». [16] Или отлична также этническая история шапсугов, которая вызывает много споров. Например, Лавров Л.И. придерживался мнения об абазинском происхождении шапсугов.
Исследователи в середине ХХ в. подтверждают данные ХIХ в. «Можно утверждать, что такие адыгские племена, как бжедуги, шапсуги, абадзехи, махоши, ещё в XV-XVI вв. говорили на абазинском языке, а позже под влиянием кабардинцев постепенно восприняли адыгейский язык» [27]. «значительная часть черкесских племён (а именно: шапсуги, натхуаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесами, то есть адыгами, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и прибрежный народ убыхов, говоривший на своём особом языке. Например, название племени абадзехов в переводе означает «нижние абазины». «Значительная часть черкесских племён является очеркешенными абазинами». [30, 36]
Абазины – самоназвание абаза, коренные жители Кавказа, сейчас проживают в основном в Карачаево-Черкесской Республике, а также в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике. Абхазы – самоназвание апсуа, проживают в Абхазии, автохтонное население Кавказа. Адыге — коренные жители Кавказа, самоназвание родственных по происхождению этносов Северного Кавказа адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Убыхи – самоназвание апёх или пёх, этническая общность, проживали в бассейнах рек Шахе, Сочи и Хоста. В 1864 г. практически все убыхи переселились в Турцию. Абазины, абхазы и адыге относятся к одной северо-западной или абхаза-адыгской ветви иберийско-кавказских языков, но их языки различны.
В БСЭ Т. 47 приводится краткая статья «ЧЕРКЕСЫ — название адыгейцев» [7], а в Т. 1 БСЭ статья «АДЫГЕЙЦЫ (адыге), - народ сев.-зап. Кавказа. В античное время предки А. известны были под названиями: мэоты, синды, керкеты (отсюда — черкесы), зихи. В формировании А. приняли участие скифские, сарматские и аланские этнические элементы. … Адыгейская письменность создана после Великой Октябрьской социалистической революции» [6]. Сейчас черкесами называют только адыгов (кабардинцев, адыгейцев и черкесов), но не все исследователи так считали. Например, Дюбуа де Монпере (1837 г.) и другие кроме адыгов, относил к черкесам — абазин и абхазцев. В БСЭ статья «Черкесы» очень скудна, а статья «Адыгейцы», наполнена противоречиями и не бесспорна, и в свете современных данных она устарела. Считать меотов, скифов, сармат и алан предками адыгов не корректно. Так меоты были праиндоевропейцами, а скифы, сарматы и аланы относятся к индоиранцам. ДНК анализ меотов, скифов и алан (осетин) это подтверждает, они относились к индоевропейской языковой группе, а адыге к абхаза-адыгской ветви иберийско-кавказских языков.
Сравнение абхаза-адыгских народов «с народами Передней Азии, Балкан и Восточной Европы выявило, что в генетическом пространстве Западной Евразии абхаза-адыгские народы (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазины, абхазы) составляют единый кластер с народами Закавказья грузинами и армянами, что указывает на родство их генофондов. Преобладание переднеазиатских гаплогрупп в генофонде рассматриваемых народов и выявленная близость с генофондом населения Передней Азии свидетельствует в пользу их общего происхождения» [13]. Из сказанного следует, что народы населяющие западную и центральную часть Закавказья, то есть армяне, грузины, и Северо-Западный Кавказ — абхаза-адыгские народы родственны и, видимо, происходят из Передней Азии.
Ниже приводится несколько извлечений ХVIII-ХХ вв. из различных источников, дающих информацию об этнических терминах адыге и черкесы. Гильденштедт И.А. — профессор натуральной истории Петербургской академии наук по итогам своего путешествия по Кавказу в 1770-1773 гг. писал об адыгах: «Жители называют себя и свою страну Адиги, турки и татары Черкас, грузины Черкесиани, русские Черкасси, немцы Черкасиен, а осетины Казах …» [14]. Хан-Гирей в первой половине ХIХ в. писал, что племена горских народов проживающие в Закубанье, имеют два общих наименования: адгхе и черкесы «Первым они сами себя именуют. Второе дают им: россияне, турки, грузины и другие народы» [52]. Люлье Л.Я. в середине ХIХ в. пишет следующее «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами, между тем они называют себя адиге. С племенами адиге граничат ещё называющиеся азега, то есть абазинские племена и другие». «Следует заметить, что кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют абадзехов, шапсугов и натухажцев общим именем абадзе-чиль, что значит абазинские народы». «Абадзехи же, шапсуги и натухажцы, называют все племена, сохранившие феодальное управление, включая в том числе и кабардинцев: адиге-чиль, т.е. адигские народы». «Настоящими адыгами (черкесами) признают: кабардинцев, бесленеевцев, темиргойцев, хатукайцев и хегайков» [36].
В 1883 г. в авторитетном издании Живописная Россия Т. 9, находим следующее «Весьма правдоподобно, что слово черкес — общее название разнородных племён, населяющих северные склоны Западного Кавказа, вовсе не известное самим племенам этим» [17]. Черкесы – по распространённым в ХIХ в. понятиям разноплемённые, но родственные горские народности Западного Кавказа. Из них официально сейчас черкесами называют одну небольшую этническую группу, проживающую в основном в Карачаево-Черкесской Республике РФ, ~57 тыс. человек по данным 2010 г.
В ХХI в. интернет наводнили фрагменты множества карт Кавказа, где обозначалась Черкесия, созданных после позднего средневековья (ХIV-XV вв.), западноевропейских и российских изданий, под которыми делались комментарии о «государстве Черкесия». На этих карт значится не название государства, так как такового не было, а приводится территория проживания племён, которые называли экзоэтнонимом черкесы. То есть обозначалась географическая местность, где локализуется ареал проживания племён называемых черкесы.
На генуэзских картах (ХIII-ХIV вв.) название черкесы, приводят как Circassi. И на большинстве западноевропейских картах местность, где проживали горские народы северо-западного Кавказа, записывался этот термин через букву А: CIRCASIA (XVII в.), CIRCASSES (1705 г.), CIRCASSIE (1723, 1819, 1840 гг.). Встречается название и через Е: TSCHERKESSEN (1780, 1808 гг.). В 1745 г. в российских источниках встречается название черкасыяны. Местность проживания горских народов в Закубанье в ХIХ в. на Российских картах, обозначалась, например, как «Адыге или Черкесское племя» (1857 г.) или просто «Черкесы или Адыге» (1800-1860 гг.) [53]. По существу первые образования в которых были созданы основы государственности адыгов, появились на территории России в 20-х годах ХХ в. это:
- Кабардинская автономная область (АО) основана в 1921 г. С 1922 г. преобразована в Кабардино-Балкарскую АО, которая в 1992 г. преобразована в республику;
- Черкесская (Адыгейская) АО основана в 1922 г., в этом же году она была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО, в 1991 г. она была преобразована в республику;
- Карачаево-Черкесская АО основана в 1922 г., в 1992 г. преобразована в республику.
Ниже приводится рисунок князя Григория Гагарина «Собрание черкесских князей» в окрестностях Сочи ~1847 г. (?), где изображено событие более раннего времени — 1841 г. (?). Термин «черкесы» в подписи применён здесь в более широком смысле, так как в ХIХ в. многие исследователи как западные, так и российские относили к черкесам абазин и абхазов. На самом деле рисунок следовало бы назвать «Собрание абхазских князей», где изображены абхазские князья, стоящие в окружении своих телохранителей, которые набирались из личных дворян (https://abaza-front.livejournal.com/).
Список использованных источников и литературы приведён в 4-й части очерка