Откуда пришли адыги? Легенды и факты

Цикл Экзоэтнонимы черкас и черкес в географических названиях Юга России состоит из четырёх очерков:
1. Описание топонимов с основой черкас и черкес;
2. О происхождение экзоэтнонима черкас;
3. О происхождении адыгских племён (эта статья);
4. О происхождении экзоэтнонима черкес.

История происхождения адыгских племён исследуется около 200 лет, но наиболее плодотворно она стала изучаться последние ~70 лет. Здесь следует отметить, что древняя история происхождения адыгских племён базируется в основном на легендах и приданиях. Но есть сторонники версии, что племена абхаза-адыгской языковой группы строили дольмены!? На протяжении значительного хронологического периода между эпохой бронзы и ранним средневековьем о них нет сведений. Но есть материальные свидетельства, что дольмены начали строить и строили индоевропейцы. Есть также сведения, что наиболее поздними среди строителей дольменов Западного Кавказа были аланы, относящиеся к индоевропейской языковой семье. Сейчас, по прошествии 5 тысяч лет, говорить, что дольмены строить абазины, абхазы, адыге и даже обобщённо, не разделившиеся, представители северо-западной языковой семьи Кавказа, нет никаких оснований. Подробнее о строителях дольменом можно прочитать на этом сайте в разделе «Загадочные дольмены», где рассматриваются многие вопросы связанные с культурой строителей дольменов. С конца IV до середины ХIII вв. бассейн реки Кубань до реки Псекупс включительно, где локализуются сейчас адыги, входил в состав Аланского царства. Верховье долины реки Псекупс граничило с Абхазским царством. А северо-восточнее Абхазского царства вдоль Чёрного моря размещались абазины (абаза).

«ХIII-ХIV вв., являются малоизвестным периодом истории жизни черкесского народа» [33], а более ранняя их история является гипотетичной. «Начиная с ХIV в. происходило непрерывное возрастание политической силы черкесов, в первую очередь - кабардинцев», «до переселения кабардинцев в бассейн реки Терека, происшедшего во второй половине ХIII в., о них нет никаких сведений» [28]. Переселение кабардинцев в долину Терека, произошло после разгрома алан монголами в ХIII в. В начале ХIV в. кабардинцы проживали в местах, которые они занимают и в настоящее время. А не ранее ХIV и не позднее ХVI вв., переселялись на северный склон Большого Кавказа и абазины, но отдельные их группы проживали на берегу Чёрного моря до середины ХIХ в. В начале ХIV в. в русской летописи есть данные «… под великими горами под яскмими и черкаскмими у града Титякова …» (1319 г.), где упоминаются этнические термины черкасы (то есть черкесы), а под термином ясы понимаются аланы. [18, 20, 33]

Рисунки адыгов первой половины ХIХ в. и фото начала ХХ в.
Рисунки адыгов первой половины ХIХ в. и фото начала ХХ в. (https://www.livekavkaz.ru/)

Ранняя история адыгов начиная с IХ-Х вв. не бесспорна. На Западном Кавказе в раннем средневековье, начиная с VIII в., засвидетельствованы племенные союзы зихов и касогов, которые принято считать предками современных адыгов (?). Зихские археологические памятники на Кубани известны с IV-VII в. В ХV в. приводится самое позднее упоминание этнонима зихи. С ХVI в. в источниках в пределах прежней Зихии упоминаются племена, называемые черкесами: так теперь называли зихов и касогов. [56] Итальянец Дж. Интериано, путешествовал по Кавказу в конце ХIV в., в своём описании, изданном в начале ХV в., писал «Жизнь зиков, именуемых черкасами», отмечая, что «зихами они зовутся на греческом языке, татары и турки зовут их черкасами, а сами они называют себя адыги». Данная цитата вызывает сомнение в достоверности перевода с итальянского языка, и непонятно какие греки назвали адыгов зихами. Зихи проживали в Восточном Причерноморье от Таманского полуострова до мыса Пицунда. Общеизвестно, что с IХ в. на месте, где локализуются зихи, проживали и обезы, то есть абазины. Видимо, зихи принимали участие в этногенезе абхаза-адыгской языковой группы (?).

