Топоним Кодош в Краснодарском крае
На картах и описаниях Кавказа и Кубани в ХVIII-ХIХ вв. топоним Кодош или Кодос, встречается в названии залива и населённого пункта, расположенных в устье реки, которая сейчас называется Туапсе. А также на картах, значится мыс Кодош, расположенный недалеко от западной окраины города Туапсе в Ольгинсой бухты (современное название). В 1629 г. итальянец Дж. Лукка, побывавший в этих местах, приводит топоним Кудесчио, который Лавров Л.И. отождествляет с мысом Кодош. Поэтому, видимо, существует версия, что топоним Кодош, иногда Кадош, происходит от генуэзского слова кадес — «стена», так как в сторону моря мыс, обрывается уступом скал, напоминающих стену. Топонимы с похожей основой можно встретить в южной Европе и сейчас. Например, город Кадис (Cadiz) в юго-западной Испании на берегу Атлантического океана, его название буквально переводится, как «стена» или «крутой берег».
На мысу Кодош в 1874 г. сооружается Кодошский маяк, высота его башни составляет 14 м, высота над уровнем моря 62 м [18].
В отличие от залива название мыса Кодош, сохранилось на современных картах. Высокий скальный материковый уступ мыса, выдвигается в море примерно на 1 км. Абсолютные высоты на мысу составляют от 70-90 м до 255 м. Он с южной и западной стороны, оконтурен Кодошскими скалами, обрывающимися к Чёрному морю. Скалы начинаются недалеко от правого берега устья реки Паук и тянутся 4,5 км вдоль уреза моря до скалы Кисилева, которой они заканчиваются. Кодошские скалы с юга и запада, являются естественной границей памятника природы «Лесопарк Кадош». На сайте государственного «Управления особо охраняемых природных территорий Краснодарского края» название памятника природы «Лесопарк Кадош», зафиксировано через букву а.
В Атласе Чёрного моря (1841 г.) название мыса Кодош, обозначено двумя словами «Чардакъ или Кодошъ». Одно из значений тюркоязычного слова чардак — «постройка на столбах или сваях», соответствует «столбчатому характеру каменных обнажений» мыса. Сложен мыс осадочными горными породами, состоящими из флиша, который здесь обрывается к морю вертикальными слоями, образуя уступ, достигающий высоты 50 м. Название мыса известно в различных формах: Кодош, Кадош, Кодес, Къэодэс.
Мыс Ту, расположенный в 17 км на северо-запад от мыса Кодош, имел ранее в своём названии похожую составляющую — Кодос. Так на картах Кавказского края (1847, 1876, 1881 гг.) мыс Ту обозначался как мыс Агрия Ту Кодосъ. Мыс находится на берегу небольшой Ольгинской бухты, в которую впадает река Ту. Геоморфология мыса Ту, напоминает мыс Кодош, но только меньших размеров и с другим залеганием горных пород.
Кроме мысов на картах Черноморского побережья Кубанской области (с 1860 по 1918 гг.) и Краснодарского края (с 1937 г.) с похожим названием, встречается название вершины, рек, населённых пунктов. Например, в первой половине ХIХ в. на картах и в описаниях у некоторых авторов река Ту, обозначается как Кодос, на левом берегу речки располагался населённый пункт того же названия [17]. Бухта, в которую впадает река Ту, называлась тогда тоже Кодос, на современных картах она обозначается как Ольгинская.
Как правильно писать Кадош или Кодош? У французского исследователя Пейсонеля К.-Ш. (1750-1762 гг.) топоним приводится как Кодош. На карте Чёрного и Азовского морей составленной Будищевым И.М. (1817 г.), значится залив Кодосъ. У Броневского С.М. (1823 г.) упоминается селение и залив Кодос [2]. Бларамберг И.Ф. (1834 г.), приводит название бухты Кодос, «некогда здесь были два города Бовуджиал и Абхазия». В атласе Чёрного моря Манганари Е.П. (издан в 1841 г.) по съёмке 1834 г. мыс, значится под двумя названиями, одно из них Кодош. У Люлье Л.Я. (1857 г.), приводится описание божества «Кодес. Горцы представляют его в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов». [12, 16] На карте Кубанской области (1904 г.) на мысу обозначен лишь маяк Кодошский, а на врезке карты района Туапсе, значится маяк Кадошский. На карте Черноморской губернии (1906 г.) обозначен маяк Кодашский. На некоторых советских картах первой половины ХХ в., значится Кадошский маяк. В «Морском энциклопедическом словаре» (в 3-х томах) (1993 г.), приводится информация о Кодошском маяке, основанном в 1874 г. [18]. На современных картах масштаба 1:50 000 и 1:100 000, значится мыс Кодош. Видимо, всё-таки следует писать название топонима через о — Кодош.