Лавров Л.И. делает вывод, что «… адыги как особая народность с единым языком в основных чертах сложилась к Х в.» [28, 29], «Единым народом считали адыгов и авторы русских летописей, которые начиная с Х в. и до середины ХIII в. называют их косогами» [29]. По мнению Лаврова Л.И. «Употребляя термин «племена» применительно к адыгейцам последних веков, мы должны сделать оговорку. Не может быть и речи о сохранении адыгейцами первобытно племенного деления. В течение исторического развития адыгейцев состав племён и их названия неоднократно менялись. Одни племена исчезали, растворялись среди соседей, а другие возникали в результате обособления или смешения. … То, что в литературе принято называть адыгейскими племенами, на самом деле является территориально-политическим подразделением этого народа. … Так как политическая обстановка, вызвавшая к жизни группировку адыгского населения по «племенам», менялась, то менялись и сами «племена», которые то распадались, то объединялись. Поэтому, пользуясь по традиции старым названием «адыгейские племена», мы далеки от желания вкладывать в него понятие о естественном (генетическом) объединении родственных родов первобытного общества». [32]

Косоги (касоги) название в русских летописях, как считают современные историки, средневековых адыгов, проживавших в Закубанье, впервые упоминаются примерно в середине Х в. Касоги расселялись восточнее зихов в горной части Западного Кавказа и сюда они пришли с Малой Азии. Видимо, затем с этих мест они переселились в долину Терека, где они стали называться кабардинцы (?). Осетины до сих пор кабардинцев называют — кæсгон, или как отмечал Лавров Л.И. кесек, то есть касоги [29]. Некоторые исследователи считают только зихов предками адыгов, а народ касоги имеет тюркское происхождение и населили они эти места прибыв из Центральной Азии. Вопрос о родстве зихов и касогов с адыгами не бесспорен, а были ли они на самом деле предками адыгов, остаётся открытым. Анализ ДНК показал, что адыги, вероятнее всего, выходцы с Передней Азии.

О происхождении адыгов предлагались различные версии, вплоть до фантастических. Например, исследователи приводят ошибочную информацию, что черкесы, происходят от меотов или даже киммерийцев и хеттов или хаттов, и тому подобное. Другие рассказывают легенды об аравийском, египетском или индийском происхождении адыгов, откуда они мигрировали на Западный Кавказ в раннем средневековье. Третьи приводят придания, что родоначальником всех черкесов (адыгов), является князь Инал, такой версии придерживаются бесленеевцы, кабардинцы, темиргоевцы, хатукайцы и хегайки, которых признавали настоящими адыгами. Основным народом, принявшим участие в формировании современных черкесов, считаются бесленеевцы, бесленейские черкесы, субэтническая группа адыгского народа.

Литография «Черкес и абазинец»
Литография «Черкес и абазинец» по рисунку Никанора Чернецова первой половины ХIХ в. из архива Мурата Тхазеплова (https://etokavkaz.ru/)

Что интересно, написаны статьи и книга с названием «Меоты — предки адыгов», такие публикации несут устаревшую и необоснованную информацию, и несколько не корректны. Меоты проживали в западной части Краснодарского края начиная с 1 тыс. до н.э. и, видимо, значительно раньше. На основании археологических материалов установлено, что с VII в. до н.э. по III в. н.э. большой массив оседлых родственных племён меотов занимал территорию Приазовья, нижнего и среднего течения реки Кубань. На территории Кубани проживали следующие меотский племена: дандарии, синды, керкеты, зихи, фатеи, псессы, агры, ахаи, тореты, досхи, обидеакены, ситтакены, аррехи, гениохи, фикеры, галлисерны, серреяхи, скизгниссы, темеоты, астуриканы. [19, 44] По мнению академика Трубачёва О.Н. меоты говорили на реликтовом языке индо-арийской группы, так же как и тавры в Крыму. Самоназвание меотов, происходит от арийского слова maitae - «материнские», образованного от термина maita - «дитя матери» и является отголоском материнского культа [46, 47]. Выводы Трубачёва О.Н. впоследствии были подтверждены ДНК анализом.

«Анализ генетического разнообразия показал, что генофонд меотов составляют линии мтДНК, относящиеся ко всем основным западно-евразийским кластерам (N, R0, JT, UK). … анализ …, указывает на глубокую древность генофонда меотов, сравнимую со временем существования индоевропейской общности. Генетические расстояния свидетельствуют о значительном удалении меотов от индоиранских, … народов и, в то же время, сближении с пулом народов Европы. … .» «… являясь древними насельниками южнорусских степей, меоты не могли не оказать генетического влияния на народы Кавказа. Анализ генетических расстояний между меотами и кавказскими этносами показал, что меоты, проявляя генетическую близость к ряду коренных кавказских народов, тем не менее, особенно не сближаются ни с одним из них. Полученные данные позволяют считать меотов коренным и очень древним населением южнорусских степей» [38].

Знатные воины черкесских племён
Знатные воины черкесских племён. Рисунок по иллюстрации Корнеева Е.М. к книге «Народы России», опубликован Д. Феррарио в 1818 г. (https://etokavkaz.ru/)

Дело в том, что не все горские народы, которые себя называли адыгами и сейчас принято считать адыгейцами, кабардинцами и черкесами, ведут свою родословную от князя Инала. Так как различные мифы и придания есть почти у каждой крупной племенной группы адыгов. Например Хан-Гирей, Люлье Л.Я., Дьячков-Тарасов А.Н., Лавров Л.И и другие исследователи пишут, что абадзехи составились из обществ абазин и черкесов. Так Дьячков-Тарасов А.Н. о возникновении абадзехов приводит следующее «Анализ сказаний о первоначальной судьбе абадзехского племени приводит к следующему выводу в глуши Кавказских гор, каковой и была долина Тубе (верхнее течение реки Пшеха, прим. автора) приютилась кучка разноплемённых беглецов: здесь были представители и абхазского племени, и кабардинского, и убыхского, были даже выходцы из Крыма. … Что касается языка, то язык покоряемых адыгов уничтожил «смесь языков», царивших в горсти завоевателей». [16] Или отлична также этническая история шапсугов, которая вызывает много споров. Например, Лавров Л.И. придерживался мнения об абазинском происхождении шапсугов.

Исследователи в середине ХХ в. подтверждают данные ХIХ в. «Можно утверждать, что такие адыгские племена, как бжедуги, шапсуги, абадзехи, махоши, ещё в XV-XVI вв. говорили на абазинском языке, а позже под влиянием кабардинцев постепенно восприняли адыгейский язык» [27]. «значительная часть черкесских племён (а именно: шапсуги, натхуаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесами, то есть адыгами, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и прибрежный народ убыхов, говоривший на своём особом языке. Например, название племени абадзехов в переводе означает «нижние абазины». «Значительная часть черкесских племён является очеркешенными абазинами». [30, 36]

Абазины – самоназвание абаза, коренные жители Кавказа, сейчас проживают в основном в Карачаево-Черкесской Республике, а также в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике. Абхазы – самоназвание апсуа, проживают в Абхазии, автохтонное население Кавказа. Адыге — коренные жители Кавказа, самоназвание родственных по происхождению этносов Северного Кавказа адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Убыхи – самоназвание апёх или пёх, этническая общность, проживали в бассейнах рек Шахе, Сочи и Хоста. В 1864 г. практически все убыхи переселились в Турцию. Абазины, абхазы и адыге относятся к одной северо-западной или абхаза-адыгской ветви иберийско-кавказских языков, но их языки различны.