Французский дипломат Пейсонель К.-Ш., исследовавший берега Чёрного моря в 1750-1762 гг., описывает абазинский порт Кодош на берегу открытой бухты Кодош, где в конце ХIХ в., появляется название посад Туапсе. «Там именно находится знаменитое дерево Кодош, которое абазинцы чтут … … Этимология слова Кодош происходит от еврейского слова святой». [19] Броневский С.М. (1823 г.), приводит следующие сведения о селении Кодош, периода окончания ХVIII начала ХIХ вв.: «Кодосъ, множество абхазских (абазинских, прим. автора) усадеб, рассеянных вокруг Кодозскаго залива под именем Кодосъ» [2]. Пейсонель К.-Ш. и Броневский С.М. приводит название для четырёх объектов под одним именем Кодос (Кодош). Один из них первичен, вероятно, это священное дерево.
Абазинские племена, проживали на побережье Чёрного моря до второй половины ХIХ в. Горцы наделяли отдельные деревья чудесными свойствами, они считались священными. Эти деревья у горцев пользовались большим уважением и служили местом массовых праздников и сбора для народных собраний. Почти в каждой долине Черноморского побережья Кавказа, имелись священные деревья или рощи. Где поклонялись различным божествам, но при обязательном наличии и почитании крестов (туземное название джур), сделанных из дерева дуба или бука. Божество Кодес горцы представляли себе в виде рыбы [1, 3, 12, 16]. Шапсуги, абазины, абхазцы, поклонялись Къодэсу и как богине рождения. Кодеш генетически связан с абхазским женским божеством Кодош [16]. Къодэсу совершали ритуальные жертвоприношения и танцы. Божеству Кодеш (Куэдэш) в старину молились перед рыбной ловлей, прося у него богатого улова [10, 16].
«Священные или божьи деревья (тхъэчъыг) чаще всего были дубы, но были среди них чинар (бук, прим. автора), ольха, граб, сосна, каштан, волошский орех (орех грецкий, прим. автора) и груша, а в литературе упоминается ещё белолистка (тополь белый или серебристый, прим. автор), акация и липа [9]. Иногда священные деревья, посвящали божеству Кодеш. На мысе Кодош (Кодос, Кодеж), находилось одно из святилищ этого божества. «Сам термин «кодеш» не адыгейский, а еврейский и означает «Святость» [10]. «Селение Малое Псеушхо (Туапсинского района в долине реки Пшенахо, прим. автора), местные жители называют КуэдэщэхьыпI, т.е. «место приношений Кодешу» [10]. Меретуков К.Х. считает, что название КоэдэщыхьыпI, состоит из трёх слов: кодэшъ — «шёлкотканая верёвка», щыхьын — «вить», пIэ — «место», и означает «место где, вьют крепкую верёвку» [14], эта версия не убедительна.
Меретуков К.Х. название мыса Кодош, расположенного недалеко от города Туапсе, представляет, как искажение адыгейского слова Къодэс (Кодес). Слово Къодэс состоит из двух адыгейских слов къо — «долина» и дэс — «сидящий», буквально «сидящие в долине», то есть «Долинники». Людей, проживающих у подножья горы или вдоль реки, адыге обычно называли «Долинники». И далее он дополняет «Недалеко от горы Къодэс (?), протекает речка Паук. Видимо, её жителей называли «Долинниками». [15] Данная версия этимологии топонима Кодош сомнительна.
«Слово Кодош (Кодес) относится к различным объектам (бухте, реке, дереву, мифическому существу), и уже это ставит под сомнение этимологию «живущие в балке» (для Кадош). … То обстоятельство, что черкесы (видимо шапсуги, прим. автора) и абазины словом Кодош обозначали почитаемые, святые места, говорит в пользу этимологии — «святой». [7] «Видимо, именно слово (kadis) сохраняется в еврейском (идиш) языке со значением «заупокойная месса», а в арабском куддус — «святой». Коков Дж.Н. также отмечает связь западно-кавказского топонима Кодош (Кадош) с переднеазиатской, древне-ассирийской богиней Кадеш, «культ Кадеша мог быть из Малой Азии занесён на Кавказ». «Непонятное иноязычное название адыги подвергли переосмыслению на почве родного языка» и Кадеша превратилась в Кодеса или Къодэса. «Къуэдэс (Кодес) — рыбообразное морское божество, буквально «живущий в лощине». [6, 8] «Нет уверенности в тождестве Кодош и адыгейского Къодэс» [7].
Костарнова Н.К. приводит другую версию образования топонима Кадош (Кодош) от адыгейских слов къо — «свинья (дельфин)» и дэс (дэсын) — «сидящий» в значении «сидящее на дельфине» — морское божество. [9]
Учитывая многочисленные варианты написания рассматриваемого топонима, например, Кадаш, Кадош, Кода, Кодо, Кодес, Кодос, Кодош, Кодаш т.д., и отнесение его к множеству различных географических объектам, можно предположить, что они имеют различную этимологию. Трудность в том, что сейчас сложно конкретно и объективно говорить о той или иной основе происхождения этих названий. Так как туземные диалекты на которых фиксировались наименования в ХVIII-ХIХ вв. утрачены.