Абазины (абаза) фото конца ХIХ в.
Абазины (абаза) фото конца ХIХ в. (https://wikipedia.org/)

В БСЭ Т. 47 приводится краткая статья «ЧЕРКЕСЫ — название адыгейцев» [7], а в Т. 1 БСЭ статья «АДЫГЕЙЦЫ (адыге), - народ сев.-зап. Кавказа. В античное время предки А. известны были под названиями: мэоты, синды, керкеты (отсюда — черкесы), зихи. В формировании А. приняли участие скифские, сарматские и аланские этнические элементы. … Адыгейская письменность создана после Великой Октябрьской социалистической революции» [6]. Сейчас черкесами называют только адыгов (кабардинцев, адыгейцев и черкесов), но не все исследователи так считали. Например, Дюбуа де Монпере (1837 г.) и другие кроме адыгов, относил к черкесам — абазин и абхазцев. В БСЭ статья «Черкесы» очень скудна, а статья «Адыгейцы», наполнена противоречиями и не бесспорна, и в свете современных данных она устарела. Считать меотов, скифов, сармат и алан предками адыгов не корректно. Так меоты были праиндоевропейцами, а скифы, сарматы и аланы относятся к индоиранцам. ДНК анализ меотов, скифов и алан (осетин) это подтверждает, они относились к индоевропейской языковой группе, а адыге к абхаза-адыгской ветви иберийско-кавказских языков.

Абхазцы (апсуа) фото 60-х годов ХIХ в.
Абхазцы (апсуа) фото 60-х годов ХIХ в. (https://dzen.ru/media/history)

Сравнение абхаза-адыгских народов «с народами Передней Азии, Балкан и Восточной Европы выявило, что в генетическом пространстве Западной Евразии абхаза-адыгские народы (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазины, абхазы) составляют единый кластер с народами Закавказья грузинами и армянами, что указывает на родство их генофондов. Преобладание переднеазиатских гаплогрупп в генофонде рассматриваемых народов и выявленная близость с генофондом населения Передней Азии свидетельствует в пользу их общего происхождения» [13]. Из сказанного следует, что народы населяющие западную и центральную часть Закавказья, то есть армяне, грузины, и Северо-Западный Кавказ — абхаза-адыгские народы родственны и, видимо, происходят из Передней Азии.

Ниже приводится несколько извлечений ХVIII-ХХ вв. из различных источников, дающих информацию об этнических терминах адыге и черкесы. Гильденштедт И.А. — профессор натуральной истории Петербургской академии наук по итогам своего путешествия по Кавказу в 1770-1773 гг. писал об адыгах: «Жители называют себя и свою страну Адиги, турки и татары Черкас, грузины Черкесиани, русские Черкасси, немцы Черкасиен, а осетины Казах …» [14]. Хан-Гирей в первой половине ХIХ в. писал, что племена горских народов проживающие в Закубанье, имеют два общих наименования: адгхе и черкесы «Первым они сами себя именуют. Второе дают им: россияне, турки, грузины и другие народы» [52]. Люлье Л.Я. в середине ХIХ в. пишет следующее «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами, между тем они называют себя адиге. С племенами адиге граничат ещё называющиеся азега, то есть абазинские племена и другие». «Следует заметить, что кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют абадзехов, шапсугов и натухажцев общим именем абадзе-чиль, что значит абазинские народы». «Абадзехи же, шапсуги и натухажцы, называют все племена, сохранившие феодальное управление, включая в том числе и кабардинцев: адиге-чиль, т.е. адигские народы». «Настоящими адыгами (черкесами) признают: кабардинцев, бесленеевцев, темиргойцев, хатукайцев и хегайков» [36].

В 1883 г. в авторитетном издании Живописная Россия Т. 9, находим следующее «Весьма правдоподобно, что слово черкес — общее название разнородных племён, населяющих северные склоны Западного Кавказа, вовсе не известное самим племенам этим» [17]. Черкесы – по распространённым в ХIХ в. понятиям разноплемённые, но родственные горские народности Западного Кавказа. Из них официально сейчас черкесами называют одну небольшую этническую группу, проживающую в основном в Карачаево-Черкесской Республике РФ, ~57 тыс. человек по данным 2010 г.