Возможно, происхождение топонима Кодош и от адыгейского слова къудас (къутас), означающего «бахрома» — «ряд свисающих волокон …» или кабардинского слова докъудас с тем же значением. Обрывистые берега мыса, сложенные горными породами светло-серого цвета, окаймляются сверху зеленью древесной, кустарниковой и травянистой растительности, которая напоминает бахрому. Слово къудас - «бахрома», быть может, было народным географическим термином туземного населения, проживающего на берегу Чёрного моря. Кроме того в абазинском языке, например, есть ботанический термин къвдас (кудас), означающий «ковыль», который в искажённом виде кодос мог стать географическим названием, например, для горы, где на вершине произрастало это растение.
В долине реки Аше, находится гора Кодо (803,7 м) и было село Кадо (Кодо) примерно в 6 км на северо-восток от аулов Калеж и Лыготх Лазаревского района городского округа Сочи. В нижнем течение реки Мал. Наужи (бассейн реки Аше), село Кадо (Кодо) у подножья горы Кодо, обозначалось ещё на картах 1942 г. В основе названия села и вершины, возможно, использовано имя туземного божество моря Коди (Кодес, Кадош) [4]. Название горы Кодо, производят также от имени абазинской богини деторождения, воды и деревьев — Кодош [13]. Но, название селения и вершины, могло быть, образовано и от абазинского мужского имени Къады (Кады), происходит от арабского слова кади — «судья».
Северо-западнее устья реки Шахе первая речка на картах, называлась Кодесъ (1857 г.) или Кодежъ (1871, 1877, 1904 гг. и др.). Современное название речки Матросское Ущелье, имеет протяжённость около 12 км, течёт по долине, называемой урочище Матросское Ущелье, впадает в Чёрное море. Устье речки находится в 1,5 км на северо-запад, от устья реки Шахе, на северо-западной окраине микрорайона Головинка, расположенного в Лазаревском районе городского округа Сочи. Топоним Матросское Ущелье, образован в память об участии моряков в десантной операции в 1839 г. [4]. Десант высадился на участке побережья между устьями рек Шахе и Кодеж, под общим руководством генерала Раевского Н.Н. (1801-1843 гг.) и адмирала Лазарева М.П. (1788-1851 гг.). Недалеко от берега, между устьев указанных рек, был заложен Головинский форт (1839-1859 гг.). Речку Кодес (Кодеж) и ущелье по которому она протекает, с начала ХХ в. стали называть Матросское Ущелье.
В верховьях речки Кодесъ (Кодежъ), до середины ХIХ в., находился аул Кодеш [4]. По мнению Ворошилова В.И. «Возможно, что название Матросская щель — это калька — переосмысление на русский лад адыгейского Кодеш: река Бога моря или моряков (матросов)» [4]. Версия, что в основе названия речки лежит языческое божество Кодош, скорее всего, ошибочна. Видимо, название аула в верховьях речки Кодеж (Кодес, Кодеш), было образовано от абазинской фамилии Къадыж (Кадыж). А речка, получила названия от аула. По мнению Ионовой С.Х. антропоним Къадыж переводится с абазинского языка как «Почитаемый судья» [5].
Использованная литература и источники
- Абазины (историко-этнографический очерк). Авторский коллектив. Черкесск, 1989.
- Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.
- Ворошилов В.И. История убыхов. Майкоп, 2006.
- Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. Майкоп, 2007.
- Ионова С.Х. Абазинские фамилии и имена. Черкесск, 2006.
- Коков Дж.Н. Адыгская антропонимия. Нальчик, 2001.
- Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик, 1974.
- Коков Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. Нальчик, 1973.
- Костарнова Н.К. Тайны географических названий. Майкоп, 2009.
- Лавров Л.И. До исламские верования адыгейцев и кабардинцев. Труды института этнографии. М., 1959.
- Люлье Л.Я. Карта Закубанских горских народов. Тифлис, 1857.
- Люлье Л.Я. Черкесия (историко-этнографические статьи). Репринтное издание, 1857. Перемышляны, 1990.
- Манаевский С., Копсе А. Некоторые топонимы и гидронимы Большого Сочи. Этимологизация. Сочи, 2007.
- Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп, 2003.
- Меретуков К.Х. Из топонимики Северо-Западного Кавказа. Учёные записки. Т. 12. Майкоп, 1971.
- Мифология. Большой энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1998.
- Монпере Ф.Д. Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Издано в Париже, 1839-1843 гг. Перевод В.М. Аталикова. Нальчик, 2002.
- Морской энциклопедический словарь. Том 2. С.-Петербург, 1993.
- Пейсонель К.-Ш. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Чёрного моря в 1750-1762 г. (в изложении Е.Д. Фелицына). Перемышляны, 1990.
- Фрагменты карт, приведённые в тексте очерка, взяты на сайте etomesto.ru.