Современная схема реконструкции местности начала ХIХ в.
Современная схема реконструкции местности начала ХIХ в., которую называли Черкесия, здесь проживали различные горские народы. Существует множество картографических вариантов расположения Черкесии. На схеме допущена неточность в написании названия этноса абазины (самоназвание абаза) (https://werewolf0001.livejournal.com)

В ХХI в. интернет наводнили фрагменты множества карт Кавказа, где обозначалась Черкесия, созданных после позднего средневековья (ХIV-XV вв.), западноевропейских и российских изданий, под которыми делались комментарии о «государстве Черкесия». На этих карт значится не название государства, так как такового не было, а приводится территория проживания племён, которые называли экзоэтнонимом черкесы. То есть обозначалась географическая местность, где локализуется ареал проживания племён называемых черкесы.

Черкесская пляска 1802-1806 гг.
Черкесская пляска (http://elabuga.com/). Автор рисунка Корнеев Е.М. Рисунок сделан около 1802-1806 гг. (https://etokavkaz.ru/)

На генуэзских картах (ХIII-ХIV вв.) название черкесы, приводят как Circassi. И на большинстве западноевропейских картах местность, где проживали горские народы северо-западного Кавказа, записывался этот термин через букву А: CIRCASIA (XVII в.), CIRCASSES (1705 г.), CIRCASSIE (1723, 1819, 1840 гг.). Встречается название и через Е: TSCHERKESSEN (1780, 1808 гг.). В 1745 г. в российских источниках встречается название черкасыяны. Местность проживания горских народов в Закубанье в ХIХ в. на Российских картах, обозначалась, например, как «Адыге или Черкесское племя» (1857 г.) или просто «Черкесы или Адыге» (1800-1860 гг.) [53]. По существу первые образования в которых были созданы основы государственности адыгов, появились на территории России в 20-х годах ХХ в. это:

Город Нальчик - столица Кабардино-Балкарской Республики
Город Нальчик - столица Кабардино-Балкарской Республики (https://admnalchik.ru/)
  • Кабардинская автономная область (АО) основана в 1921 г. С 1922 г. преобразована в Кабардино-Балкарскую АО, которая в 1992 г. преобразована в республику;
Город Майкоп - столица Республики Адыгея
Город Майкоп - столица Республики Адыгея (https://wikipedia.org/)
  • Черкесская (Адыгейская) АО основана в 1922 г., в этом же году она была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО, в 1991 г. она была преобразована в республику;
Город Черкесск - столица Карачаево-Черкесской Республики
Город Черкесск - столица Карачаево-Черкесской Республики (https://cherkessk09.ru/)
  • Карачаево-Черкесская АО основана в 1922 г., в 1992 г. преобразована в республику.

Ниже приводится рисунок князя Григория Гагарина «Собрание черкесских князей» в окрестностях Сочи ~1847 г. (?), где изображено событие более раннего времени — 1841 г. (?). Термин «черкесы» в подписи применён здесь в более широком смысле, так как в ХIХ в. многие исследователи как западные, так и российские относили к черкесам абазин и абхазов. На самом деле рисунок следовало бы назвать «Собрание абхазских князей», где изображены абхазские князья, стоящие в окружении своих телохранителей, которые набирались из личных дворян (https://abaza-front.livejournal.com/).

Рисунок князя Григория Гагарина «Собрание черкесских князей» в окрестностях Сочи 40-х годов ХIХ в.
Рисунок князя Григория Гагарина «Собрание черкесских князей» в окрестностях Сочи 40-х годов ХIХ в., который следовало бы назвать «Собрание абхазских князей» (https://abaza-front.livejournal.com/)

Список использованных источников и литературы приведён в 4-й части очерка